Принципы разделения основного и среднего общего образования. Типы школ в современном образовании Как правильно назвать школы

Скляренко Элина Олеговна

Современное образование выделяет по меньшей мере 7 типов школ (варианты общего среднего образования).

    Традиционная школа. Этот тип школы ориентирован на передачу готовых знаний. Каждому предмету отводится строгое кол-во предметных часов. Такая школа воспроизводит по преимуществу эмпирический тип мышления.

    Специализированная школа (с углубленным изучением одного или комплекса предметов). Это тип школы направлен на углубленное изучение какого-либо предмета (например, одного или нескольких языков, математики, физики, истории, литературы или физкультуры и пр.) Чаще всего это достигается за счет увеличения числа упражнений и учебных часов, отводимых в учебном плане для более детального изучения материала.

    Гимназия-лицей . Этот тип воссоздает академический уровень образования (стиль, форма и метод), существовавшего в дореволюционный период и по праву имевшего высокий авторитет. Чаще всего, учреждения этого типа, значительно изменяют учебные планы за счет добавления новых предметов, как правило, гуманитарного профиля (философия, логика, культура, изучение древних и нескольких иностранных языков и т.д.) и стараются привлекать к процессу преподавания специалистов высокого класса (сотрудников ведущих вузов, институтов, научных центров). Родители должны понимать, что многие лицеи и гимназии перегружают учебные программы за счет введения дополнительных уроков соответствующего профиля, увеличивают часы пребывания детей (особенно младшего школьного возраста) в стенах учреждения, что может сказываться на усвоения учебного материала и нервно-психических перегрузках детей. Стоит учитывать и тот факт, что часто, приглашаемые преподаватели, не являясь специалистами в школьном образовании, стараются дать детям как можно больше информации, не учитывая их возрастных особенностей.

    Школа, ориентированная на одну или несколько новых систем образования (Вальдорфская школа, школа Монтессори, Зайцева и пр.).

    Школа развивающего типа (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Этот тип школы представляет собой систему, обеспечивающую реконструкцию ребенком идеальных образцов действия, овладение понятиями с точки зрения условий их происхождения. Наиболее полно эта система выражена в обучении младших школьников математике, русскому языку и, изобразительному искусству. На этих предметах дети в особых формах взаимодействия со взрослыми и сверстниками осуществляют действия, посредством которых исторически складывались такие продукты духовной культуры, как математические и лингвистические понятия, художественные образы. В результате у них развиваются основы теоретического мышления и творческого воображения. Таким образом, развивающее обучение ориентировано на усвоение важного, но не единственно значимого для этой системы образования типа сознания: научно-теоретического и художественного как форм теоретического сознания. Система развивающего обучения фактически дает образец школы культурно-исторического типа, правда, ограниченный по целям и задачам и применяемый только к обучению детей младшего школьного возраста.

    Историко-культурная школа (от школы с усиленным гуманитарным компонентом знаний до школы диалога культур (В.С.Библер). Этот тип школы представляет собой довольно широкий спектр школ - от учебных заведений с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля до школы, построенной в рамках концепции диалога культур. В большинстве школ этого типа историческая вертикаль в гуманитарных предметах редуцирована к процессу последовательного усвоения знаний об истории и культуре того или иного периода или цивилизации. Задача освоения исторических типов сознания и деятельности, как правило, в школах этого типа не ставится.

Использованная литература: статья “Культурно-исторический тип школы” Рубцов В.В., Маргопис А.А. и др.

это лестница, ступеньки, которые ведут вверх (лат.); дом радости в процессе познания мира (греч.); учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития подрастающих поколений. Школа - учебно-воспитательное учреждение; выучка, достигнутый в чем-то опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт; направление области науки, искусства; система обязательных учреждений; общеобразовательное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе и основы художественной культуры. (1)

Отличное определение

Неполное определение ↓

ШКОЛА

лат. schola, от греч. schole) учебно-воспитательное учреждение (см.Образовательные учреждения). Сложились различные точки зрения на определение понятия "Ш.". Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в Ш. личности, а саму Ш. рассматривают как "подготовку к взрослой жизни", другие специалисты подчеркивают образовательные функции Ш., ряд педагогов считает основными в Ш. воспитательные аспекты. В реальности Ш. объединяет в себе множество функций, включая и те, на которых сосредоточивают свое внимание приведенные точки зрения. Существует также большое число самых различных классификаций типов и видов Ш. Школы могут содержаться на средства государства или частных лиц и организаций (см. Негосударственные образовательные учреждения, Частные школы). По характеру сообщаемых знаний Ш. делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования - на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся - на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии - на светские и религиозные (конфессиональные). По различным принципам организации образования и обучения выделяются: единая школа, трудовая школа (ее подвид - иллюстративная школа). Для детей, не имеющих условий для нормального воспитания, создаются школы-интернаты, для детей, нуждающихся в лечении, - санаторно-лесные школы и др. Получила развитие авторская школа, а также ее виды: адаптивная школа, школа "диалога культур", "школа самоопределения", вальдорфские школы (см. Вальдорфская педагогика), школы развивающего обучения и др. В современном мире Ш. играет определяющую роль в осуществлении права личности на образование. На протяжении всей истории человечества одним из осн. вопросов педагогики было взаимодействие "школы и жизни". Уже в первобытном обществе в подготовке к инициации видны осн. черты формальной Ш., какой она сохранилась до настоящего времени: она дополняет стихийную, естественную, в частности семейную, социализацию. В повседневной жизни растущему человеку для приобретения необходимых ему и сообществу качеств недостаточно только практического показа и подражания. Для достижения этих целей нужно также сообщение и усвоение концентрированного, специально отобранного знания; нужны упражнения, чтобы овладеть сложными умениями. Отбор содержания школьного образования (см. Содержание образования) определяется более или менее осознанными его целями и принципами, т.е. предполагает осмысленный план или программу образования. Образование осуществляется в Ш. как институции, которая обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числа более совершенных и опытных людей (учителей, воспитателей) со многими менее совершенными и опытными (учащимися, воспитуемыми). Содержание образования сообщается и усваивается благодаря особому взаимодействию учителей и учащихся - преподаванию и обучению. Школьное образование признается успешным, когда завершается публичной демонстрацией приобретенных знаний и умений - экзаменами. Образование общества со времен первых цивилизаций осуществляется в рамках формального образования - теоретического образования с элементами стажировки, практики и с экзаменами. Система образования, выучка, приобретенный опыт. Направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством осн. взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов. См. также Негосударственные образовательные учреждения, Основная школа

В связи с недавним законопроектом об образовании, градация учебных заведений, их подразделение на классы и подклассы уже не имеет значения. Любое заведение, предоставляющее образовательные услуги, именуется теперь «Образовательная Организация». Уровень предоставляемых знаний тут не имеет значения. Название каждого образовательного заведения теперь должно состоять из следующих элементов:

  • Словосочетания «Образовательная Организация»;
  • Соответственно, названия организации.

Нет теперь школ, детских садов и университетов, есть только образовательные организации. Конечно, перестроиться под новые порядки не так то просто, вот и нашли многие директора простой выход, например, среднеобразовательная школа №32 переименована в «Образовательная Организация «Школа №32»». И так повсюду. Можно назвать как угодно, но ведь привычнее родных цифр нет. Да и направленность обучения, индивидуальная образовательная программа, остались на месте. В этой статье рассмотрим, какие же бывают виды школ, и чем они отличаются.

Конечно, первое разделение можно провести по принадлежности заведений:

  • Государственные;
  • Частные;
  • Частно-государственные (с частичным государственным финансированием и контролем программы).

Так же разделить заведения можно и на такие типы:

  • Дневные школы;
  • Вечерние школы.

Но самой широкой и полной будет следующая типизация:

  • Гимназии. Гимназии дают повышенный образовательный уровень и углубление в гуманитарную часть. Этот тип учебного заведения направлен на обязательное продолжение обучения своих выпускников в образовательных организациях высшей ступени (университеты, институты);
  • Колледж. Колледжи, как правило, предоставляют среднее специальное образование и строятся на базе профессиональных технических училищ и техникумов;
  • Лицей. Это школы с повышенным образовательным уровнем, открытые на базе профессиональных технических училищ;
  • Центр и комплекс. Так часто называют образовательные организации, сочетающие в себе несколько ступеней образования. Например под одной крышей детский сад и школа, либо школа институт;
  • Авторская школа. Особый вид школ в которых знания ученикам предоставляются по авторским программам, отличным от государственных;
  • Заведения дополнительного образования. Хоровые, музыкальные, спортивные и художественные образовательные организации.
  • Коррекционные школы. Разумеется, есть не только коррекционные классы, но и целые школы, занимающиеся обучением и воспитанием проблемных детей;
  • Специализированные школы для детей с отклонениями в здоровье или развитии (слабослышащие, глухие, слепые, дети с синдромом Дауна и так далее).
  • Особняком стоят автошколы , хоть их и можно отнести к заведениям дополнительного образования, но они имеют уникальную структуры, что, соответственно, выделяет их в отдельный класс.

Также существуют школы, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. В качестве примера можно привести школу маникюра и педикюра в Москве http://www.shkola-nika.ru/ . Там вы можете пройти обучение по соответствующим программам, после которых вы сможете не только делать маникюр и педикюр для себя, но и устроиться на работу в салон красоты. Для вас специально действуют курсы по обработке ногтей. По окончании вы сможете стать действительно высококлассным мастером маникюра.

Посмотрите здесь

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях - их типах, видах и особенностях.

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).


Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети - это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам - возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения - с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.


Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.


Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

Вечерние школы

Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.

Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" устав школы 2016 года по новому закону об образовании и наименования образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 г. Знаете ли вы, какие предъявляются требования к вывескам образовательных организаций и какие нужно учитывать моменты, переименовывая образовательную организацию?

При этом необходимо учитывать следующие нормы:

  1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;
  2. Образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;
  3. Образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;
  4. Образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;
  5. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;
  6. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением (отклоняющимся от нормы, общественно опасным), реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением";
  7. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением".

Таким образом, формы, типы, по новому закону об образовании претерпели изменения, аналогично с тем, требования к вывескам образовательных учреждений изменились.

С одной стороны, на переименование учреждений дается более двух лет, с другой - данное требование уже сейчас вызывает много вопросов: можно ли в названии образовательной организации сохранить слово "учреждение", нужно ли включать в него указание на тип образовательной организации и т. д.

Требования к вывескам образовательных учреждений: названия, формы, типы, виды

Попробуем проанализировать нормы действующего законодательства и определить, названия, формы, типы, виды образовательных учреждений и организаций, а также требования к вывескам образовательных учреждений и то, как именно с 2016 г. должны называться школы, гимназии, лицеи и другие общеобразовательные организации.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Пункт 1 ст. 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) гласит: "Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций (в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций) должны содержать указание на характер деятельности юридического лица".

Пункт 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ дополняет это положение: " имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип".

Напомним, что деление учреждений на типы введено Законом № 83-ФЗ. Согласно данному закону государственные и муниципальные учреждения могут быть автономными, бюджетными или казенными.

Пункт 1 ч. 2 ст. 7 Закона № 174-ФЗ устанавливает требования к наименованию автономных учреждений: "Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения: наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества...".

В ранее действовавшем законе об образовании использовался термин "образовательное учреждение", который относился ко всем образовательным организациям. Это противоречило гражданскому законодательству РФ, в котором учреждением называется лишь одна из организационно-правовых форм юридических лиц наряду со многими другими формами (автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, общественная организация и т. п.), широко используемыми для создания негосударственных образовательных организаций. Называть такие организации учреждениями неправильно с точки зрения гражданского законодательства.

Законодательный аспект и требования к вывескам образовательных учреждений

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" указанное выше противоречие устранено: вместо термина "образовательное учреждение" используется термин "образовательная организация". Однако "термин" и "наименование" - нетождественные понятия.

По поводу наименования образовательной организации новый закон об образовании гласит следующее:

  1. Образовательная организация (как и ранее образовательное учреждение) должна создаваться в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций;
  2. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип;
  3. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и т. д.

Согласно Классификатору организационно-правовых форм к организационно-правовым формам юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, в т. ч. относятся:

Код Наименование
2 09 00 Учреждения
2 09 01 Автономные учреждения
2 09 02 Благотворительные учреждения
2 09 03 Бюджетные учреждения
2 09 04 Казенные учреждения
2 09 05 Общественные учреждения
2 09 06 Частные учреждения

В соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":

  1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности;
  2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
  • дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.


Скачать в.docx

Таким образом, названия, формы, типы, виды образовательных учреждений и организаций изменились, требования к вывескам образовательных организаций тоже, и в соответствии с новым законом об образовании тип образовательной организации определяется по типу реализуемой образовательной программы, а если таких программ несколько, - по реализуемой программе наиболее высокого уровня.

Анализ изложенных выше законодательных требований позволяет сделать вывод, что государственные и муниципальные образовательные учреждения сохраняют свои наименования, если в них имеется указание на тип реализуемой образовательной программы.

Наименования таких учреждений могут быть дополнены указаниями на особенности образовательной деятельности, например:

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение "Начальная школа - детский сад" (в наименовании отражается уровень программы);
  • Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия № " (требования к вывескам образовательных учреждений гласят, что в наименовании отражается направленность программы).

Требования к вывескам образовательных учреждений: сложности в определении названия, формы, типа и вида ОУ

Неопределенность в вопросе об указании в наименовании образовательного учреждения организационно-правовой формы создает Классификатор организационно-правовых форм, в котором код организационно-правовых форм расшифровывается следующим образом: первая цифра ("2") - раздел классификатора; вторая цифра ("09") - тип организационно-правовой формы; третья цифра ("01", "02" и др.) - вид организационно-правовой формы.

Иными словами, по букве классификатора "учреждение" является не организационно-правовой формой, а типом организационно-правовой формы некоммерческой организации. Данный тип образовательной организации, в свою очередь, подразделяется на виды: автономное, благотворительное, бюджетное, казенное и т. д. Однако, как уже было сказано выше, в соответствии с Законом № 83-ФЗ автономное, бюджетное и казенное являются не видами, а типами государственных и муниципальных учреждений.

В соответствии с принципами разрешения коллизии правовых актов специальный правовой акт (каковым является Классификатор организационно-правовых форм) обладает приоритетом над общими правовыми актами (федеральными законами), если явно не противоречит им, как актам более высокого уровня.

Таким образом, вопрос о применении единообразных правил для наименований образовательных организаций в настоящее время нуждается в официальном разъяснении или в истолковании судебными органами, уполномоченными разрешать коллизии правовых актов.

Недавно изданное письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 частично отвечает на возникший вопрос. Однако в данном письме имелось расхождение с Законом № 174-ФЗ, согласно которому в наименовании автономного учреждения должно быть указание на собственника такого учреждения (муниципальное, государственное, федеральное). Это расхождение было исправлено письмом Минобрнауки России от 09.07.2013 № ДЛ-187/17 - при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений в их наименовании с учетом требований Закона № 174-ФЗ включается в т. ч. указание на собственника имущества образовательного учреждения.

Согласно ГК РФ и Закону № 174-ФЗ автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием и соответственно создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.

С учетом положений Классификатора организационно-правовых форм, федеральных законов, разъяснений Минобрнауки России и сложившейся традиции в наименовании образовательного учреждения рекомендуется указывать:

  1. Организационно-правовую форму образовательного учреждения, организации. При этом для автономных учреждений обязательно указание на собственника (муниципальное, государственное, федеральное), для бюджетных и казенных учреждений - по усмотрению;
  2. Тип образовательной организации в соответствии с реализуемой образовательной программой (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательное учреждение, профессиональное образовательное учреждение, учреждение высшего образования, учреждение дополнительного образования, учреждение дополнительного профессионального образования).

В наименовании образовательного учреждения могут также указываться дополнительные сведения, в частности:

  • собственное наименование (детский сад, школа, образовательный центр, комплекс и т. п., номер учреждения, собственное имя и др.);
  • особенности реализуемых образовательных программ (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов и др.);
  • присвоенное учреждению имя выдающегося гражданина или наименование юридического лица, в т. ч. фирменное.

Следует обратить внимание, что согласно письму Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 понятие "образовательная организация" используется в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. Самим же законом включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - "организация" - не предусмотрено, из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом "организация".

Официальный источник

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.07.2013). П. 2 ст. 120, п. 1 ст. 54
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ч. 1 ст. 22, ст. 23, ч. 5 ст. 108
  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 07.05.2013)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 03.12.2012). Ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 2 ст. 7
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 02.07.2013). П. 1 ст. 4
  • Общероссийский классификатор организационно-правовых форм. ОК 028-2012, утв. приказом Росстандарта от 16.10.2012 № 505-ст
  • Письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № ДЛ-151/17 "О наименовании образовательных учреждений"
  • Письмо Минобрнауки России от 09.07.2013 № ДЛ-187/17 "В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений"

Типовые нарушения образовательного законодательства

Сергей Феклин, руководитель юридической клиники Московского городского педагогического университета

error: