В л кондратьев сашка краткое содержание. Кондратьев В. Л. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Лидия ГОЛОВИНА

Лидия Анатольевна ГОЛОВИНА - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Сердеж Яранского района Кировской области.

Читаем повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

Ход урока

Вступительное слово учителя

В литературе о войне много произведений, посвящённых подвигу рядового солдата, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. В преди­словии к повести «Сашка» К.Симонов писал: “Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской”.

Писатели начали обращаться к простому человеку на войне, потому что хотели отдать дань уважения тысячам солдат, не занесённых в почётные списки героев, безвестно погибших или чудом оставшихся в живых. Особенность повести В.Кондратьева в том, что в ней показана не череда боёв, побед, поражений, а военный быт с его повседневными заботами. Кондратьев исследует “душевное вещество” человека, который вынужден свыкаться с вольной жизнью.

  • История появления повести: ржевское про­странство.

В 1981 году вышел однотомник повестей и рассказов писателя, куда вошли, кроме «Сашки», повести «Отпуск по ранению», «Борькины путидороги», «На сто пятом километре» и рассказы. Почти во всех повестях и рассказах речь идёт об одном и том же времени (тяжёлой войне 1942 года) и пространстве (его можно назвать «ржевским»). Ржев - один из городов в Калининской области, за который шли многомесячные, упорные бои. На ржевском направлении погибло огромное число солдат. Сам писатель вспоминает: “Я начал жить какой­то странной, двойной жизнью: одной - в реальном, другой - в прошлом, в войне... Начал я разыскивать тогда и своих ржевских однополчан - мне до зарезу нужен был кто­нибудь из них, но никого не нашёл, и пала мысль, что, может, только я один уцелел, а раз так, то тем более должен рассказать я обо всём. И наступил момент, когда я уже просто не мог не начать писать”. Вот такова история появления повести.

  • Какова обстановка на передовой, где сражается Сашка?

Время повести - ранняя весна 1942 года. Идут ожесточённые бои. Герой повести, которого даже по фамилии не зовут (всё Сашка да Сашка, так он молод), уже два месяца находится на “передке”. На таком передке, где “просто обсохнуть, согреться - уже немалая удача”, и поскольку распутица, то и “с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшёнки на двоих - и будь здоров, а если с хлебцем плохо, то не лучше со снарядами, а немцы бьют и бьют. Нейтральная полоса между нашими и немецкими окопами простреливается насквозь и составляет всего тысячу шагов”. Повествование ведётся, кажется, от лица автора, но в то же время создаётся впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и стиль рассказа - простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи, и просторечия.

  • Как изображается война?

Чтение отрывка “А ночь плыла над передовой, как обычно...” Дважды повторяется “как обычно”, хотя речь идёт о страшных вещах. “Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке...” Война оставляет следы разрушения и смерти. (Прочитайте строки об этом.) Автор показывает военный быт (найдите в тексте, в каких условиях живут солдаты) . Слова “шалашик”, “окопчик”, “блиндажик” подчёркивают шаткость, ненадёжность положения.

  • Найдите в повести как можно больше эпизодов, в которых с наибольшей силой раскрывается характер Сашки . Что свидетельствует о его умении думать широко, сопоставлять, понимать всю сложность обстановки?

Эпизодов таких немало. Это и сцена, когда Сашка ночью ползёт на гиблую нейтралку добывать своему ротному валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить. Речь идёт не о боеприпасах, не о боевой задаче - о валенках, это жизненно важно. Сашка захватит “языка”, будет ранен, откажется расстреливать немца, утешит тяжело раненного солдата и приведёт к нему санитаров. Раненый Сашка возвратится в роту, спасёт от трибунала горячего лейтенанта Володьку, поймёт Зину, пожалеет романтических молодых девчат, радостно отправляющихся на фронт...

Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.

  • Выразительное чтение эпизода пленения немца (или пересказ эпизода). Какие качества героя здесь проявились? Почему он отказался расстреливать пленного?

Сашка проявляет отчаянную храбрость - берёт немца голыми руками (патронов у него не было, свой диск он отдал ротному). При этом вовсе не считает себя героем. Когда Сашка ведёт немца в штаб, он вдруг понимает, какая у него власть над врагом.
“И стало Сашке не по себе от свалившейся на него поч­ти неограниченной власти над другим человеком”.

А ещё понял он, что немец просто другой человек, такой же солдат, только одураченный и обманутый. Сашка и разговаривает с ним почеловечески, и старается его понять. Перед нами добрый, гуманный русский солдат. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Стыдно Сашке перед немцем, что оборона у них никудышная, что убитые не захоронены, как будто в этом есть его личная вина.

Сашка жалеет немца, но не выполнить приказ комбата невозможно, и Сашка тянет время, а автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. “И отвернул глаза капитан”, отменил своё приказание.

  • Сашка и Толик - ровесники. Сравните двух героев . С какой целью автор ввёл в повесть связного Толика?

Сашка и Толик противопоставлены: ответ­ственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.

Девиз Толика - “наше дело телячье”, он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы “трофей” не упустить. Нет у него в душе “заслона, преграды”, как у Сашки.

  • Проанализируйте сцену в госпитале. Почему Сашка берёт на себя вину лейтенанта Володьки?

Совсем ненадолго связала Сашку дружба с лейтенантом. Но и здесь Сашка проявляет себя с положительной стороны: выгораживает друга, которого могли подвести под трибунал, а его, рядового, - дальше передовой не пошлют. Сашка, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта.

  • Какие стороны характера Сашки открываются во взаимоотношениях с Зиной?

Зина - первая любовь Сашки. Он спас ей жизнь. Он частенько вспоминает о ней, ожидает встречи. Но когда узнаёт, что у них в госпитале вечеринка, что люди могут танцевать, веселиться, то очень удивляется и возмущается. А когда понимает, что у неё с лейтенантом любовь, уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Сашка подругому не может, справедливость и доброта опять берут верх.

  • Почему автор обратился к теме войны? Насколько правдив образ героя?

Автор повести был ранен под Ржевом, получил медаль «За отвагу»; потом снова фронт, ранение, госпиталь, инвалидность. Ему было уже за пятьдесят, когда он взялся за повесть о войне. Кондратьев начал разыскивать бывших однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, может, уцелел он один. Значит, он должен, обязан рассказать обо всём, что видел, что пережил на войне. Весной 1962 года он проехал по местам своей бывшей передовой и увидел “всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жиднюпшёнку, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно”.

Выводы по уроку

Если иметь в виду всё, что написал Вячеслав Кондратьев, то можно сказать, что ему удалось сказать о своём поколении новое слово. Сашка относится к поколению, которое больше всего пострадало в войне. Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения в живых осталось три процента - такова скорбная статистика. Из ста ушедших на фронт в живых осталось только три человека. Судя по Сашке, какие же это были замечательные ребята!

И вот что удивительно. Обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождает у героев Кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты.

И ещё одну особенность творчества Вячеслава Кондратьева следует отметить - ярко выраженный интерес к народным истокам характера. В Сашке воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия - мужество, ум, бодрость духа, выносливость, гуманизм и величайшая вера в победу.

Завершить работу можно письменным ответом на вопрос: «Какие черты характера роднят Сашку с лучшими героями произведений литературы XX (XIX) века?»

Война — сложный период для нашего народа. В это суровое время молодежь уходила на фронт защищать свою , а Родина одного за другим теряла своих сынов. Об одном юном парне, который отправился на войну, и рассказывается в повести Кондратьева Сашка, которого, мы представим для нашего читателя по частям.

В своей работе Сашка, Кондратьев отправляет читателя на фронт, где уже второй месяц воюет и наш герой.

Часть 1

Первая встреча с Сашкой происходит у читателя во время заступления нашего героя в караул. Часть находилась подо Ржевом, где под елью и был сооружен шалаш для дежурных. Пока другие отдыхали, Сашка наблюдал за округой, раздумывая о том каким образом достать валенки для друга. Сашка вспомнил об убитом немце. Вот туда, где лежало тело убитого, он и хотел пойти, но его что-то останавливало. За все время военных действий ему так и не довелось увидеть противника вблизи. Те не наступали, а наши находились в ожидании. После смены караула, Сашка идет к себе, но сегодня не спалось и парень решает идти за валенками.

Он вышел на поле, где лежал убитый и стянул с него валенки. В это время немцы начали обстрел. Сашке стало стыдно за то, что он сейчас в безопасности, в то время как немцы стреляли в сторону их места стоянки. А потом он увидел немцев, что появились на горизонте, и Сашка поспешил к своим, чтобы предупредить их о наступлении.

Наступление немцев оказалось провокацией, и те исчезли также быстро, как и появились, а Сашка вновь не получил шанса увидеть вблизи врага. И вдруг он видит удаляющуюся фигуру. Это был противник, которого Сашке и ротному, удалось задержать. Им оказался такой же молодой немец. Нашему герою поручили отвести пленного в штаб. По дороге Сашка хотел было заговорить с немцем, но тот не понимал его речь.

В штабе начальника найти не удалось, и они попадают к комбату. Тот оказался в плохом настроении, так как убили его возлюбленную, и приказывает расстрелять немца. Сашка огорчен, ведь он обещал пленному, что ему ничего не угрожает, и сколько бы доводов не приводил Сашка, комбат был неумолим. Несогласный с приказом, Сашка решает вести пленника в штаб бригады. Хоть путь был не близкий, да и его могли принять за дезертира, парень решает привести свой план в исполнение. Не успев отдалиться от расположения части, наш герой снова увидел комбата. Он очень испугался, но как оказалось, комбат решил отменить свое распоряжение и приказал доставить немца в штаб.

Часть 2

Продолжая свое повествование о Сашке, во второй части Кондратьев отправляет читателя на поле боя. В этот момент наш молодой герой почувствовал резкую боль. Оказалось, его ранили. Он было испугался, что сейчас умрет от потери крови, но перетянув руку, понимает что нужно выбираться в тыл. Ему неловко оттого, что придется бросать своих товарищей, но ничего не поделаешь, нужно направляться в госпиталь. По дороге он рассуждал о войне, о том что нашим солдатам приходится учиться воевать прямо на поле боя. Несмотря на то, что солдат совершает много ошибок, он несет свой крест, не считая свои действия подвигом. Для солдата главное — не дать победить немцам. Вот так, размышляя, он встретил раненого бойца, которому прислал санитаров, а дальше стал думать о Зине, что работала в госпитале. Когда-то он закрыл девушку своей грудью, а после получил в знак благодарности горячие поцелуи. Об этой встрече он и мечтал.

В госпитале Сашка сразу увидел девушку, которая когда-то обещала дождаться бойца. На ее лице было одновременно и радость, и растерянность. Герой долго не мог понять ее странного поведения, пока не увидел Зину с лейтенантом. Он понимает, что у них разыгрались чувства и решает не мешать влюбленным, хоть и стало тоскливо Сашке на душе. Еще было обидно то, что здесь на майские устроили танцы, в то время как на поле шли бои и умирали солдаты. Утром Сашка уходит из санчасти и направляется в госпиталь. Там он принимает решение проведать дома мать, ведь война непредсказуема и может больше не появится такой возможности.

Часть 3

Саша отправляется в путь. По дороге он встречает раненых. На ночлег их мало кто принимает с удовольствием, так как самим хозяевам было нечего есть. Попутчиками Сашки стали рядовой Жора и лейтенант Володя. Им приходилось перебиваться приготовленными из гнилой картошки лепешками и лишь однажды они попали в деревню, которой удалось избежать оккупации. Там наших солдат приняли с радостью, их хорошо накормили, напоили, и дали возможность отдохнуть.

С утра вновь предстояла дорога. И они у госпиталя, где раненые жаловались на еду. Майор говорит речь, во время которой в его сторону летит тарелка. Сашка понимает, что это самодеятельность Володьки, поэтому тут же берет вину на себя. Он ведь понимает, ему ничего не будет, а вот лейтенанту пришлось бы не сладко, его могли и под трибунал отдать.

Словом, это дело замяли, и Сашка отправляется дальше. Лейтенанту дальнейшее путешествие не разрешили доктора и друзья расстаются, понимая что это их последняя встреча. Даже если они выживут, существует малая вероятность того, что судьба вновь их сведет вместе. Так как Сашку отпустили неофициально, то и продукты в дорогу никто ему не дал. Пришлось насобирать картошки и из нее готовить себе еду. А тут, на станции, девушки поделились с ним колбасой с хлебом.

Краткое содержание рассказа Кондратьева Сашка продолжается тем, что он подъезжает к столице. Причем чем ближе к столице приближается Сашка, тем спокойнее протекала там жизнь. Люди ходят в обычной одежде и создается впечатление, что никакой войны нет и в помине. И тут к Сашке приходит осознание того, что они вершат благое дело. Они герои и такое же отношение к ним было у всех жителей столицы. Теперь он шел не стыдясь своего вида и небритости. Он шел гордо, понимая насколько важную миссию выполняют он и его товарищи по фронту.

Главные герои рассказа

Прочтя произведение Кондратьева, мы выделяем среди всех персонажей Сашку, в честь которого и названа повесть. Это молодой солдат, отважный, с чувством ответственности за каждого, поэтому даже раненый он помогает другим. Сашка был любознательным, поэтому он бы с удовольствием поговорил с немцем, но не знал их язык. Его интересовали их запасы продовольствия, ведь у наших продуктов было недостаточно, и порой от голода не было сил не то что хоронить товарищей, но и рыть окопы.

Сашка герой, который за короткий промежуток времени своей службы успел свершить два подвига. Сначала он не побоялся и отправился к убитому немцу за валенками для товарища, а потом взял в плен солдата противника.

На примере главного героя, писатель показал насколько отважными и смелыми были наши ребята, которые воевали не ради славы, а только для того, чтобы не допустить врага на нашу землю.

А какую оценку поставите вы?


Вячеслав Леонидович Кондратьев родился 30 октября 1920 в Полтаве в семье инженера-путейца. С 1922 жил в Москве. В 1939 поступил в Московский автодорожный институт, был призван в армию, служил на Дальнем Востоке.

В 1942–1944 – на фронте, участвовал в тяжелых затяжных боях, в том числе под Ржевом, был комиссован после ранения. После войны работал художником, учился в Полиграфическом институте (факультет художественного оформления печатной продукции).

Умер Кондратьев в Москве 23 сентября 1993 (покончил жизнь самоубийством из-за тяжелой болезни).

Путь в литературу Вячеслава Леонидовича Кондратьева как и каждого большого писателя, оказался неповторимо своеобразен.

Вячеслав Леонидович Кондратьев - писатель-фронтовик - в современную литературу пришел достаточно поздно, спустя много лет после войны.

Когда началась Великая Отечественная, он находился на Дальнем Востоке. 23 июня, на второй день войны, у штаба полка выстроилась очередь тех, кто просил о переводе в действующую армию. В этой очереди стоял и Кондратьев. С декабря 1941 года Кондратьев на фронте, а в 1942 году находится подо Ржевом, где бои были особенно тяжелы, а наши потери особенно многочисленны. После второго ранения в 1943 году он провел полгода в госпитале и был демобилизован по инвалидности.

Он был чернорабочим войны, сержантом-пехотинцем, в составе 132-й отдельной стрелковой бригады участвовал в тяжёлом, неудачном для нашей армии сражении подо Ржевом; там он после гибели командира роты принял командование на себя.

Какова же должна была быть сила переживаний молодого человека, если память о них заставила его взяться за перо только в пятьдесят лет!

Позже Кондратьев рассказал: «Первый бой потряс меня своей неподготовленностью и полным пренебрежением жизнью солдат. Мы пошли наступать без единого артиллерийского выстрела, лишь в середине боя нам на подмогу вышли два танка. Наступление захлебнулось, и полбатальона мы оставили на поле.

И тут я понял, что война ведётся и, видимо, будет вестись с той же жестокостью по отношению к своим, с какой велась и коллективизация, и борьба с "врагами народа", что Сталин, не жалея людей в мирное время, не будет тем более жалеть их на войне».

По образованию художник-полиграфист, Кондратьев после окончания войны пытался описать свой трагический жизненный опыт, но написанное им его самого не удовлетворило. Воспоминания военных лет обрушились на него в конце 50-х. - позже он говорил: «Далёкие вроде бы годы вдруг приблизились вплотную. Даже запахи войны чуял я порой».

О причинах своего позднего обращения к писательскому труду Вячеслав Леонидович писал так: «Многие из моих сверстников, кто как-то любил литературу, давно хотели рассказать о войне... Я даже повертелся одно время около Литинститута, но поступать почему-то не решился, хотя показать приемной комиссии было что. Остановило меня, наверное, несоответствие между тем, что писалось о фронте и войне, что видел на передовой я лично... И вот только «лейтенантская проза» - повести В. Быкова, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, в которых была показана настоящая война, - задела меня за живое.

Первую попытку написать что-то о Ржеве я сделал в 1960 году...»

Но для того чтобы понять, как и что надо писать о войне, писателю понадобилось еще четырнадцать лет.


Даже «лейтенантская проза» не отражала того, что видел на войне сам Кондратьев.

«Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война - это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы, это также нехватка снарядов и мин...»

Как осколок, оставшийся в ране, через много лет, причиняя мучения, выходит из тела ветерана, так из сознания Кондратьева с душевной болью стала выходить военная проза.

В пятьдесят лет он принялся лихорадочно писать свои обжигающие повести и рассказы: «Сашка», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «На поле Овсянниковском», «Селижаровский тракт», «Красные ворота», «Искупить кровью» и «Этот сорок восьмой»...

Все ржевские тетради (так однажды назвал свою прозу Кондратьев) связаны между собой многочисленными межтекстовыми сцеплениями. И хронология, и персонажи, и события, и мироощущение их тесно соприкасаются, пересекаются и образуют единый эпический цикл.

Книги «На сто пятом километре» повествует об армейской службе на Дальнем Востоке, «Селижаровский тракт» - о начале фронтовой жизни, «На поле Овсянниковском» и «Сашка» - передовая в районе Ржева, мёрзлая земля, болота, ельники, полуголодное существование между жизнью и смертью на пределе человеческих сил, обстрелы, атаки, поиск разведчиков, убитые, раненые, пленные.

Некоторые фамилии переходят из главы в главу, повести прорастают одна в другую.

Например в конце повести «Сашка» раненый отпускник приезжает в родную Москву, в «Отпуске по ранению» он в столице. А «День победы в Чернове» всё замыкает: через двадцать лет уцелевший солдат возвращается в свою военную молодость.

Для Кондратьева очень ценно было то, что не ослабевает интерес молодых читателей к его «Сашке».


Повесть «Сашка» была написана в 1974 г. и целых пять лет не могла попасть в печать.

Сашка, кадровый солдат, во время боя берёт в плен немца, своего ровесника, лет двадцати - двадцати двух. Ротный приказывает Сашке отвести пленного в штаб. Немец боится, что Сашка может его по дороге застрелить, но Сашка подбирает нашу листовку на немецком языке и показывает её немцу, в которой немецким солдатам, сдавшимся в плен, обещана сытая жизнь,

Das is propaganda…- буркнул немец.

Сашка возмутился. Это у немцев пропаганда, утверждает он, а у нас правда.

Сашка приводит своего пленного в блиндаж комбата. У капитана - командира батальона горе: накануне погибла медсестра Катенька, его любовь. Он в расстёгнутой гимнастёрке, заросший, со спутанными волосами и чёрными кругами около глаз.

Сашку мучает дурное предчувствие. Когда он с немцами дрался, они были для него враги, нелюди. Но теперь у него на пленного зла не было; он казался ему таким же солдатом, как он сам, только одетым в другую форму, одураченным и обманутым Гитлером. «Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе...»

Кондратьев не произносит никаких высоких слов. А как прекрасен его Сашка! Воюет в тяжелейших условиях, ежеминутно рискует жизнью, а не озлобился, не ожесточился, сохранил человечность даже в нечеловечески трудных обстоятельствах. Это замечательно чистая душа. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась в его сознании».

Взятый им немец не хочет ничего говорить, не отвечает на вопросы капитана. Сашке это понятно: немец давал присягу, он солдат. А капитан приказывает Сашке:

Немца - в расход.

У Сашки потемнело в глазах. Ведь листовки обещали немецким солдатам, которые попадут в плен-жизнь. И он, Сашка, обещал…

Немец понял, что его ждёт.

Повёл Сашка немца. Лицо немца посерело, губы спеклись, в глазах предсмертная тоска.

Вынул он из кармана советскую листовку, которая обещала ему жизнь, и стал рвать на мелкие кусочки, что-то бормоча при этом.

А ведь не брехня, не пропаганда в листовке, думает Сашка. И писалась листовка людьми повыше комбата. Ведёт Сашка немца расстреливать, а сам знает: «Есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах».


Наконец, в немногих словах писатель обозначает три нравственных вектора, которые воздействуют на Сашку. Здесь и выясняется то принципиально новое, что принёс Кондратьев в военную прозу: небывало острая постановка нравственных вопросов. Никогда ещё в нашей литературе с такой силой не сталкивался воинский долг с общечеловеческой нравственностью, запрещающей убивать.

«Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказывали.

И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»

Тянет Сашка время, ищет выход. И вдруг видит: вдали маячит высокая фигура капитана. Ровным, неспешным шагом идёт прямо к ним.

И секундной вспышкой мелькнуло - ну, а если... хлопнуть сейчас немца и бегом к капитану: «Ваше приказание выполнено...» И снята с души вся путань... И, даже не тронув автомата, только повернувшись чуть к немцу, увидел Сашка, как тот прочёл эту мысль секундную, смертной пеленой зашлись его глаза, заходил кадык...

Ну, что комбат делать будет? Силой заставит немца угрохать? Есть в уставе такое - обязан командир добиться выполнения своего приказа во что бы то ни стало и, если нужно, оружие применить. Или просто за невыполнение приказа Сашку на месте кокнет?..

Но Сашка не сник, не опустил глаза, а, ощутив вдруг, как окрепло в нём чувство собственной правоты, встретил взгляд капитана прямо, без страха, с отчаянной решимостью не уступить

Сашка очень быстро прибегает и громко кричит: «немцы, немцы!» чтобы заранее предупредить своих, близких. Главный по военным делам строго повелел отойти назад, спрятавшись не высовываться из убежища. Но к огромному удивлению немцы перестали атаковать. Также и рота, занявшая свои военные позиции, приостановила ведения боя, все в ожидании серьёзных нападений и расправ. Но к огромной неожиданности стал молвить молодой голосок, который искренне побуждает воспользоваться свободой, так как началась посевная. Он побуждал вдохнуть полной грудью воздух свободы. Но ротный понял, что это подстава и без промедления дал приказ идти в бой. Сашка никогда в жизни не контактировал с немцами так близко, но посотрудничав он не испытывал никакого страха перед ними, а толь некую ненависть и вражескую атмосферу.
В первом же бою Сашка смог победить немца, он был совсем молодой и красивого телосложения. Главный по роте подробно поговорил с немцем, после чего сказал Сашке отвести его в штаб. Потом выяснилось, что немец нечего важного ротному не сказал. Но они ещё и перехитрили нас, пока солдаты выслушивали высказывания немцев, фрицы, не тратя, время впустую уходили, прихватив пленного. Немец, казалось бы, уверенно шел вперёд, но тем временем, оглядывалсяназад, опасаясь встречного выстрела в спину. В той роще, по которой шли немцы, лежало очень много советских листовок. Сашка, не медля поднял одну и быстро показал её немцу, доказывая то, что русские не издеваются над пленными. Немец, внимательно прочитав, что-то про себя пробормотал. Плохо, что Сашка не понимает немецкого языка, а то поговорил бы по серьёзному.
В главной части военного отделения никого из командиров не было, потому что все они уехали в штаб. Идти к комбату Сашке категорически запретили, обосновав утверждение тем, что будет очень злобный приём, это могли заметить вчера на похоронах Катеньки. Продумав всё до мелочей, Сашка решился пойти к комбату, но тот строго приказал ему покинуть помещение. Он четко мог расслышать только голос комбатов, а голос немца слышен не был, словно его уже убрали, но он просто постоянно молчал. И тут комбат вызывает к себе и велит пустить немца в расход. У Сашки закружилась голова, помутнело в глазах, он же раньше говорил ему, что с пленными жестоко не обращаются и дают им возможность вернуться на свою родину. Он даже не мог предположить, что когда-то нужно будет кого-то убить.
Боязнь Сашки ещё больше злит комбата. Разговаривая с Сашкой, он уже едва контролирует свои движения. Он строго велел Сашке приказ немедленно выполнить и о проделанной работе доложить. А Толик, один из тех военных был поставлен, чтобы проследить за Сашкой. Но как Сашка не старался он никак не мог погубить беззащитного человека, для него казалось это невозможно.
С Толиком он дружески договорился, за молчание он даст ему часы с немца и после этого тот ушел. Ну а Сашка принял решение ввести в штаб военной бригады. Он сильно рискует своей жизнью, вести далеко и вообще опасно, могут принять за предателя. Но всё же они пошли... И тут совсем скоро в поле догнал их комбат, постояли закурили. Только минуты перед войной были для Сашки такими страшными, как и эти. Взор капитана был направлен прямо на него, он настаивает на убийстве фрица. Но глядя сурово Сашке в глаза он докурил и приказал, чтобы он отвёл немца в штаб бригады, так как тот приказ отменён. Сашка и ещё некоторые из соотечественников не получили еды в дорогу. Запастись, втайне, можно будет только в сорока километрах отсюда. Сашка и его хороший знакомый Жора стали понимать, что до города Бабина им не дойти. Женщина, к которой они попросились переночевать, пустила их, но накормить было нечем. Они и сами заметили бедное состояние местных жителей. Сельским хозяйством никто не занимался, а трактора вообще не имели популярности. Тяжело им давалась сельская жизнь.
Утром на рассвете они засиживаться не стали и пошли дальше. Прибыв в Бабину, мы разузнали у лейтенанта, который также на сражении получил ранение в руку, где продпункт, но он сообщил, что его очень давно уже здесь нет, перевезли куда-то. Они полностью подавлены, так как целые сутки не ели. Лейтенант также присоединился к ним и последовал далее. Добравшись до первой деревни, он сразу стали искать еду. Живущий там дедушка не смог продать нам продукты, но зато посоветовал накопать картошки в поле с того года ещё и нажарить лепёшек. Дед предоставил им немного соли и сковороду. То, что раньше нам казалось просто гадостью, сейчас мы с большим аппетитом его едим. Проходя мимо полей, мы заметили, что там много раненных, лазят, и готовят себе еду. Значит, не только мы питаемся таким образом. Сашка с Володей решили перекурить, но Жора всё же пошел вперёд. И тут неоткуда возник большой взрыв, откуданепонятно, потому что фронт ещё далеко. Мы побежали вперёд, но Жора уже лежал мертвый, скорее всего немного отвлёкся и свернул с дороги.
Приближаясь к середине дня, мы дошли до госпиталя. Их быстро зарегистрировали и сразу же отправили в баню. Там очень приятно находиться, что даже хотелось оставаться там всегда, но Володька тянулся в Москву увидеть маму. Они вдвоём решили наведаться в Москву, она просто уже очень близко. Вроде бы и накормили, но всё равно идти было очень тяжело, так как они уже прошли немало тем более раненые. Ужинали они уже тогда когда добрались до следующего госпиталя. Доставив ужин, ответственный пошёл по тюрьмам, предлагая по две ложки каши. Из-за такой экономии Володька поругался с начальником, после чего на него была выписана жалоба. Но Сашка пожалел его и взял вину на себя. Он понимал, что ему терять нечего! Сашке сказали, чтобы он уходил, а Володю не отпустили врачи.
Сашка снова пошел а поле. Сделать лепёшек в дорогу. Раненых там было очень много, так что еды всем не хватало. Отправился он в Москву. Постояв на перроне, следя за окружающей обстановкой. Он стал более правильно смотреть на свои жизненные обстоятельства, которые выпали на его долю.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сашка». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

error: