Святая равноапостольная царица елена. "Святая Елена" (икона): описание и значение. На пути служения Богу

Преподобная Елена Сербская, королева - моя небесная покровительница. День памяти 12 ноября.

Православная энциклопедия утверждает, что она была католичкой . На всех остальных сайтах более логичное повествование: перед замужеством с сербским королем Стефаном Уроша I Неманичем, прп.Елена приняла православие.

Преподобная Елена происходила из французского королевского рода. Приняв Православие, она вышла замуж за короля Сербии Стефана Уроша I Неманича, родила и воспитала святых благоверных Милутина и Драгутина. Будучи королевой, Елена прославилась своими добрыми делами: примирением междоусобных распрей, призрением сирот, богатыми вкладами в монастыри Святой Земли, Святой Горы, Синая и Сербии. После смерти своего супруга, Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам, жертвовала на монастыри и строила новые церкви, заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа. Перед смертью королева Елена в церкви Святителя Николая в Скадре приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Скончалась она 8 февраля 1314 года в своем царском дворе в Брняцах.


Равноапостольная Ольга (в крещении Елена), великая княгиня Российская. День памяти 24 июля.

Праматерью русских святых, которых более 50, называют великую княгиню Ольгу, равноапостольную. Именно она первая на Руси приняла христианство по греческому обряду и способствовала распространению христианской религии на Земле Русской. Древние предания называют Ольгу хитрой, история - мудрой, а Церковь - святой. Удивительна судьба этой поистине великой женщины - любящей жены, мудрой княгини и первой русской христианки. Преподобный Нестор Летописец так именует ее в «Повести временных лет»: «Предтекучая христианской земли, аки денница пред солнцем и аки заря пред светом».

Житие благоверной княгини Ольги в Четьи Минеи .

В миру – Елена Васильевна Мантурова, сестра Михаила Васильевича Мантурова, ближайшего друга и ученика преп. Серафима Саровского. Прп. Елена по обету, данному Пресвятой Богородицы ушла в монастырь, где находилась в послушании у прп. Серафима Саровского. По его благословению она стала начальницей Мельничной обители и про его же благословению умерла за своего брата. Прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Провидя момент кончины преподобной духом, батюшка Серафим посылал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» В сороковой день по её кончине отец Серафим предсказал, что «со временем её мощи будут почивать открыто в обители».

Родилась в 1874 году. О жизни ее мы знаем совсем мало. Известно, что 17 сентября 1943 года она приняла мученическую кончину, пострадав за Христа от рук богоборческой власти. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года мученица Елена была причислена к лику святых. Ее память так же празднуется 8 февраля в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

в миру Елена Васильевна Асташкина – родилась в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии в 1878 (по некоторым данным 1882) году в крестьянской семье. Семья жила в достатке, но излишеств не знали. С молодых лет Елена искала иноческого подвига и в 1895 году, с благословения родителей, она ушла в монастырь и стала послушницей Покровского Шиханского монастыря в Городищенском уезде Пензенской губернии. Долгое время она жила при монастыре на испытании, проходя разные послушания, и лишь в 1913 году указом Духовной Консистории была определена в число сестер монастыря. Через некоторое время матушка Елена была переведена в Казанский Мокшанский монастырь. После разгона этой обители в 1917 году она вернулась в село, в котором родилась. У нее появился свой дом, и она самостоятельно вела хозяйство, но продолжала иноческое житие и жила в девичестве.
В 1932 году матушка Елена перебралась в село Шадым Ковлкинского района Мордовской АССР. Заветной ее мечтой было, чтобы в храмах возобновилась служба, чтобы в них звучало церковное пение. Она поддерживала дружеские отношения с бывшими насельницами закрытых монастырей, знала многих священников.
В 1937 году монахиню Елену (Асташкину) арестовали и обвинили в том, что она «активная участница контрреволюционной церковно-монархической организации» и в том, что она «проводила пораженческую и антиколхозную агитацию». Виновной себя она не признала, на допросах говорила только о том, что она православная христианка и стремится жить согласно иноческим обетам. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила монахиню Елену к высшей мере наказания. 10 августа приговор был приведен в исполнение через расстрел. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году монахиня Елена (Асташкина) была причислена к лику святых. Память так же 8 февраля в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.

Святая мученица Елена, дочь святого апостола из 70-и Алфея. День памяти 8 июня.
За смелое исповедание веры Христовой она была до смерти побита камнями. На иконе собор Святых Елен изображена второй слева.

Преподобная Елена Московская (Девочкина). День памяти в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых.
(Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина; † 18 ноября 1547) - первая игуменья московского Новодевичьего монастыря, схимница. На иконе собор Святых Елен изображена крайней справа.
О святой сохранилось мало информации .

Святая равноапостольная царица Елена (Флавия Юлия Елена Августа) родилась около 250 года в маленьком посёлке Дрепана в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии). В начале 270-х годов она стала женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей Констанция Хлора, ставшего впоследствии правителем (цезарем) Запада. 27 февраля 272 года в городе Наисс Елена родила сына – Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. Прославилась она своей деятельностью по распространению христианства. В 326 г., уже будучи преклонных лет, она отправилась путешествовать по Святой Земле. Там разрушила она идольские капища, построенные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, и в ходе проведёнными ею раскопками в Иерусалиме были обретены Гроб Господень, Святой Животворящий Крест Христов и другие реликвии Страстей.

Преподобомученица Елена (Коробкова). День памяти 25 мая (7 июня) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Преподобномученица Елена родилась в 1879 года в деревне Малеево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Петра Коробкова, впоследствии служившего приказчиком в английском магазине в Санкт-Петербурге, и в крещении была наречена Елизаветой. Отец умер, когда Елизавете было четырнадцать лет, и она жила в деревне с матерью. К этому времени Елизавета окончила сельскую школу и, когда ей исполнилось двадцать четыре года, поступила в один из монастырей Московской губернии, где находилась до его закрытия во время наступивших при советской власти гонений на Русскую Православную Церковь; здесь она приняла монашеский постриг с именем Елена. После закрытия монастыря она поселилась при Троицкой церкви в городе Сходня Солнечногорского района Московской области, где пела на клиросе и занималась рукоделием, зарабатывая на жизнь шитьем одеял.
В 1937 году стали арестовываться не только священнослужители, но и активные прихожане. Вместе с такой группой прихожан была арестована и монахиня Елена. В справке на арест ей ставилось в вину, что она «распространяет среди верующих церковную литературу, так называемые духовные Троицкие листки… церковно контрреволюционно настроена и до сих пор своей контрреволюционной церковной деятельности не бросает».
Монахиня Елена была арестована 29 октября 1937 года и заключена в камеру при районном отделении НКВД в Солнечногорске. На допросе следователь спросил ее:
– Вы, будучи знакомы с церковниками… и монахинями, друг у друга собирались, обсуждали против советской власти вопросы, вели контрреволюционную деятельность?
– Бывать я бывала у верующих и церковников, – ответила монахиня, – но вопросов против советской власти мы не обсуждали, и контрреволюционной деятельности я не вела.
На этом допросы были закончены, и монахиня Елена была переведена в Таганскую тюрьму в Москве; 15 ноября 1937 году тройка при УНКВД по Московской области приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Елена (Коробкова) скончалась в заключении 7 июня 1938 года и была погребена в безвестной могиле.

(“Ипомони” – (греч. Υπομονή) – “терпение”)

Святая Ипомони, в миру Елена Драгаш, супруга Мануила II Палеолога, “Елена Палеолог во Христе Боге августа и императрица Ромейская”, была дочерью Константина Драгаша, одного из многочисленных наследников великого сербского короля Стефана Душана. Таким образом, она происходила из благословенного царского рода. Среди ее предков есть и святые: Стефан Немания, сербский король и ктитор святого монастыря Хиландариу Горы Афон (преподобного Симеона Мироточивого). Константин Драгаш стал правителем современной болгарской части северо-восточной Македонии, области, располагающейся между реками Аксиос и Стримон. Рождение Елены (1450г) датируется годами незадолго после смерти Душана. Ее воспитание, образование и обучение были проникнуты всем тем, что предписывали высокие византийские идеалы, поскольку сербы испытали сильное влияние византийской культуры. Елена в большей степени отождествляла себя именно с византийским национальным самосознанием и культурой. Всеми своими чувствами и существом она тянулась к Византии, августой и императрицей которой ей предстояло стать, несмотря на свое сербское происхождение.

Более того, с молоком матери она впитала традиционную в ее семье твердую православную веру. И эта вера будет направлять, просвещать и вдохновлять святую в ее непростой жизни, полной скорбей и испытаний.

Свя-той им-пе-ра-тор Кон-стан-тин (306-337), по-лу-чив-ший от Церк-ви име-но-ва-ние "рав-ноап-о-столь-ный", а во все-мир-ной ис-то-рии на-име-но-ван-ный Ве-ли-ким, был сы-ном це-за-ря Кон-стан-ция Хло-ра (305-306), пра-вив-ше-го стра-на-ми Гал-ли-ей и Бри-та-ни-ей. Огром-ная Рим-ская им-пе-рия бы-ла в то вре-мя раз-де-ле-на на За-пад-ную и Во-сточ-ную, во гла-ве ко-то-рых на-хо-ди-лись два са-мо-сто-я-тель-ных им-пе-ра-то-ра, имев-шие со-пра-ви-те-лей, од-ним из ко-то-рых в За-пад-ной по-ло-вине и был отец им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на. Свя-тая ца-ри-ца Еле-на, мать им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на, бы-ла хри-сти-ан-кой. Бу-ду-щий пра-ви-тель всей Рим-ской им-пе-рии - Кон-стан-тин - был вос-пи-тан в ува-же-нии к хри-сти-ан-ской ре-ли-гии. Отец его не пре-сле-до-вал хри-сти-ан в управ-ля-е-мых им стра-нах, в то вре-мя, как во всей осталь-ной Рим-ской им-пе-рии хри-сти-ане под-вер-га-лись же-сто-ким го-не-ни-ям со сто-ро-ны им-пе-ра-то-ров Дио-кли-ти-а-на (284-305), его со-пра-ви-те-ля Мак-си-ми-а-на Га-ле-рия (305-311) - на Во-сто-ке и им-пе-ра-то-ра Мак-си-ми-а-на Гер-ку-ла (284-305) - на За-па-де. По-сле смер-ти Кон-стан-ция Хло-ра сын его Кон-стан-тин в 306 го-ду был про-воз-гла-шен вой-ска-ми им-пе-ра-то-ром Гал-лии и Бри-та-нии. Пер-вым де-лом но-во-го им-пе-ра-то-ра бы-ло про-воз-гла-сить в под-власт-ных ему стра-нах сво-бо-ду ис-по-ве-да-ния хри-сти-ан-ской ве-ры. Фа-на-тик язы-че-ства Мак-си-ми-ан Га-ле-рий на Во-сто-ке и же-сто-кий ти-ран Мак-сен-тий на За-па-де нена-ви-де-ли им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на и зло-умыш-ля-ли его низ-ло-жить и убить, но Кон-стан-тин пре-ду-пре-дил их и в ря-де войн с по-мо-щью Бо-жи-ей раз-бил всех сво-их про-тив-ни-ков. Он мо-лил Бо-га дать ему зна-ме-ние, ко-то-рое во-оду-ше-ви-ло бы его вой-ско храб-ро сра-жать-ся, и Гос-подь явил ему на небе си-я-ю-щее зна-ме-ние Кре-ста с над-пи-сью "Сим по-беж-дай". Сде-лав-шись пол-но-власт-ным пра-ви-те-лем За-пад-ной ча-сти Рим-ской им-пе-рии, Кон-стан-тин из-дал в 313 го-ду Ми-лан-ский эдикт о ве-ро-тер-пи-мо-сти, а в 323 го-ду, ко-гда во-ца-рил-ся как един-ствен-ный им-пе-ра-тор над всей Рим-ской им-пе-ри-ей, рас-про-стра-нил дей-ствие Ми-лан-ско-го эдик-та и на всю во-сточ-ную часть им-пе-рии. По-сле трех-сот лет го-не-ний хри-сти-ане впер-вые по-лу-чи-ли воз-мож-ность от-кры-то ис-по-ве-до-вать свою ве-ру во Хри-ста.

От-ка-зав-шись от язы-че-ства, им-пе-ра-тор не оста-вил сто-ли-цей им-пе-рии древ-ний Рим, быв-ший цен-тром язы-че-ско-го го-су-дар-ства, а пе-ре-нес свою сто-ли-цу на во-сток, в го-род Ви-зан-тию, ко-то-рая и бы-ла пе-ре-име-но-ва-на в Кон-стан-ти-но-поль. Кон-стан-тин был глу-бо-ко убеж-ден, что толь-ко хри-сти-ан-ская ре-ли-гия мо-жет объ-еди-нить огром-ную раз-но-род-ную Рим-скую им-пе-рию. Он вся-че-ски под-дер-жи-вал Цер-ковь, воз-вра-щал из ссыл-ки ис-по-вед-ни-ков-хри-сти-ан, стро-ил церк-ви, за-бо-тил-ся о ду-хо-вен-стве. Глу-бо-ко по-чи-тая крест Гос-по-день, им-пе-ра-тор же-лал най-ти и са-мый Жи-во-тво-ря-щий Крест, на ко-то-ром был рас-пят Гос-подь наш Иисус Хри-стос. Для этой це-ли он на-пра-вил в Иеру-са-лим свою мать - свя-тую ца-ри-цу Еле-ну, дав ей боль-шие пол-но-мо-чия и ма-те-ри-аль-ные сред-ства. Вме-сте с Иеру-са-лим-ским Пат-ри-ар-хом Ма-ка-ри-ем свя-тая Еле-на при-сту-пи-ла к по-ис-кам, и Про-мыс-лом Бо-жи-им Жи-во-тво-ря-щий Крест был чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-тен в 326 го-ду. На-хо-дясь в Па-ле-стине, свя-тая ца-ри-ца мно-гое со-вер-ши-ла в поль-зу Церк-ви. Она при-ка-за-ла осво-бо-дить все ме-ста, свя-зан-ные с зем-ной жиз-нью Гос-по-да и Его Пре-чи-стой Ма-те-ри, от вся-ких сле-дов язы-че-ства, по-ве-ле-ла воз-двиг-нуть в этих па-мят-ных ме-стах хри-сти-ан-ские церк-ви. Над пе-ще-рой Гро-ба Гос-под-ня сам им-пе-ра-тор Кон-стан-тин по-ве-лел со-ору-дить ве-ли-ко-леп-ный храм в сла-ву Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва. Свя-тая Еле-на от-да-ла Жи-во-тво-ря-щий Крест на хра-не-ние Пат-ри-ар-ху, часть же Кре-ста взя-ла с со-бой для вру-че-ния им-пе-ра-то-ру. Раз-дав в Иеру-са-ли-ме ще-д-рую ми-ло-сты-ню и устро-ив тра-пезы для бед-ных, во вре-мя ко-то-рых са-ма при-слу-жи-ва-ла, свя-тая ца-ри-ца Еле-на воз-вра-ти-лась в Кон-стан-ти-но-поль, где вско-ре скон-ча-лась в 327 го-ду.

За свои ве-ли-кие за-слу-ги пе-ред Цер-ко-вью и тру-ды по об-ре-те-нию Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста ца-ри-ца Еле-на име-ну-ет-ся рав-ноап-о-столь-ной.

Мир-ное су-ще-ство-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви бы-ло на-ру-ше-но воз-ник-ши-ми внут-ри Церк-ви нестро-е-ни-я-ми и раз-до-ра-ми от по-явив-ших-ся ере-сей. Еще в на-ча-ле де-я-тель-но-сти им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на на За-па-де воз-ник-ла ересь до-на-ти-стов и но-ва-ци-ан, тре-бо-вав-ших по-вто-ре-ния кре-ще-ния над от-пад-ши-ми во вре-мя го-не-ний хри-сти-а-на-ми. Эта ересь, от-верг-ну-тая дву-мя по-мест-ны-ми со-бо-ра-ми, бы-ла окон-ча-тель-но осуж-де-на Ми-лан-ским Со-бо-ром 316 го-да. Но осо-бен-но гу-би-тель-ной для Церк-ви ока-за-лась воз-ник-шая на Во-сто-ке ересь Ария, дерз-нув-ше-го от-верг-нуть Бо-же-ствен-ную сущ-ность Сы-на Бо-жия и учить о твар-но-сти Иису-са Хри-ста. По по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра был со-зван в 325 го-ду Пер-вый Все-лен-ский Со-бор в го-ро-де Ни-кее. 318 епи-ско-пов со-бра-лись на этот Со-бор, его участ-ни-ка-ми бы-ли епи-ско-пы-ис-по-вед-ни-ки в пе-ри-од го-не-ний и мно-гие дру-гие све-тиль-ни-ки Церк-ви, сре-ди ко-то-рых - свя-ти-тель Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский. Им-пе-ра-тор при-сут-ство-вал на за-се-да-ни-ях Со-бо-ра. Ересь Ария бы-ла осуж-де-на и со-став-лен Сим-вол ве-ры, в ко-то-рый был вне-сен тер-мин "Еди-но-сущ-ный От-цу", на-все-гда за-кре-пив-ший в со-зна-нии пра-во-слав-ных хри-сти-ан ис-ти-ну о Бо-же-ствен-но-сти Иису-са Хри-ста, при-няв-ше-го че-ло-ве-че-скую при-ро-ду для ис-куп-ле-ния все-го че-ло-ве-че-ско-го ро-да.

Мож-но удив-лять-ся глу-бо-ко-му цер-ков-но-му со-зна-нию и чув-ству свя-то-го Кон-стан-ти-на, вы-де-лив-ше-му опре-де-ле-ние "Еди-но-сущ-ный", слы-шан-ное им в пре-ни-ях Со-бо-ра, и пред-ло-жив-ше-му вне-сти это опре-де-ле-ние в Сим-вол ве-ры.

По-сле Ни-кей-ско-го Со-бо-ра рав-ноап-о-столь-ный Кон-стан-тин про-дол-жал ак-тив-ную де-я-тель-ность в поль-зу Церк-ви. В кон-це жиз-ни он при-нял Свя-тое Кре-ще-ние, под-го-то-вив-шись к нему всей сво-ей жиз-нью. Скон-чал-ся свя-той Кон-стан-тин в день Пя-ти-де-сят-ни-цы в 337 го-ду и был по-гре-бен в церк-ви Свя-тых апо-сто-лов в за-ра-нее при-го-тов-лен-ной им гроб-ни-це.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Кpеста́ Твоего́ о́бpаз на Небеси́ ви́дев/ и, я́коже Па́вел, зва́ние не от челове́к пpие́м,/ в цаpе́х апо́стол Твой, Го́споди,/ Ца́pствующий гpад в pуце́ Твое́й положи́,/ его́же спаса́й всегда́ в ми́pе моли́твами Богоpо́дицы,// Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Креста Твоего образ узрев на небе, и, как Павел, услышав призыв не от людей, среди царей - Апостол Твой, Господи, царствующий град вверил в руку Твою; его и сохраняй всегда в мире, по ходатайствам Богородицы, Единый Человеколюбец.

Кондак равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Константи́н днесь с ма́терию Еле́ною/ Крест явля́ют, всечестно́е дре́во,/ всех у́бо иуде́ев посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных люде́й:// нас бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное.

Перевод: В сей день Константин со своей матерью Еленою Крест являют - всесвященное древо; оно - для всех иудеев бесславие, но оружие на противников верным [царям]. Ибо ради нас явилось это великое и в битвах грозное.

Величание равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Велича́ем вас,/ святи́и благове́рнии и равноапо́стольнии ца́рие Константи́не и Еле́но,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо святы́м Кресто́м// всю вселе́нную просвети́ли есте́.

Молитва равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

О, преди́внии и всехва́льнии ца́рие, святи́и равноапо́стольнии Константи́не и Еле́но! К вам, те́плым засту́пником, возно́сим на́ши недосто́йныя моли́твы, я́ко ве́лие и́мате дерзнове́ние ко Го́споду. Испроси́те у Него́ мир Це́ркви и всему́ ми́ру благоде́нствие. Нача́льником му́дрость, па́стырем попече́ние о па́стве, пасо́мым смире́ние, ста́рцем жела́нное упокое́ние, муже́м кре́пость, жена́м благоле́пие, де́вственником чистоту́, де́тем послуша́ние, младе́нцем христиа́нское воспита́ние, больны́м исцеле́ние, вражду́ющим примире́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий. Приходя́щим в храм сей и моля́щимся в нем свято́е благослове́ние и всем вся по коего́ждо проше́нию поле́зная, да хва́лим и пое́м Благоде́теля всех Бо́га в Тро́ице сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

О, святи́и равноапо́стольнии Константи́не и Еле́но! Изба́вите прихо́д сей и храм наш от вся́каго наве́та вра́жия и не оста́вите заступле́нием ва́шим нас, немощны́х (имена) , умоли́те бла́гость Христа́ Бо́га на́шего дарова́ти нам по́мыслов мир, от па́губных страсте́й и вся́кой скве́рны воздержа́ние, благоче́стие же нелицеме́рное. Испроси́те нам, уго́дницы Бо́жии, свы́ше дух кро́тости и смиренному́дрия, дух терпе́ния и покая́ния, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и сокруше́нии серде́чнем поживе́м, и та́ко в час сконча́ния на́шего благода́рно восхва́лим просла́вльшаго вас Го́спода, Безнача́льнаго Отца́, Единоро́днаго Его́ Сы́на и Единосу́щнаго Всеблага́го Ду́ха, Тро́ицу Неразде́льную, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святым равноапостольным царям Константину и Елене

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Едине Небесный Царю, царствующаго греха ныне во мне Твоих угодников мольбами смиренную душу мою свободи.

Горняго быв рачитель Царствия, блаженне Константине, Царю всех и Владыце, умом чистым веровав, послужил еси.

Светом облиставшися Богоначальным, тьму неразумия оставила еси воистинну, Богомудрая Елено, приискренно Царю веков поработала еси.

Богородичен: Дверь Божественнаго востока, отверзи ми двери покаяния и от дверей смертоноснаго греха ходатайством Твоим избави мя, Владычице.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Возмездия Небесная получити потщался еси, темже зовущему, Богомудре, последовал еси, и тьму оставил еси, отче, преданныя ти лести, и светильник Духом Божественным был еси.

Христу прилепившися и на Него, всечестная, всю возложивши надежду, священная Его места достигла еси, в нихже пречистыя страсти, воплотився, претерпе, Преблагий.

Спасительное оружие, неразоримое одоление, христианскую надежду, Крест Честный, завистию сокровенный, ты явила еси, Божественным распаляема желанием, Богоблаженная.

Богородичен: Священнаго гражданства отпад, Пречистая, приложихся скотом и осужден весь бых; Яже Судию рождшая, всякаго осуждения избави и спаси мя.

Седален, глас 8

Чувства простер к Небеси и звездную навыкнув доброту, от сих тайноучим бывая всяческих Господа, крестное же оружие посреде облиста, написуя о сем побеждати и державным быти. Темже, души твоея отверз очеса, письмо прочел еси и образу научився, Константине всечестне, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

С Небесе, яко Павла тя древле, уловляет Христос Господь, Константине, научая тя Царя Единаго Сего почитати.

Пресветлым знамением тя, блаженне, звездами Христос Солнце озаряет и светильника тя омраченным показа.

И нравы Боголюбива и Божественными деянии досточудна, блаженная, была еси: сего ради верою тя славим.

Являеши крыемую леты многими ныне Божественную победу Креста, имже спасохомся и демонския прелести избавихомся.

Богородичен: Душу мою озари, омраченную согрешеньми, Яже Солнце правды рождшая, Приснодево.

Песнь 5

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, инаго не вемы.

Утреневав к незаходимому Солнцу и Владыце, царю Богомудре, света исполнен был еси.

Любовь и совершенное милосердие, яко порфиру, носящи, вселилася еси ныне в Вышняя Царствия.

Совокупилася еси со безплотных, Елено, ликостоянии, Богу угодивши добродетельными твоими деянии.

Богородичен: Дево, душу мою очисти, оскверненную сластьми телесными, наветом змииным.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Собрал еси Богоносных отец блаженный лик преславно и теми, Константине, всех обуреваемая сердца утвердил еси единочестна славословити Рождшему, Слова и сопрестольна.

Веровавши в Господа жива, еже быти всем подающаго, мерзских и суетных идолов мертвенная отринула еси служения и прияла еси радостно, Елено, Царство Небесное.

Дланию Твоею окормляеми, Слове, неведения глубочайшую тьму и лютаго безбожия бурю Тобою царствовавшии отринуша и приведошася к тихим благочестия пристанищам, радующеся.

Богородичен: Исцели неисцельно недуговавшее и ухаплением лукаваго люте уязвившееся сердце мое, Отроковице, и Твоего исцеления сподоби, и спаси мя, на Тя надеющагося, мольбами Твоими, Пречистая.

Кондак, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Икос

Константина, вернии, с материю почтим: Давида бо и сии словеса услышавше, на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный Крест познаша, имже спасительная страсть последова, и вся представиша иудеи, уготовитися показати людем велие оправдание, сокровенное зависти ради и ненависти тех, и, сие обретше, показаша они. Сего ради всем победоноснии явишася, оружие носяще необоримое, знамение велие и во бранех грозное.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Твоя повеления сохраняя, повинуся Твоему закону Константин. Темже беззаконнующих низложи ополчения, вопия Тебе: Господи Боже, благословен еси.

Древо, еже всех извлекшее, досточудне, из рова погибели, загребенное завистию, нам открываеши, погребаяй демоны всегубительныя во веки.

Деянии Божественными создала еси сердце твое церковь Богу, Елено, и храмы священныя Тому соделала еси, идеже плотию пречистыя нас ради подъят страсти.

Богородичен: Волею моею согрешаяй и порабощен безместными обычайми, ко обычному Твоему ныне притекаю милосердию, отчаяннаго спаси мя, Пресвятая Богородице.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Яко багряницею, славне, одеявся милосердием, и якоже хламидою, в добрую кротость венцем украшен был еси добродетелей совершенным умом и, преставлься от земли к Вышнему Царствию, зовеши: иереи, благословите, людие, превозносите Христа во веки.

Веселящуюся видящии с сыном тя Богомудрым, славная Елено, в Божии Царствии, Христа величаем, ваш честный праздник показавшаго нам, паче лучи солнечныя нас озаривший, верно поющих: людие, превозносите Христа во веки.

Яко чудно желание твое и нрав Божественный, славная Елено, женам похвало: мест бо достигши, честныя страсти подъемших, Владыце всех храмы прекрасными удобрила еси, вопиющи: людие, превозносите Христа во вся веки.

Богородичен: Души моея очи, многими преступлении ослепленныя, Богородице, просвети, ум мой умири и сердце, молюся, смущенное сластьми многообразными, и спаси мя, вопиюща: иереи, благословите, людие, превозносите Чистую во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Гроб, идеже лежит священное, Константине, и честное тело твое, зарю Божественных исцелений чисте приступающим всегда источает, страстей различных тьму отгоня и светом невечерним просвещая восхваляющих тя.

Свято свою скончавши жизнь, со святыми ныне вселилася еси, освящения исполнена бывши и просвещения. Темже и исцелений всегда источаеши реки, и страсти попаляеши, Елено блаженная, и напаяеши души наша.

Пребезначальне безсмертне Царю, Царствия Вышняго сподобил еси, ихже благочестно древле оправдал еси на земли, еже царствовати, Господи, Тя возлюбивших чисте, Елену святую и великаго Константина, ихже молитвами всех ущедри.

Богородичен: Всех Царя и Творца заченши, Дево, родила еси и се ныне, якоже Царица одесную Сего, Чистая, предстоиши. Темже молю Тя: шуия части избави мя в час суда и десным овцам сопричти.

Светилен

Светильницы, просветившии вселенную всю благочестия верою, вы явистеся воистинну, Боговенчанне Константине и Елено славная. Вас возвеличившаго Христа песньми славословим, Дивнаго во святых.

Акафист святым равноапостольным царям Константину и Елене

Кондак 1

Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:

Икос 1

Ангельский собор на земли зряше велие чудо — како обретеся Святое Древо, на много лет в недрех земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видевше сие, ниц на землю падоша, слезно вопия: "Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!" Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:

Радуйся, блаженная мати, зело возлюбившая Христа; радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.

Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы; радуйтеся, строителие таин Божиих.

Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася; радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.

Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова; радуйтеся, два светила великая во вселенней.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 2

Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена "Сим побеждай", повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, не просвещен еще святым крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага крестным знамением, мы же, дивяся таковому Промыслу Божию о тебе, взываем сице:

Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный; радуйся, паче всех царей земных превознесенный.

Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение; радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.

Радуйся, Крест Господень зело прославивый; радуйся, Церкви Христовой вся силы отдавый.

Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый; радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 3

«Силою Креста во брани, - ведал еси, богомудре Константине - Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже покланяюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».

Икос 3

Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на Страшнем Судищи Христове, зовем вам:

Радуйтеся, первии во христианех царие; радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.

Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии; радуйтеся, от вражиих прелестей избавленнии.

Радуйтеся, уставов церковных хранителие; радуйтеся, девства и целомудрия любителие.

Радуйтеся, языческия храмы нa земли упразднившии; радуйтеся, день воскресный праздновати установившии.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 4

Бурныя потоки христианския крове твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада Церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:

Радуйся, великаго Рима украшение; радуйся, узников Христовых свобождение.

Радуйся, языческаго мира упразднение; радуйся, идолов и кумиров сокрушение.

Радуйся, прав и законов утверждение; радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.

Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати; радуйся, возбранивый осужденных на крестех распятие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 5

Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елена, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открыет сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии; радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.

Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии; радуйтеся, ревностию аки Апостолы послужившии.

Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии; радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.

Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси; радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 6

Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже, отверз уста, глаголаше: "Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа". Оттоле начата искати, многи труды понесоша, не обретше жe сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:

Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие; радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.

Радуйтеся, торжество веры православныя явившии; радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.

Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии; радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.

Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 7

Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:

Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная; радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники.

Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое; радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.

Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие; радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 8

Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии; радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.

Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися; радуйтеся, христианским смирением украсившиися.

Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии; радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.

Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа; радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 9

Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгреме во вся концы песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии сладковещаннии, богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже, свыше умудрившеся, изложиша тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения Верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:

Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.

Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона; радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.

Радуйся, законов и власти высокий архитектоне; радуйся, новый Апостоле великаго града Константинополя.

Радуйся, милостивый и кроткий повелителю; радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 10

Спастися хотящим в побдвизе девства не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире всего мира и, отрешеннии молвы житейския, яко Ангелы поют: Аллилуиа.

Икос 10

Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:

Радуйся, новую столицу Византии освятивый; радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией ю вручивый.

Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый; радуйся, горячия молитвы в нем возславый.

Радуйся, яко раб разумный таланты своя умноживый; радуйся, волю свою в волю Божию предавый.

Радуйся, храмов святых украшение; радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 11

Пения и усердныя молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Таин причащения, со слезами взывая вам:

Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение; радуйтеся, яко с собором Апостолов Ему предстоите.

Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите; радуйтеся, бедных и убогих милостивии попечителие.

Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие; радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.

Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 12

Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов, находящих на ны, и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к вам:

Радуйтеся, града и храма сего покровителие; радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.

Радуйтеся, во тьме заблуждшим яркие светильницы; радуйтеся, за отечество наше теплии пред Богом молитвенники.

Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете; радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.

Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете; радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 13

О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих покланятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский собор…» и кондак 1-й «Избраннии предвечным Царем…».

Молитва первая

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.

Елена (+ ок. 327), равноапостольная царица, мать первого христианского царя равноапостольного Константина Великого.

По обращении императора Константина Великого, мать его, Елена, оставила "мерзских и суетных идолов мертвенная служения" и не замедлила принять Христианство.

В 326 году царица Елена, которая была уже в весьма преклонном возрасте, желая найти и Голгофу, и животворящий Крест, на котором был распят Господь Наш Иисус Христос, отправилась в Иерусалим. Житие святой рассказывает нам, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом, воздвигнутым на месте распятия Спасителя. После многодневных раскопок были обнаружены три креста. До наших дней в храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам, где и днем, и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется Еленинским окошечком), бросала золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд.

Но как из трех крестов было узнать Святой Крест Господень?

По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочередно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мертвого, тот воскрес. Макарий, желая прославить великую радость, обретение Честного и Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его высоко над толпой собравшегося народа.

Святая равноапостольная царица Елена возымела благочестивейшее желание на месте Голгофы, на месте Гроба Господня, на месте обретения Животворящего Креста Господня, воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет. В 335 году 13 сентября по старому стилю было совершено освящение храма Воскресения Христова, а на следующий день, 14 сентября, Животворящий Крест Господень был торжественно внесен в этот храм и водружен на Голгофе. И вот с тех пор 14 (27 н.ст.) сентября ежегодно Святая Православная Церковь совершает праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.

И во главе первых христианских паломников по праву стоит святая равноапостольная царица Елена. Она приехала очищать Иерусалим от языческой скверны, благодарить Бога за сына императора, поклониться величайшим святыням. Оставив все украшения, свойственные царскому положению, святая Елена в простой одежде, чтобы не быть узнанной, смешивалась с толпой, раздавая щедрую милостыню. В Иерусалиме царица пригласила к трапезе местных девушек, а сама служила им за столом, как простая рабыня. Пример святой Елены произвел на верующих сильное впечатление. В Иерусалим широким потоком двинулись верующие.

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

Возможно по ее приказу в 327 году на острове Кипр, где она останавливалась на пути из Святой Земли, был основан Кошачий монастырь, в который специально была прислана тысяча кошек для борьбы с ядовитыми змеями. Тогда же на Кипре в монастыре Честного и Животворящего Креста (Μονή του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, близ современной деревни Омодос) Елена оставила частицы Креста и Священной веревки, которой римляне привязывали Спасителя.

В глубокой старости (в 327, по другим сведениям - в 328 или 326 годах) она скончалась на руках своего сына.

Почитание

Тело ее первоначально было положено в Константинопольской церкви Двенадцати Апостолов.

Ныне мощи святой, чьим именем и поныне называют сотни тысяч девочек - в память о мудрой царице и великой святой - покоятся в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, д. 92), где в 1997 году православными был совершен молебен перед мощами святой царицы Елены.

Лишь недавно православные христиане Парижа обнаружили, что рядом с ними находится эта святыня. Молебен стал первым православным богослужением перед святыми мощами царицы Елены за последние девять веков. Православные христиане, услышав, что святые останки царицы Елены находятся в центре Парижа, не знали поначалу, насколько достоверны эти сведения. Но затем историко-исследовательский розыск по древним источникам подтвердил подлинность мощей. Обретение мощей равноапостольной царицы Елены, прославленных многочисленными чудесами в средние века в Овилье, дает новое основание для почитания святой как в самом Париже, где есть два православных храма равноапостольных Константина и Елены, так и во всем православном мире.

Среди обширного пантеона христианских святых одними из наиболее почитаемых являются равноапостольные Константин и Елена. Их роль в распространении истинной веры неоценима. Именно поэтому они удостоились столь великой чести быть поставленными в один ряд с апостолами - ближайшими учениками и последователями Христа.

Служанка, породившая императора

Полное имя царицы Елены - Флавия Юлия Елена Августа. Известно, что родилась она в середине III века в городе Дрепан, в Малой Азии, но точная дата её появления на свет не установлена. Детство будущей царицы прошло весьма скромно - она прислуживала на принадлежавшей отцу конной станции. Там, среди прочих путешественников, ей встретился её будущий муж Констанций Хлор, ставший впоследствии

Плодом их любви стал сын, появившийся на свет 27 февраля 272 года и получивший при рождении довольно пространное имя - Флавий Валерий Аврелий Константин. В мировую историю этот ребёнок вошёл как Великий, повелением которого христианство стало официальной религией Римского государства.

Императорский венец, принесший Риму свободу вероисповедания

Когда сыну едва исполнилось пятнадцать лет, семейная жизнь Елены расстроилась. Констанций оказался довольно ветреным супругом и разошёлся с ней, отдав предпочтение молодой падчерице правившего в то время императора Максимиана. Однако, как это нередко случается, будучи плохим мужем, он оказался хорошим отцом и, взойдя на римский престол, обеспечил будущее своего сына, сделав его правителем значительной части страны. Его резиденцией стал город Тревир (современный немецкий город Трир), и Елена Равноапостольная переехала жить поближе к сыну.

В 306 году произошло важное событие - умер император, и Константин стал его преемником, провозглашённым многотысячной римской армией. Известно, что одним из его первых деяний было установление в Риме и подвластных ему странах свободы вероисповедания и прекращения всех преследований на религиозной почве. Благодаря этому после трёхвековых гонений христианство, наконец, вышло из катакомб.

Звёздный час Елены

Исторические материалы свидетельствуют о том, что Елена Равноапостольная на протяжении всей своей жизни относилась с большим уважением к тем, кто, несмотря на смертельную опасность, исповедовал Христа, но сама приняла крещение, когда ей было уже за шестьдесят. К этому времени она была провозглашена «августой», то есть царствующей особой, и поселилась в обширном римском поместье расположенном рядом с Латеранским дворцом, ставшим впоследствии резиденцией римских пап.

Уже на закате своих дней святая Елена Равноапостольная совершила главное дело своей жизни - паломническую где предприняла раскопки непосредственно на самой Голгофе. Её цель была, по возможности, отыскать материальные свидетельства событий, происшедших там три века назад.

Ответ на вопрос, что подтолкнуло женщину в столь почтенном возрасте отправиться на поиски Креста Господня и прочих святынь, повествует Священное предание. В нём рассказывается о том, как в ночном видении услышала святая Елена голос, повелевший ей отправиться в Иерусалим, и там, очистив от земли место распятия и погребения Иисуса Христа, явить миру, обретённые на нём бесценные сокровища. Утром следующего дня святые Константин и Елена долго молились, чтобы Господь ниспослал Свою Благодать для исполнения столь важной миссии.

Нелёгкая задача

Как повествует легенда, в столице древней Иудеи благочестивую царицу ожидали большие трудности. Дело в том, что в течение столь продолжительного времени место казни и последующего воскресения Христа было скрыто под толстым слоем земли и мусора, намеренно свозимых туда нечестивцами, и найти его было невозможно. Наконец, после долгих расспросов местных жителей, от одного старого еврея удалось узнать точное расположение Голгофы. После этого святая Елена равноапостольная приказала начать раскопки.

Когда верхние слои земли были удалены, и обнажилась вершина горы, перед глазами присутствовавших предстал не один крест, а три, ведь в день казни, как известно, вместе с Христом были распяты и два разбойника. Предстояла нелёгкая задача - определить, на каком же из них принял страдания Иисус.

Проверка святыни на истинность

То, что последовало далее, стало ещё одним подтверждением мудрости, которой обладала царица Елена. Когда все в полном недоумении ожидали её решения, с местом раскопок поравнялась траурная процессия, впереди которой несли гроб с телом умершей женщины. Зная, что только один из трёх крестов обладает Божественной силой, Елена обратилась с просьбой к родным почившей остановиться и приказала слугам поочерёдно коснуться мёртвого тела каждым из трёх крестов. Как только очередь дошла до того, который являлся истинной святыней, и на него была возложена рука покойной, та сразу воскресла, чем вызвала всеобщую радость и ликование.

Обретение Гроба Господня

Кроме животворящего Креста Господня, святая Елена Равноапостольная, как свидетельствует предание, обрела четыре гвоздя, которыми было прибито тело Спасителя и ту самую дощечку - титло, на котором собственноручно начертал «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Была ею обнаружена и пещера, в которую положили снятое с креста тело Иисуса. Именно благодаря трудам святой Елены христиане всего мира могут сегодня воочию наблюдать, как в окне кувуклии, возведённой над Гробом Господним появляется свет нисшедшего по случаю Пасхи Благодатного огня.

В память этого величайшего события был установлен праздник, получивший название «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». Каждый год 27 сентября православная церковь отмечает годовщину того дня, когда в 326 году царица Елена Равноапостольная открыла миру величайшие святыни христианства.

Завершение великой миссии

Обретя Животворящий Крест, императрица повелела разделить его на две равные части, одну из которых, помещённую в серебряную раку, она оставила в Иерусалиме местному епископу Макарию I, оказавшему ей существенную помощь во время раскопок. Другую же часть Креста, а вместе с ней и гвозди, отправила в Рим своему сыну. Там этот фрагмент Креста был вмонтирован в скульптуру императора Константина, установленную на одной из площадей столицы.

Закончив свою миссию, святая равноапостольная царица Елена вернулась в Рим, основав по пути несколько, существующих и поныне, монастырей. Наиболее известным из них является Ставровуни на Кипре. В дар этим обителям она оставляла частицы святынь, обретённых ею в Иерусалиме.

Судьба мощей святой Елены

Совершив таким образом главное дело своей жизни, царица Елена Равноапостольная вернулась в Рим, где вскоре мирно отошла ко Господу. Точная дата её смерти, как и место погребения не установлены. По одним сведениям, она была похоронена в Трире, где ей принадлежало богатое поместье, по другой - в Риме. Некоторые же историки утверждают, что её останки были перевезены в Палестину.

В целом же история, связанная с её мощами, довольно длинная и запутанная. Согласно ряду источников, император Константин поместил её тело в гробницу, сделанную для него самого, уступив матери также и собственный саркофаг. Затем есть свидетельства, что мощи были переправлены во Францию, где в течение нескольких веков хранились в Шампани, а оттуда во времена попали в Париж, где и по сей день хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль.

Святые, равные апостолам

За выдающиеся заслуги в деле распространения христианства Константин и Елена были причислены к лику равноапостольных святых. Следует заметить, что за всю мировую историю христианства такой чести были удостоены лишь пять женщин. Почитание её на Востоке началось вскоре после кончины, в Западной же церкви он был установлен не ранее IX века. В наши дни православная церковь отдаёт дань памяти обретения ей Животворящего Креста Господня 19 марта. Кроме того, 3 июня в церквях вспоминаются равноапостольные Константин и Елена.

Посмертное почитание матери и сына

Эти святые, стяжавшие себе немеркнущую славу, стали одними из наиболее почитаемых в христианском мире. Именем равноапостольной Елены назван один из пределов возведённого крестоносцами в середине XII века на том месте, где в 326 году она проводила раскопки. Кроме того, на разных континентах построены в её честь, и в честь её сына множество храмов. Один из них - храм равноапостольных Константина и Елены был возведён в Коканде, но после Октябрьской революции, и установления советской власти в республиках Средней Азии, был навсегда закрыт. Ныне на его месте находится мечеть.

Имеется и совсем недавно учреждённый приход этих равноапостольных святых в Москве, в районе Митино. Несмотря на то что освящён он был лишь в 2004 году, уже успел заслужить добрую славу как один из вновь образованных духовных центров столицы. Его святыней является икона «Елена Равноапостольная», перед которой всегда можно видеть тех, кто в молитвах поверяет ей своё самое сокровенное.

В великом сонме святых угодников Божьих лишь немногие были канонизированы в лике равноапостольных святых. Только особые заслуги перед церковью, ставившие на один уровень с апостолами, позволили им удостоиться этой чести. Одной из тех, чьё земное служение получило столь высокую оценку, была Святая Елена. Икона с её изображением на протяжении многих веков входила в число наиболее почитаемых православных святынь.

Юная дочь хозяина постоялого двора

Кто же она, святая равноапостольная царица Елена, икона которой встречается в большинстве российских храмов и привлекает к себе толпы верующих? Для ответа на этот вопрос откроем житие святой угодницы Божьей, составленное через непродолжительное время после её блаженной кончины, и те немногие дошедшие до нас труды древних историков, описывавших её славные деяния.

Около 250 года в малоазийском городе Вифании у владельца местного была дочь, помогавшая ему обслуживать приезжих. Это и была будущая святая Елена. Икона царицы представляет нам сегодня образ величественной женщины, устремившей свой внутренний взор в горний мир, а в те времена она была ещё простой девушкой, не помышлявшей о предстоящей ей великой миссии. И, как это случалось во все времена, однажды она влюбилась.

Счастливое, но внезапно оборвавшееся супружество

Её избранник, молодой римский воин Констанций Хлор, ответил взаимностью, и вскоре их союз был скреплён брачными узами. Своего первенца супруги назвали Константином. Этот ребёнок - плод их первой любви - также впоследствии был канонизирован в лике равноапостольных, как и его мать - святая Елена. Икона с их изображением всегда выносится из церковного алтаря в отмечаемый 27 сентября.

Их безмятежной семейной жизни пришёл конец, когда правивший в те годы император Диоклетиан, назначив Хлора правителем обширных колоний, потребовал от него расторгнуть брак и жениться на его падчерице Феодоре. Хлор не смог ради любимой женщины отказаться от блестящей карьеры, и их союз распался.

Впрочем, зло бывает наказано не только в романах и пьесах. Очень скоро изменник пожалел о содеянном, так как его молодая жена вкупе со своей многочисленной роднёй превратила его семейную жизнь в такой кошмар, что ему приходилось от них отбиваться с помощью своей личной охраны.

Новообращённая христианка

А тем временем Елена, оставленная мужем, поселилась в городе Дрепануме. Выбор был неслучайным - там жил и обучался воинскому искусству её, уже повзрослевший к тому времени, сын. Так случилось, и в этом явно виден Промысел Божий, что в городе была многочисленная община христиан. Последователи истинной веры исповедовали её втайне, так как в те годы она была ещё под запретом.

Посещая их собрания и слушая проповедников, Елена со временем постигла глубину нового для неё учения и была крещена местным пресвитером. С этого времени она начала длительный путь духовного возрастания, результатом которого стала та миссия, выполнение которой позволило ей воссиять в лике равноапостольных святых.

Императрица Елена

Прошли годы, и скончался Констанций Хлор - бывший муж Елены. В конце жизни он был правителем Западных земель Римской империи, поставленный на этот пост Диоклетианом, когда-то возвысившим его ценой семейного счастья. После смерти отца сын Елены Константин занял его место, составив серьёзную конкуренцию правившему в те годы императору Максимиану. Их политическое противостояние вылилось в открытую войну, победив в которой Константин сделался единоличным правителем Великой римской империи.

Одним из первых его государственных актов стал эдикт, в результате которого христианство получало законный статус. Этот документ положил конец почти трёхвековому римскому гонению на церковь. Став вызвал свою мать в столицу и возвёл её в ранг августы, то есть императрицы и своей соправительницы.

На пути служения Богу

Однако мудрая и лишённая тщеславия женщина, зная, сколь преходяща бывает земная слава, использовала открывшиеся перед ней возможности не для личного блага, а для служения церкви. По её распоряжению и на её средства в империи, ещё не очнувшейся от языческого сна, строились христианские храмы и создавались новые общины. Но впереди ждала главная миссия, которую должна была исполнить святая Елена.

Икона, значение которой выражает сама сюжетная композиция, представляет зрителю равноапостольную императрицу рядом с обретённым ею Крестом Господнем. Именно в этой находке, ставшей величайшей святыней всего православного мира, заключена её историческая заслуга.

Начало исполнения великой миссии

Житие святой Елены повествует о том, что, восскорбев сердцем о том поругании, которое учинили римляне над Иерусалимом, захватив его в 70 году и разрушив всё, что было связано с земной жизнью Христа, она сама отправилась в Палестину, чтобы с Божьей помощью отыскать то Живоносное Древо, на котором был распят Спаситель.

Императрице Елене было уже за семьдесят, когда в 326 году, сев на корабль, она отплыла к берегам Святой земли. Задача, которую она перед собой поставила, была необыкновенно трудна. В течение последних столетий Иерусалим не принадлежал, как прежде, евреям, а находился во власти язычников. Даже на месте, где некогда был распят Христос, стоял храм Венеры.

Обретение Креста Господня

Кстати, само это место удалось найти с большим трудом, так как никто не знал, где именно его нужно искать. Лишь благодаря помощи старого еврея по имени Иуда, предки которого из рода в род передавали рассказ о событии трёхсотлетней давности, удалось его определить с необходимой точностью. После того как был снесён языческий храм, и на освободившемся месте епископ Макарий отслужил молебен, все присутствующие вдруг ощутили неземное благоухание, исходившее от земли.

Когда же был удалён верхний слой грунта, скопившийся там за долгие годы, всем присутствующим предстали три креста, остававшиеся на прежнем месте с того великого дня, и на одном из которых Спаситель принял мученическую смерть. Но какой из них был орудием мучения Христа, оставалось загадкой. Там же находились табличка, надпись на которой была сделана Понтием Пилатом, и гвозди.

Но истину указал им Сам Господь. Он умудрил епископа Макария остановить проходившую мимо похоронную процессию и прикоснуться к умершему поочерёдно всеми крестами. Когда на покойного был возложен Крест Господень, тот неожиданно воскрес. Так христианская церковь обрела свою величайшую святыню, благодаря трудам, которые положила на это святая царица Елена. Икона обычно изображает её стоящей рядом с находкой.

Начало почитания святой

Следует заметить, что за всю канонизации в лике святых были удостоены лишь пять женщин, среди которых по праву заняла своё место и святая Елена. Икона её была написана сразу после смерти. Тогда же на Востоке началось и широкое почитание, достигшее Западной Европы лишь к началу IX века. В нашей стране память святой отмечается дважды в году - 19 марта и 3 июня - и имеет глубокие корни. Известно, что бабка крестителя Руси князя Владимира, первая российская христианка - княгиня Ольга, во святом крещении получила имя Елены именно в честь равноапостольной матери императора Константина Великого.

Иконография святой Елены

Не будет преувеличением сказать, что среди прочих угодников Божьих по значимости совершённого ею деяния православной церковью особо выделяется святая Елена равноапостольная. Икона её хорошо знакома всем верующим. Часто на ней она предстоит со своим сыном - императором Константином, так же как и мать, возведённым в ранг равноапостольных за утверждение христианства в качестве официальной государственной религии. Однако чаще встречаются образа, на которых представлена лишь святая Елена.

Икона, значение которой тем яснее, чем более вдумчиво мы соотносим сюжет с житием благочестивой императрицы, обычно изображает её на фоне Иерусалима, предстоящей возле монументального Креста Господня и устремившей взор к Небесам. Облачена она в одеяние, принятое у византийских императриц, с венцом или короной на голове. Иногда под венцом изображается драгоценный плат. Это наиболее распространённый сюжет. Икона святой Елены, фото которой открывает статью, относится именно к этой группе.

Однако наиболее ранние изображают святую, поддерживающую в воздетых вверх руках медальон с начертанным на нём крестом. В этом случае она также изображается либо одна, либо со своим сыном Константином. Примером этого может служить мозаика в Константинопольском соборе Святой Софии.

Российский вариант иконы

В российской иконографии существует совершенно оригинальная икона «Святая Елена». Значение помогает понять событие, произошедшее в 1665 году в Москве. Тогда из Палестины был доставлен специально изготовленный по заказу государя Алексея Михайловича крест с частицами Животворящего Древа Господня. Он предназначался для монастыря, расположенного на Кий-острове в Белом море, и его прибытие стало знаменательным событием в церковной жизни. В память о нём и была написана икона.

Она изображала Крест, по сторонам которого помещались фигуры святых равноапостольных Елены и Константина, а также царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и коленопреклонённого Впоследствии, когда он попал в опалу и был смещён, его изображение из композиции иконы удалили, и последующие списки с неё содержат лишь четыре фигуры. Среди образов, написанных в более поздний период, преобладает изображение святой Елены, держащей в руке небольшой крест, символизирующий её легендарную находку на месте распятия Христа.

Икона святой Елены. В чем помогает образ?

В российском православии сложилась традиция обращаться к равноапостольной царице Елене с самыми различными просьбами. Но чаще всего перед её святым образом молятся об исцелении от недугов и ниспослании здоровья себе и своим близким. Также к её помощи прибегают в случае материальных затруднений. Если молитва произносится с верой и упованием на милость Божью, то она бывает услышана, и просимое исполняется.

У иконы святой Елены есть одна, присущая лишь ей особенность. Если царица изображена вместе со своим сыном и правопреемником императором Константином, то к ней рекомендуется обращаться людям, занятым политической деятельностью и нуждающимся в поддержке. Такая молитва может быть актуальна в преддверии выборов и вселить надежду даже в тех кандидатов, которым больше рассчитывать не на что.

В наши дни среди изображений наиболее почитаемых в народе угодников Божьих присутствует и икона святой Елены. В Москве её замечательный образ можно увидеть в храме, принадлежащем приходу святых равноапостольных Константина и Елены в Митино. Она изображена держащей вместе со своим сыном святой крест, обретённый ею и дарованный всей христианской церкви. Кроме того, её образ можно найти практически в любом православном храме России и вознести перед ним свою молитву.

error: