Ссср накануне великой отечественной войны: внешняя и внутренняя политика, факторы обороноспособности, международное положение, расширение границ, экономика. Накануне великой отечественной войны Внешняя политика ссср

Насколько был готов СССР к войне в 1941 г.?

Абсолютно готов к войне СССР не был. Однако благодаря последовательной и продуманной политике советскому правительству удалось отсрочить начало войны, а, значит, лучше подготовиться, несмотря на форсированное развитие промышленности, наладить производство вооружения в полной мере не удалось, но это облегчило перевод промышленности на военные рельсы в первый год войны.

1. Какие мероприятия проводились для первоочередного развития отраслей оборонной промышленности?

Мероприятия:

Построено 3 тыс. промышленных предприятий;

50% капиталовложений направлено на оборонные стройки и предприятия;

Заводы-дублеры на востоке страны;

Передача в оборонное ведомство 40 заводов в 1940-м году;

Производство танков в Сталинграде и в Челябинске;

Рост НИИ и КБ по созданию новой военной техники (Микояна, Лавочкина, Сухого, Котина).

2. Какие международные договоры и соглашения были заключены СССР накануне Великой Отечественной войны?

28.09.1939 г. – договор между Германией и СССР

Ноябрь – законодательное включение в состав СССР западных областей Украины и Белоруссии

Октябрь-ноябрь – договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией, Литвой

Август 1940 – законодательное включение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии

Август 1940 – образование на переданных Румынией землях Молдавской ССР, вхождение в состав УССР Северной Буковины

Апрель 1941 – договор о нейтралитете с Японией

3. Почему война с Финляндией приобрела затяжной характер?

Война с Финляндией приобрела затяжной характер потому, что Красная Армия встретила ожесточенное сопротивление с финской стороны и на финской границе была хорошо укрепленная оборонительная линия Маннергейма.

4. Назовите основные направления реорганизации Красной Армии.

Закон о всеобщей воинской повинности – переход к кадровому комплектованию армии

Увеличение стрелковых дивизий

Назначение на высшие командные должности офицеров, прошедших реальные военные действия на Холхин-Голе и в Финляндии

Подготовка кадров для армии – открытие военных учебных заведений

5. Как руководство страны укрепляло трудовую дисциплину и пополняло ряды рабочего класса?

Указ «О переходе на 8ми часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»

Введение трудовых книжек

Указ об ответственности за выпуск некачественной продукции

Указ «О государственных трудовых резервах» (об открытии училищ для подготовки рабочих)

Указ об уголовной ответственности для учащихся, нарушивших дисциплину и самовольно ушедших из училища

1. Сформулируйте в виде тезисов основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939-1941гг. Как решались эти задачи?

Основные задачи, стоявшие перед руководством СССР в 1939-1941гг.:

Развитие промышленности

Производство военной техники

Реформирование и модернизация армии

Поиск и закрепление связей с государствами-партнерами в грядущей войне

Эти задачи решались достаточно успешно, но не были решены в полном объеме из-за малого количества времени.

2. Какие недостатки в боевой подготовке Красной Армии выявила война с Финляндией? Как полученный боевой опыт повлиял на реорганизацию вооруженных сил СССР?

Недостатки:

Подготовка к ведению боевых действий только в наступлении, неумение вести боевые действия в условиях обороны;

Недостаточный образовательный уровень командиров;

Отсталость технического оснащения.

Полученный боевой опыт кардинально повлиял на реорганизацию вооруженных сил СССР:

Закон о всеобщей воинской повинности – переход к кадровому комплектованию армии;

Увеличение стрелковых дивизий;

Назначение на высшие командные должности офицеров, прошедших реальные военные действия на Холхин-Голе и в Финляндии;

Подготовка кадров для армии – открытие военных учебных заведений.

3. Расскажите об изменениях в национально-государственном устройстве СССР накануне войны. Как сказалось расширение западных границ на обороноспособность нашей страны?

Изменения в национально-государственном устройстве СССР накануне войны заключались в присоединении новых земель:

Ноябрь – законодательное включение в состав СССР западных областей Украины и Белоруссии.

Август 1940 – законодательное включение в состав СССР Латвии, Литвы, Эстонии.

Август 1940 – образование на переданных Румынией землях Молдавской ССР, вхождение в состав УССР Северной Буковины.

С одной стороны, расширение границ отодвинуло территорию боевых действий от центральных районов страны, с другой стороны – эти территории за столь короткий срок не стали по-настоящему советскими, не были должным образом укреплены границы, не успели создать оборонительные линии и укрепления. Таким образом, расширение западных границ на обороноспособность нашей страны значительного влияния не оказало.

4. В чем вы видите значение военно-патриотического воспитания молодежи для укрепления обороноспособности страны?

Военно-патриотическое воспитание молодежи для укрепления обороноспособности страны имело большое значение. Создавались и успешно работали оборонно-массовые организации Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Здесь велась подготовка стрелков, связистов, летчиков, парашютистов, кавалеристов, медицинских сестер. Военная подготовка населения в начале войны сыграла положительную роль.

5. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику СССР в начале Второй мировой войны.

Внутренняя и внешняя политика СССР в начале Второй мировой войны характеризуется одной фразой – подготовка к войне. Все усилия советского правительства на международной арене были направлены на оттягивание, отсрочку начала войны.

Текст песни отражает желаемую картину подготовки к войне. Действительно для подготовки к войне делалось очень много, но песня несколько преувеличивает степень готовности к войне. Однако общее настроение советских граждан, их готовность к войне, решимость защищать Родину отражает очень точно. Кроме того, основная идея ведения войны на территории врага, наступательный характер войны также присутствует в песне.

Весь февраль был занят тщательным изучением дел, непосредственно относящихся к деятельности Генерального штаба. Работал по 15-16 часов в сутки, часто оставался ночевать в служебном кабинете. Не могу сказать, что я тотчас же вошел в курс многогранной деятельности Генерального штаба. Все это далось не сразу. Большую помощь мне оказали Н. Ф. Ватутин, Г. К. Маландин, А. М. Василевский, В. Д. Иванов, А. И. Шимонаев, Н. И. Четвериков и другие работники Генерального штаба.

С чем же мы пришли к началу войны, была ли готова страна, ее вооруженные силы достойно встретить врага?

Исчерпывающий ответ на этот важнейший вопрос во всей совокупности политических, экономических, социальных и военных аспектов, с учетом всех объективных и субъективных факторов требует огромной исследовательской работы. Я уверен, что наши ученые, историки справятся с такой задачей.

Со своей стороны, я готов высказать мнение прежде всего о военной стороне дела, восстановив в меру сил и возможностей общую картину и обрисовав события тревожных месяцев и дней первой половины 1941 года.

Начнем с самого главного развития нашей экономики и промышленности, основы обороноспособности страны.

Третий пятилетний план (1938-1942 гг.) являлся естественным продолжением второго и первого. Известно, что те две пятилетки были перевыполнены. Если говорить о промышленности, то она возросла за четыре года первой пятилетки в два раза, намеченное увеличение на вторую пятилетку в 2,1 раза практически завершилось ростом в 2,2 раза. XVIII съезд ВКП(б) утвердил рост выпуска промышленной продукции на пять лет в 1,9 раза. Были ли какие-нибудь основания считать этот план нереальным, невыполнимым? Нет. Наоборот.

К июню 1941 года валовая продукция промышленности уже составила 86 процентов, а грузооборот железнодорожного транспорта- 90 процентов от уровня, намеченного на конец 1942 года. Было введено в действие 2900 новых заводов, фабрик, электростанций, шахт, рудников и других промышленных предприятий.

Если взять капиталовложения в их денежном выражении, то план предусматривал создание новых и реконструирование старых предприятий на сумму в 182 миллиарда рублей против 103 миллиардов рублей во второй и 39 миллиардов в первой пятилетке. Из этого видно, что даже с учетом имевшегося в последние годы удорожания строительства вводилось в действие производственных мощностей больше, чем за две предшествовавшие пятилетки, вместе взятые.

Как же обстояло дело с тяжелой и собственно оборонной промышленностью? В докладе XVIII съезду ВКП(б) об очередном плане развития народного хозяйства отмечалось, что в ходе выполнения прошлых планов пришлось ввиду осложнения международной обстановки вносить серьезные поправки в развитие тяжелой индустрии, значительно увеличив намеченный темп подъема оборонной промышленности. По плану третьей пятилетки по-прежнему особенно быстро развивались тяжелая и оборонная промышленность.

Действительно, ежегодный выпуск продукции всей промышленности возрастал в среднем на 13 процентов, а оборонной промышленности - на 39 процентов. Ряд машиностроительных и других крупных заводов был переведен на производство оборонной техники, развернулось строительство мощных специальных военных заводов.

Центральный Комитет партии помогал предприятиям, выпускавшим новую военную технику, в снабжении дефицитным сырьем, новейшим оборудованием. Чтобы крупные оборонные заводы имели все необходимое и обеспечивали осуществление заданий, туда посылались в качестве парторгов ЦК опытные партийные работники, видные специалисты. Должен сказать, что И.В. Сталин сам вел большую работу с оборонными предприятиями, хорошо знал десятки директоров заводов, парторгов, главных инженеров, встречался с ними, добиваясь с присущей ему настойчивостью выполнения намеченных планов.

Таким образом, с экономической точки зрения налицо был факт неуклонного и быстрого, я бы даже сказал форсированного, развития оборонной промышленности.

При этом не следует забывать, что, во-первых, этот гигантский рост в значительной степени достигался ценой исключительного трудового напряжения масс, во-вторых, он во многом происходил за счет развития легкой промышленности и других отраслей, непосредственно снабжавших население продуктами и товарами. Точно так же необходимо иметь в виду, что подъем тяжелой и оборонной промышленности происходил в условиях мирной экономики, в рамках миролюбивого, а не военизированного государства.

Поэтому еще больший нажим или крен в эту сторону практически означал бы уже переход с рельсов мирного развития страны на рельсы военного развития и привел бы к изменению, перерождению самой структуры народного хозяйства, ее милитаризации в прямой ущерб интересам трудящихся.

Естественно, с позиций послевоенных лет легко сказать, что на одном виде оружия следовало бы сделать больший акцент, на другом - меньший. Но даже с этих позиций невозможно было бы желать какого-либо кардинального, общехозяйственного изменения в предвоенной экономике.

Скажу больше. Вспоминая, как и что мы, военные, требовали от промышленности в самые последние мирные месяцы, вижу, что порой мы не учитывали до конца все реальные экономические возможности страны. Хотя со своей, так сказать, ведомственной точки зрения мы и были правы.

Например, объективными обстоятельствами лимитировались предложения наркома обороны о расширении массового производства новейших образцов самолетов, танков, артиллерийских тягачей, грузовых автомобилей, средств связи и прочей боевой техники.

Конечно, в промышленной, оборонной сфере было много недостатков, трудностей, о которых мы еще будем говорить. В связи с огромным размахом строительства ощущалась нехватка квалифицированной рабочей силы, недоставало опыта в освоении производства нового оружия и организации его массового выпуска. Потребности в боевой технике и вооружении стремительно уходили все вперед и вперед.

Оснащение вооруженных сил средствами борьбы, в том числе и новейшей техникой, происходило по конкретным решениям правительства. Только руководству страной было дано право - и никому больше - решать: когда и что снять с вооружения, что и когда принять на вооружение.

Порядок принятия нового образца вооружения в массовое производство был следующий.

Образцы проходили вначале заводские испытания, в которых принимали участие военные представители, затем войсковые, и только после этого Наркомат обороны давал свое заключение. Правительство при участии наркома обороны, наркомов военной промышленности и главных конструкторов рассматривало представленные новые образцы вооружения и военной техники и принимало окончательное решение по их производству.

На все это уходило порядочно времени. Бывало и так: пока шел процесс изготовления и испытания новой техники, у конструкторов был уже готов новый, более совершенный образец, и вполне закономерно, что в этом случае вопрос о принятии на вооружение откладывался до полного испытания новейшего образца.

Военных часто ругали за то, что они слишком настойчиво просили ускорить принятие того или иного образца на вооружение. Им говорили: "Что вы порете горячку? Когда надо будет - мы вас забросаем самолетами, танками, снарядами".

Сейчас вы нас ругаете, - отвечали военные, - за то, что мы настойчиво требуем, а если война случится, вы тогда будете говорить - почему плохо требовали.

Конечно, тогда мы, военные руководители, понимали, что в стране много первостепенных задач и все надо решать, исходя из большой политики. Но оказалось, что большая политика, руководителем которой был И.В. Сталин, в своих оценках угрозы войны исходила из ошибочных предположений.

В целом созданные за две довоенные пятилетки и особенно в три предвоенных года огромные производственные мощности обеспечивали основу обороноспособности страны.

С военной точки зрения исключительное значение имела линия партии на ускоренное развитие промышленности в восточных районах, создание предприятий-дублеров по ряду отраслей машиностроения, нефтепереработки и химии. Здесь сооружались три четверти всех новых доменных печей, вторая мощная нефтяная база между Волгой и Уралом, металлургические заводы в Забайкалье, на Урале и Амуре, крупнейшие предприятия цветной металлургии в Средней Азии, тяжелой индустрии на Дальнем Востоке, автосборочные заводы, алюминиевые комбинаты и трубопрокатные предприятия, гидростанции. Во время войны вместе с эвакуированными сюда предприятиями на востоке страны была создана промышленная база, обеспечивавшая отпор врагу и его разгром.

Два слова хотелось бы сказать о материальных резервах, заложенных накануне войны. Они преследовали цель обеспечить перевод хозяйства на военный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны. С 1940 по июнь 1941 года общая стоимость государственных материальных резервов увеличилась с 4 миллиардов до 7,6 миллиарда рублей34.

Сюда входили резервы производственных мощностей, топлива, сырья, энергетики, черных и цветных металлов, продовольствия. Эти запасы, заложенные накануне войны, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, несмотря на тяжелый 1941 год, быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войны.

Итак, пульс тяжелой индустрии, оборонной промышленности бился учащенно, достиг в предвоенные годы и месяцы наивысшего напряжения и полноты. Строже, как бы собраннее становилась и жизнь государства в целом.

Внеочередная IV сессия Верховного Совета СССР в сентябре 1939 года принимает "Закон о всеобщей воинской обязанности". По новому закону в армию призываются лица, которым исполнилось 19 лет, а для окончивших среднюю школу призывной возраст устанавливается в 18 лет. Для более совершенного овладения военным делом были увеличены сроки действительной службы: для младших командиров сухопутных войск и ВВС - с двух до трех лет, для рядового состава ВВС, а также рядового и младшего ком- состава пограничных войск - до четырех лет, на кораблях и в частях флота - до пяти лет.

Выполнение третьего пятилетнего плана в целом и заданий в области тяжелой и оборонной промышленности в частности, а также угроза военного нападения на СССР требовали увеличения количества рабочего времени, отданного народному хозяйству. В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР 26 июня 1940 года принимает Указ "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". Создается новая система подготовки квалифицированной рабочей силы в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, которые готовили в среднем от 800 тысяч до 1 миллиона человек в год.

Тогда же, в середине 1940 года, Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями". Вводились строгие меры, способствовавшие улучшению руководства предприятиями, укреплялись дисциплина, ответственность и порядок.

Государственный аппарат, управление промышленностью тоже претерпевают серьезные изменения, становятся гибче, ликвидируются громоздкость, излишняя централизация. Наркомат оборонной промышленности разделяется на четыре новых наркомата - авиационной, судостроительной промышленности, боеприпасов, вооружения. Наркомат машиностроения разделяется на наркоматы тяжелого, среднего и общего машиностроения.

Создаются новые народные комиссариаты (автомобильного транспорта, строительства и др.), которые имеют прямое отношение к укреплению обороны страны. Перестраивается работа Экономсовета при СНК СССР. На его базе создаются хозяйственные советы по оборонной промышленности, металлургии, топливу, машиностроению и т.д. Председателями советов назначаются крупные государственные деятели, заместители Председателя СНК СССР Н. А. Вознесенский. А. Н. Косыгин, В. А. Малышев и другие.

Все эти изменения вызывались исключительно возросшим объемом работы, требованиями подготовки к активной обороне от агрессии, возможность которой нарастала с каждым месяцем.

Применительно к условиям времени, а также в связи с новым "Законом о всеобщей воинской обязанности" реорганизуется и центральный военный аппарат, местные органы военного управления. В автономных республиках, областях и краях создаются военные комиссариаты, вводится в действие новое положение об их деятельности.

Большие, принципиальные вопросы в Наркомате обороны рассматривались на Главном военном совете Красной Армии. Председателем Главного военного совета был нарком обороны, его членами являлись заместители наркома и один из членов Политбюро ЦК ВКП(б). Особо важные вопросы обычно решались в присутствии И. В. Сталина и других членов Политбюро ЦК

Решением ЦК партии и Советского правительства от 8 марта 1941 года было уточнено распределение обязанностей в Наркомате обороны СССР.

Руководство Красной Армией осуществлялось наркомом обороны через Генеральный штаб, его заместителей и систему главных и центральных управлений. Ему же непосредственно подчинялось Главное автобронетанковое управление, Управление делами, Финансовое управление, Управление кадров и Бюро изобретений.

Перед войной обязанности внутри Наркомата обороны были распределены следующим образом.

Заместитель наркома, начальник Генерального штаба генерал армии Г. К. Жуков - Управление связи, Управление снабжения горючим, Главное управление ПВО, Академия Генерального штаба и Академия имени М. В. Фрунзе.

Первый заместитель наркома Маршал Советского Союза С. М. Буденный Главное интендантское управление, санитарное и ветеринарное управления Красной Армии, отдел материальных фондов.

Заместитель наркома по артиллерии Маршал Советского Союза Г. И. Кулик Главное артиллерийское управление, Управление химической защиты и Артиллерийская академия.

Заместитель наркома Маршал Советского Союза Б. М. Шапошников - Главное военно-инженерное управление, Управление оборонительного строительства.

Заместитель наркома по боевой подготовке генерал армии К. А. Мерецков Инспекция всех родов войск, Управление военно-учебных заведений и боевой подготовки Красной Армии.

Заместитель наркома генерал-лейтенант авиации П. В. Рычагов - Главное управление военно-воздушных сил Красной Армии.

Заместитель наркома армейский комиссар 1 ранга А. И. Запорожец - Главное управление политической пропаганды Красной Армии, издательские и культурно-просветительные учреждения Красной Армии, Военно-политическая академия имени В.И. Ленина, Военно-юридическая академия и военно-политические училища.

Хочу напомнить, что Генеральный штаб Красной Армии возглавляли: с 1931 года - А. И. Егоров, с 1937 года- Маршал Советского Союза Б. М. Шапошников, с августа 1940 года до февраля 1941 года - генерал армии К. А. Мерецков.

Посмотрим теперь, как выглядели в преддверии войны наши вооруженные силы. При этом для удобства читателя и облегчения выводов будет лучше, если мы изложим все это по такой схеме: что уже было сделано народом, партией и правительством, что мы собирались сделать в ближайшее время и что сделать не успели или не сумели. Конечно, все это в основных чертах, используя небольшое количество данных.

Стрелковые войска. В апреле 1941 года для стрелковых войск был введен штат военного времени. Стрелковая дивизия - основное общевойсковое соединение Красной Армии - включала три стрелковых и два артиллерийских полка, противотанковый и зенитный дивизионы, разведывательный и саперный батальоны, батальон связи, тыловые части и учреждения. По штатам военного времени дивизии надлежало иметь около 14 с половиной тысяч человек, 78 полевых орудий, 54 противотанковые 45-мм пушки, 12 зенитных орудий, 66 минометов калибра 82-120 мм, 16 легких танков, 13 бронемашин, более трех тысяч лошадей. Полностью укомплектованные дивизии могли представлять собой достаточно мобильное и грозное боевое соединение.

В 1939, 1940 и первой половине 1941 года войска получили более 105 тысяч ручных, станковых и крупнокалиберных пулеметов, более 100 тысяч автоматов. Это при том, что выпуск стрелково-артиллерийского вооружения в это время несколько снизился, потому что устаревшие виды снимались с производства, а новые из-за сложности и конструкторских особенностей не так-то просто было поставить на поток.

В середине марта 1941 года С. К. Тимошенко и я просили разрешения И. В. Сталина призвать приписной состав запаса для стрелковых дивизий, чтобы иметь возможность переподготовить его в духе современных требований. Сначала наша просьба была отклонена. Нам было сказано, что призыв приписного состава запаса в таких размерах может дать повод немцам спровоцировать войну. Однако в конце марта было решено призвать пятьсот тысяч солдат и сержантов и направить их в приграничные военные округа для доукомплектования, с тем чтобы довести численность стрелковых дивизий хотя бы до 8 тысяч человек.

Чтобы не возвращаться к этому вопросу, скажу, что несколькими днями позже было разрешено призвать еще 300 тысяч приписного состава для укомплектования специалистами укрепрайонов и других родов и видов вооруженных сил, артиллерии резерва Главного командования, инженерных войск, войск связи, противовоздушной обороны и службы тыла военно-воздушных сил. Итак, накануне войны Красная Армия получила дополнительно около 800 тысяч человек. Сборы планировалось провести в мае-октябре 1941 года.

В итоге накануне войны в приграничных округах из ста семидесяти дивизий и двух бригад 19 дивизий были укомплектованы до 5-6 тысяч человек, 7 кавалерийских дивизий в среднем по 6 тысяч человек, 144 дивизии имели численность по 8-9 тысяч человек. Во внутренних округах большинство дивизий содержалось по сокращенным штатам, а многие стрелковые дивизии только формировались и начинали боевую учебу.

Бронетанковые войска. Говоря ранее о советской танковой промышленности, я уже подчеркивал высокие темпы ее развития и большое совершенство конструкций отечественных машин. К 1938 году по сравнению с началом тридцатых годов производство танков возросло более чем в три раза. В связи с новыми требованиями обороны страны ЦК ВКП(б) и Советское правительство поставили перед конструкторами и танкостроителями задачу создания танков с более мощной броневой защитой и вооружением при высокой подвижности и надежности в эксплуатации.

Талантливые коллективы конструкторов под руководством Ж. Я. Котина создают тяжелый танк КВ, конструкторское бюро М. И. Кошкина, А. А. Морозова и Н. А. Кучеренко - знаменитый средний танк Т-34. Моторостроители дали мощный дизельный танковый двигатель В-2. КВ и Т-34 оказались лучшими из машин, созданных накануне войны. И в ходе войны они уверенно сохраняли превосходство над аналогичными типами машин противника. Необходимо было как можно быстрее наладить их массовое производство.

По указанию ЦК ВКП(б) Комитет обороны в декабре 1940 года, изучив положение с производством новых танков, доложил ЦК о том, что некоторые заводы планы не выполняют, имеются большие трудности в отработке технологического процесса, вооружение войск танками КВ и Т-34 идет крайне медленными темпами. Правительством были приняты необходимые меры. Параллельно принимаются постановления ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров, имевшие исключительное значение для обороны страны, об организации массового производства танков в Поволжье и на Урале.

С января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила более семи тысяч танков, в 1941 году промышленность могла дать около 5,5 тысячи танков всех типов. Что касается КВ и Т-34, то к началу войны заводы успели выпустить всего лишь 1861 танк. Этого, конечно, было очень мало. Практически новые танки только со второй половины 1940 года начали поступать в бронетанковые училища и в войска приграничных округов.

К трудностям, связанным с количественной стороной дела, прибавились проблемы организационные. Быть может, читатель помнит, что наша армия была пионером создания крупных механизированных соединений бригад и корпусов. Однако опыт использования такого рода соединений в специфических условиях Испании был оценен неправильно, и мехкорпуса в нашей армии были ликвидированы. Между тем мы еще в сражениях на Халхин-Голе добились положительных результатов, применяя танковые соединения. Широко использовались танковые соединения Германией в ее агрессивных действиях против стран Европы.

Необходимо было срочно вернуться к созданию крупных бронетанковых соединений.

В 1940 году начинается формирование новых мехкорпусов, танковых и механизированных дивизий. Было создано 9 мехкорпусов. В феврале 1941 года Генштаб разработал еще более широкий план создания бронетанковых соединений, чем это предусматривалось решениями правительства в 1940 году.

Учитывая количество бронетанковых войск в германской армии, мы с наркомом просили при формировании механизированных корпусов использовать существующие танковые бригады и даже кавалерийские соединения как наиболее близкие к танковым войскам по своему "маневренному духу".

И.В. Сталин, видимо, в то время еще не имел определенного мнения по этому вопросу и колебался. Время шло, и только в марте 1941 года было принято решение о формировании просимых нами 20 механизированных корпусов.

Однако мы не рассчитали объективных возможностей нашей танковой промышленности. Для полного укомплектования новых мехкорпусов требовалось 16,6 тысячи танков только новых типов, а всего около 32 тысяч танков. Такого количества машин в течение одного года практически взять было неоткуда, недоставало и технических, командных кадров.

Таким образом, к началу войны нам удалось оснастить меньше половины формируемых корпусов. Как раз они, эти корпуса, и явились главной силой в отражении первых ударов противника, а те, которые только начали формироваться, оказались подготовленными лишь к периоду Сталинградской контрнаступательной операции, где сыграли решающую роль.

Артиллерия. По уточненным архивным данным, с 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила от промышленности 29637 полевых орудий, 52407 минометов, а всего орудий и минометов, с учетом танковых пушек - 92578. Подавляющее большинство этого оружия приходилось на войсковую артиллерию, входившую в штат частей и соединений. Войсковая артиллерия приграничных округов была в основном укомплектована орудиями до штатных норм.

Непосредственно накануне войны мы располагали шестьюдесятью гаубичными и четырнадцатью пушечными артиллерийскими полками РГК. Артиллерии резерва Главного командования, учитывая специфику войны с Германией, у нас было недостаточно.

Весной 1941 года мы начали формирование десяти противотанковых артиллерийских бригад, но полностью укомплектовать их к июню не удалось. К тому же артиллерийская тяга плохой проходимости не позволяла осуществлять маневрирование вне дорог, особенно в осенне-зимний период. И все же противотанковые артиллерийские бригады сыграли исключительную роль в уничтожении танков врага. В некоторых случаях это было единственно надежное средство сдерживания его массовых танковых атак.

Маршал Г. И. Кулик, являясь главным докладчиком И. В. Сталину по вопросам артиллерии, не всегда правильно ориентировал его в эффективности того или иного образца артиллерийско-минометного вооружения.

Так, например, по его "авторитетному" предложению перед войной были сняты с производства 45- и 76,2-мм пушки. В ходе войны пришлось с большими трудностями вновь организовывать производство этих орудий на ленинградских заводах. 152-мм гаубица, прошедшая все испытания, показавшая отличные качества, по заключению Г. И. Кулика, не была принята на вооружение. Не лучше обстояло дело и с минометным вооружением, которое в ходе войны показало высокое боевое качество во всех видах боя. После войны с Финляндией этот недостаток был устранен.

К началу войны Г. И. Кулик вместе с Главным артиллерийским управлением не оценил такое мощное реактивное оружие, как БМ-13 ("катюши"), которое первыми же залпами в июле 1941 года обратило в бегство вражеские части. Комитет обороны только в июне принял постановление о его срочном серийном производстве.

Надо отдать должное нашим вооруженцам за их оперативность и творческое трудолюбие. Они сделали все возможное, чтобы через 10-15 дней после начала войны войска получили первые партии этого грозного оружия.

В свое время можно было больше сделать и в отношении минометов. Программа была ясна - ее определило постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1940 года "Об увеличении производства минометов и мин". Однако в требуемых масштабах армия начала получать 82-мм и 120-мм минометы только перед самой войной. В июне 1941 года в количественном и качественном отношении наши минометы уже значительно превосходили немецкие.

И. В. Сталин считал артиллерию важнейшим средством войны, много уделял внимания ее совершенствованию. Наркомом вооружения тогда был Д. Ф. Устинов, наркомом боеприпасов - Б. Л. Ванников, главными конструкторами артиллерийских систем - генералы И. И. Иванов, В. Г. Грабин.

Всех этих людей И.В. Сталин знал хорошо, часто с ними встречался и целиком доверял им.

Войска связи, инженерные войска. Железные и шоссейные дороги. Комиссия ЦК ВКП(б) и СНК СССР, работавшая в середине 1940 года, справедливо указала на то, что количество инженерных войск в мирное время не могло обеспечить их нормальное развертывание на случай войны35.

Накануне войны штаты кадровых частей этих войск были увеличены, сформированы новые части, улучшилась общая подготовка инженерных войск, структура и оперативный расчет частей связи; начальники связи соединений стали больше заниматься работой по подготовке связи к действиям в условиях военного времени; в войска начали поступать новая инженерная техника и средства связи. Однако изжить все недостатки в инженерных войсках и войсках связи до начала войны мы не успели.

В конце февраля мы совместно с наркомом обороны подробно рассмотрели вопрос о ходе строительства укрепленных рубежей вдоль государственной границы, состояние железных, шоссейных и грунтовых дорог и средств связи.

Генералы Н. Ф. Ватутин, Г. К. Маландин и А. М. Василевский обстоятельно доложили о положении дел. Выводы в основном сводились к следующему.

Сеть шоссейных дорог в западных областях Белоруссии и Украины была в плохом состоянии. Многие мосты не выдерживали веса средних танков и артиллерии, а проселочные дороги требовали капитального ремонта.

Мой первый заместитель Н. Ф. Ватутин сделал подробный доклад наркому С. К. Тимошенко о состоянии железных дорог всех приграничных военных округов.

Приграничные железнодорожные районы мало приспособлены для массовой выгрузки войск, - докладывал Н. Ф. Ватутин. - Об этом свидетельствуют следующие цифры. Железные дороги немцев, идущие к границе Литвы, имеют пропускную способность 220 поездов в сутки, а наша литовская дорога, подходящая к границам Восточной Пруссии, - только 84. Не лучше обстоит дело на территории западных областей Белоруссии и Украины: здесь у нас почти вдвое меньше железнодорожных линий, чем у противника. Железнодорожные войска и строительные организации в течение 1941 года явно не смогут выполнить те работы, которые нужно провести.

В ответ нарком заметил, что в 1940 году по заданию ЦК ВКП(б) Наркомат путей сообщения разработал семилетний план технической реконструкции западных железных дорог. Однако пока ничего серьезного не сделано, кроме перешивки колеи и элементарных работ по приспособлению железнодорожных сооружений под погрузку и выгрузку войск и вооружения.

Мы уже знали, что разработанного и утвержденного правительством мобилизационного плана железных дорог страны на случай войны в Наркомате путей сообщения в то время не было.

Ну что же, - сказал С. К. Тимошенко, заканчивая нашу беседу, - с вашими соображениями согласен. Попробую еще раз доложить...

Мы распрощались. Выйдя на улицу, решили с Николаем Федоровичем немного пройтись. Был ясный январский день. Деревья на Гоголевском бульваре стояли в серебряном инее. Думы наши были невеселые...

Командующий Западным военным округом Д. Г. Павлов 18 февраля 1941 года послал донесение No 867 на имя И. В. Сталина В. М. Молотова и С. К. Тимошенко. Он просил выделить значительные средства на проведение работ по шоссейно-грунтовому строительству и, в частности, писал:

"Считаю, что западный театр военных действий должен быть обязательно подготовлен в течение 1941 года, а поэтому растягивать строительство на несколько лет считаю совершенно невозможным".

Справедливость требует сказать, что к требованию командующего Западным округом И. В. Сталину следовала бы отнестись с большим вниманием, так как Д. Г. Павлов вносил разумные предложения. Считаю необходимым привести некоторые выдержки из его донесения от 18 февраля 1941 года.

"Наличие и состояние шоссейных, грунтовых и железных дорог в пределах БССР совершенно не обеспечивает потребностей ЗапВО.

В подробном докладе, представленном мною народному комиссару обороны от 29.1.41, даны заявки на постройку и ремонт в 1941 году крайне необходимых округу шоссейно-грунтовых и железных дорог, которые включают:

а) постройку новых шоссейных дорог - 2360 км;

б) постройку фунтовых тракторных путей - 650 км;

в) капитальный ремонт наиболее разрушенных участков существующих шоссейных дорог - 570 км;

г) выполнение ряда крупных мероприятий по восстановлению мостов и оборудованию дорог;

д) постройку новых железных дорог протяженностью 819 км;

е) реконструкцию и развитие железных дорог - 1426 км, из них - 765 укладка по готовому пути.

Для выполнения работ по шоссейно-грунтовому строительству потребуется 859 миллионов рублей...

Кроме того, для постройки 819 километров железнодорожных путей, реконструкции и развития их требуется 642 миллиона рублей. Считаю, что западный театр военных действий должен быть обязательно подготовлен в течение 1941 года, а поэтому растягивать строительство на несколько лет считаю совершенно невозможным.

Дорожное строительство всех видов может быть решено в 1941 году путем отпуска указанных выше механизмов; широкого привлечения трудоспособного населения СССР с подводами и лошадьми. Считаю возможным и необходимым для строительства Дорог, мостов... отпустить бесплатно камень, гравий, лес и другие стройматериалы.

Второй вопрос. Необходимо западный театр военных действий по-настоящему привести в действительно оборонительное состояние путем создания ряда оборонительных полос на глубину 200- 300 километров, построив противотанковые рвы, надолбы, плотины для заболачивания, эскарпы, полевые оборонительные сооружения.

Вышеперечисленные мероприятия также потребуют большого количества рабочей силы... Для такой работы нецелесообразно отрывать войска и нарушать ход боевой подготовки.

Учитывая, что в обороне страны должны не на словах, а на деле принять участие все граждане Советского Союза; учитывая, что всякое промедление может стоить лишних жертв, вношу предложение:

учащихся десятых классов и всех учащихся высших учебных заведений вместо отпуска на каникулы привлекать организованно на оборонительное и дорожное строительство, создавая из них взводы, роты, батальоны под командованием командиров из воинских частей. Перевозку и питание учащихся организовать бесплатно за счет государства (красноармейский паек).

Считаю, что только при положительном решении этих вопросов можно и должно подготовить вероятные театры военных действий к войне и построить дешево и быстро дороги в потребном количестве".

Начальник войск связи Красной Армии генерал-майор Н. И. Галич докладывал нам о нехватке современных средств связи и об отсутствии достаточных мобилизационных и неприкосновенных запасов имущества связи.

Действительно, радиосеть Генштаба была обеспечена радиостанциями типа РАТ только на 39 процентов, а радиостанциями типа РАФ и заменяющими их 11-АК и других- на 60 процентов, зарядными агрегатами - на 45 процентов. Приграничный Западный военный округ располагал радиостанциями только на 27 процентов, Киевский военный округ - на 30 процентов, Прибалтийский военный округ - на 52 процента. Примерно также обстояло дело и с другими средствами радио- и проводной связи.

Перед войной считалось, что для руководства фронтами, внутренними округами и войсками резерва Главного командования в случае войны будут использованы преимущественно средства Наркомата связи и ВЧ Наркомата внутренних дел. Узлы связи Главного командования, Генштаба и фронтов получат все нужное от местных органов Наркомата связи. Но они, как потом оказалось, к работе в условиях войны подготовлены не были.

С состоянием местных органов связи я был знаком по маневрам и командно-штабным полевым учениям, когда на арендных началах пользовался их услугами. Еще тогда мы сомневались в способности местных органов обеспечить вооруженные силы устойчивой связью во время войны.

Все эти обстоятельства обусловили главный недостаток в подготовке командиров, штабов соединений и армейских объединений: отсутствие умения хорошо управлять войсками в сложных и быстро меняющихся условиях боевой обстановки. Командиры и штабы избегали пользоваться радиосвязью, предпочитая связь проводную. Что из этого получилось в первые дни войны - известно. Внутренняя радиосвязь в подразделениях боевой авиации, в аэродромной сети, в танковых подразделениях и частях, где проводная связь вообще неприменима, осуществлялась слабо.

И. В. Сталин недостаточно оценивал роль радиосредств в современной маневренной войне, а руководящие военные работники не сумели своевременно доказать ему необходимость организации массового производства армейской радиотехники. Конечно, это дело не одного года. Каждому ясно, что этим надо было бы заниматься за много лет до войны, но этого сделано не было.

Подземной кабельной сети, необходимой для обслуживания оперативных и стратегических инстанций, не было вовсе.

Нужны были срочные мероприятия, чтобы привести телефонно-телеграфную сеть, радио- и радиотрансляционную сеть в надлежащий порядок.

Разговоры по этим вопросам с Наркоматом связи ни к чему не привели. И не потому, что кто-то не хотел делать лишнюю работу: улучшение организации связи было совершенно очевидной необходимостью. Наркомат не мог физически выполнить требования армии. То, что было сделано в конце 1940-го - начале 1941 года для улучшения местной связи и связи отдельных центров с Москвой, не могло решить поставленную задачу.

Выслушав наши сообщения, С. К. Тимошенко сказал:

Я согласен с вашей оценкой положения. Но думаю, что едва ли можно что-нибудь сделать серьезное, чтобы сейчас же устранить все эти недостатки. Вчера я был у товарища Сталина. Он получил телеграмму Павлова и приказал передать ему, что при всей справедливости его требований у нас нет сегодня возможности удовлетворить его "фантастические" предложения.

Военно-воздушные силы. Я уже говорил, что партия и правительство всегда уделяли большое внимание развитию советской авиации. В 1939 году Комитет обороны принимает постановление о строительстве девяти новых самолетостроительных заводов и семи авиамоторных: на следующий год еще семь заводов, уже из других отраслей народного хозяйства, перестраиваются на выпуск авиационной продукции, предприятия оснащаются первоклассным оборудованием. Авиапромышленность к концу 1940 года возрастает по сравнению с 1939 годом более чем на 70 процентов. Параллельно строятся новые авиамоторные предприятия и заводы авиаприборов на площадках предприятий, переданных авиапромышленности из других отраслей народного хозяйства.

По уточненным архивным данным, с 1 января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила от промышленности 17745 боевых самолетов, из них 3719 самолетов новых типов.

В предвоенные годы сталинское руководство предпринимало максимум усилий, чтобы подготовить страну к предстоящей войне.

Во внешней политике СССР стремился как можно сильнее оттянуть начало войны и обеспечить выгодную для себя расстановку сил на международной арене. Именно поэтому в августе 1939 г. Советский Союз пошел на заключение договора с Германией. Это позволило направить агрессию Германии против Англии и Франции. Сталин полагал, что Германия надолго увязнет в войне против них.

Заключение договора о ненападении позволило Германии исключить войну на два фронта и обеспечило поставки стратегического сырья. 1 сентября 1939 г. немецкие войска напали на Польшу. Началась Вторая мировая война (1.09.1939-2.09.1945).

3 сентября 1939 г. Англия и Франция объявили войну Германии. Однако никаких боевых действий они не вели, что обеспечило Германии быструю победу. Из-за пассивности англо-французских войск первые месяцы Второй мировой войны получили название «странной войны». Руководство Англии и Франции надеялось, что после захвата Польши Германия нападет на СССР. Однако очень скоро оно поплатилось за такую близорукую политику.

Прежде чем напасть на СССР, А. Гитлер предполагал завоевать всю Европу. В 1940 г. Германия поочередно захватывает Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Францию. С сентября 1940 г. начинаются бомбардировки Англии. Летом 1940 г. Гитлер отдает приказ о начале подготовки войны с СССР.

17 сентября 1939 г. после разгрома и падения польского правительства Красная Армия вступила на территорию Восточной Польши, заняла западно-украинские и западно-белорусские земли и вошла в соприкосновение с германскими войсками. 28 сентября 1939 г. был подписан советско-германский договор «О дружбе и границе», закрепивший эти земли в составе Советского Союза.

Захват Германией Клайпеды позволил СССР заключить соглашения с Латвией, Литвой и Эстонией, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией (30.11.1939-12.03.1940). Основная цель заключалась в необходимости отодвинуть границу от Ленинграда для обеспечения его безопасности. Военные действия сопровождались большими потерями Красной Армии. Ценой огромных усилий только в феврале 1940 г. была прорвана финская система укреплений («линия Маннергейма»), сопротивление финских вооруженных сил было сломлено.

В марте 1940 г. подписан советско-финский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек. После присоединения ряда новых территорий была образована новая союзная республика в составе СССР – Карело-Финская ССР. Как агрессор СССР был исключен из Лиги Наций.


Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила СССР Бессарабию, которая была преобразована в Молдавскую ССР. Накануне войны в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км.

Внутренняя политика. Основные средства направлялись на развитие тяжелой промышленности, в первую очередь – на производство военной продукции.

Разрабатывались новые образцы военной техники. В годы третьей пятилетки (1938-1942) были разработаны новые конструкции самолетов: истребители Як-1 и Миг-3, пикирующий бомбардировщик Пе-2, штурмовик Ил-2, танки Т-34 и KB, установки реактивной артиллерии БМ-13 («катюши»). Однако их широкое производство до войны наладить не успели, поэтому Красная армия перед началом Великой Отечественной войны была вооружена устаревшими видами вооружений.

Были созданы так называемые «заводы-дублеры» (филиалы заводов европейской части СССР) на Урале, в Западной Сибири и Средней Азии – в районах за пределами досягаемости авиации противника.

Большое значение имело создание «второго Баку» – нового нефтедобывающего района между Волгой и Уралом.

В 1940 г. был осуществлен переход на 8-часовой рабочий день и 7-дневную рабочую неделю. Особый (круглосуточный) режим работы ввели на предприятиях оборонного значения. Был принят закон о судебной ответственности (вплоть до тюремного заключения) за самовольное увольнение, прогулы и опоздания на работу.

Завершился процесс перехода к кадровой системе комплектования армии. Принятый в 1939 г. Закон о всеобщей воинской обязанности снизил призывной возраст с 21 года до 18 лет и позволил увеличить ее численность к 1941 г. до 5 млн. человек. После советско-финляндской войны особое внимание уделялось созданию отдельных бронетанковых и механизированных частей, развитию военно-воздушных сил. Увеличилось число военных училищ, школ. Развернулась учеба командных и инженерно-технических кадров в военных училищах и академиях.

В связи с расширением территории СССР создавались оборонительные укрепления на новых границах, но построить их не успели. В целом СССР, несмотря на прилагаемые усилия, к 22 июня 1941 г. не был полностью готов к боевым действиям.

В декабре 1921 года В.И.Ленин, на одном из своих выступлений, описывая международное положение, сложившееся в те годы, говорил, что весь наш народ должен быть начеку и помнить о том, что наша страна окружена людьми, классами и правительствами, которые открыто выражают ненависть к нам.

Питаемая этой ненавистью, в начале 20-х годов сформировалась гитлеровская партия, официальное название которой “национал - социалистская немецкая рабочая партия”. Основными планами этой партии, как в последствии признал А.Гитлер (в феврале 1945 г.) являлось уничтожение большевизма.

С самого зарождения гитлеровской партии программировалось нападение на Советский Союз, как на первое в мире социалистическое государство. В своей книге “Моя борьба” (1924-1926 гг.) Адольф Гитлер писал: “Когда мы говорим о новых территориях в Европе, мы можем думать в первую очередь о России и прилегающих к ней государствах... Сама судьба дала нам силы к этому... Гигантское государство на Востоке созрело для развала”.

Действия гитлеровской партии понравились международным правящим кругам США, Англии и Франции, которые били бы рады, если бы Гитлеру удалось уничтожить большевизм. А в конце 30-х годов они прямо высказали пожелания, “чтобы там, на Востоке, дело дошло до военного столкновения между Россией и Германией”.

Общее международное положение, в те годы, складывалось не в пользу Советского Союза. Многие действия западных держав были направлены против политики нашего государства. Эти “демократические” государства не просто одобряли политику Гитлера, но и способствовали материально и политически укреплению военного потенциала Германии. Они приложили немало сил для того, чтобы помочь Германии справиться с большевистской Россией.

В предвоенные годы Советский Союз не раз предлагал создать систему коллективной безопасности в Европе, но иностранные государства упорно игнорировали эти попытки, которые были направлены на создание миролюбивой политики между странами.

Политические цели войны против СССР лежали в основе плана “Барбаросса”. Они подразумевали уничтожение государства с центром в Москве и создание “нового порядка” во всем мире, т.к. разгром СССР должен был ослабить силу международного коммунистического, рабочего и национально - освободительного движений.

Осенью 1940 года был заключен германо-японо-итальянский военный пакт, благодаря которому прямыми военными союзниками гитлеровцев стали итальянские фашисты и японские милитаристы. Именно в это время Германия развернула непосредственную подготовку к нападению на Советский Союз. Стороны договорились о признании руководящей роли Германии и Италии в создании “нового порядка” в Европе, а Японии - “в восточно-азиатском пространстве”. Известно, что под понятием “нового порядка” фигурировал режим кровавого террора, фашисткой диктатуры и колониального рабства.

В 1939 году начались трехсторонние переговоры между СССР, Англией и Францией, на которых Союз выступал за договоренность о взаимной помощи друг другу в случае начала военных действий со стороны Германии. На этих переговорах хорошо была видна политика Франции и Англии, которые вели двойную игру. Они не спешили давать никаких обязательств о помощи, и даже недвусмысленно давали понять Германии, в каком именно направлении ей лучше начинать войну. Например Англия и Франция отказались от помощи в случае, если СССР будет помогать противостоять агрессору в районе Прибалтийских государств. Это ясно давало понять Гитлеру куда надо бить, если он хочет избежать столкновения с Англией и Францией. В период 1939 года проводился ряд встреч между представителями трех государств (СССР, Франция, Англия), в ходе которых представители военных миссий Англии и Франции прибывали на переговоры без должных полномочий на подписание соглашений, эти переговоры, также, возглавлялись второстепенными лицами, в отличие от представителей Советского Союза. Все эти действия правительств западных держав делали затруднительной миролюбивую политику нашей страны, в годы, предшествующие войне с Германией. Кроме того, впоследствии выяснилось, что одновременно с переговорами в Москве Англия вела тайные переговоры с Германией, которым она придавала большее значение, чем переговорам с СССР. На этих тайных переговорах Англия преследовала своей целью - направить Германию против Советского Союза и извлечь из этого все выгоды.

Англия и Франция сорвали переговоры с СССР. В то же время Союз принять предложение Германии о подписании с нею договора о ненападении. Это был хорошо продуманный ход со стороны германских политиков. Они поставили СССР в положение, в котором он должен был тщательно взвешивать свои ходы в отношение советско - германских границ. Стоило СССР привести пограничные заставы в полную боевую готовность, как Германия могла “расценить” это, как нарушение договора, и этим оправдать свое варварское нападение, как якобы “вынужденную защиту”. Но они немного просчитались, и после вероломного нападения потеряли всякое расположение со стороны многих народов мира. Этот договор был заключен 23 августа 1939 года, сроком на 10 лет (Дополнение № 1). Он предусматривал обязательства сторон “воздержаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами”. До начала войны оставалось 2 года.

Конечно, в ситуации 1941 года у СССР не было никаких иллюзий в отношении этого договора, но он мог на какое-то время оттянуть конфликт, и дать время для более хорошей подготовки нашей страны. Но как известно, нападение было неожиданным. Мне кажется, что в этом виновато в первую очередь наше руководство во главе с И.Сталиным, который до последней минуты не верил в то, что Германия решится нарушить договор и напасть на Союз. Это результат личных амбиций нашего руководителя. Весь наш народ (имеются в виду те, кто был информирован) с тревогой оценивал военную подготовку Германских войск и их подтягивание к нашим границам. Постоянные провокации на границе со стороны Германии, не давали покоя нашим пограничным заставам. И военным руководителям погранвойск оставалось только удивляться тому, что нет приказа о полной боевой готовности на границе. Постоянные протесты в адрес Германского правительства, им просто игнорировались, либо носили форму “не подтвердившейся информации”. Конечно соглашение о ненападении между Германией и СССР принесло нам ощутимую помощь. Именно поэтому США и Англия стали союзниками СССР в войне против фашистской Германии.

Удивительные вещи творились нашим руководством по отношению к Торгово-кредитному соглашению между СССР и Германией, заключенному в 1939 году. Описание и выводы, относительно этого соглашения, приведены в Дополнении № 2.

1 сентября 1939 года - гитлеровская Германия напала на Польшу, что явилось началом второй мировой войны. Получилось так, что Англия и Франция, гарантировавшие независимость Польше, ее предали и не оказали никакой действенной помощи в отражении агрессора. Гитлер говорил, что Польша “будет обезлюжена и населена немцами”, а ее территория станет стратегическим плацдармом для нападения на СССР.

3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии, т.к. та отказалась прекратить военные действия в Польше. Этим они ограничились в “помощи Польше” в ведении войны с Германией. Поляки были плохо подготовлены к войне и практически не продержались и месяца. Правительство Польши бежало в Румынию, и 5 октября 1939 года военные действия на польской территории прекратились полностью. Таким образом, Англия и Франция подталкивали Германию к границам СССР и поощряли нападение на Союз, преследуя свои выгоды.

После начала в сентябре 1939 года вторжения на территорию Польши Германских войск, Советский Союз начал активно препятствовать распространению германской агрессии на восток. Был начат освободительный поход в Западную Белорусию и Западную Украину. Освобожденное население присоединило свои территории к БССР и УССР и таким образом вошло в состав СССР.

В 1940 году СССР принял ряд мер по укреплению своих позиций в прибалтийских странах (Эстонии, Латвии и Литве). После свершения социалистических революций в этих странах, власть перешла в руки трудящихся. Все три республики стали советскими и по требованию их народных масс вошли в состав СССР.

В течение 1940 года СССР был принят ряд мер, позволивший отодвинуть оборонительные рубежи Союза на всем протяжении его западной границы, на 200-300 км. дальше от Москвы, Ленинграда, Киева и Минска, что имело огромное значение во время отпора гитлеровцам после 22 июня 1941 года.

14 июня 1941 года была предпринята еще одна попытка со стороны Советского правительства направить международные отношения по мирному пути. Появилось сообщение ТАСС, в котором указывалось, что слухи о намерении фашистской Германии напасть на СССР “лишены всякой почвы”. Но в Берлине никак не реагировали на документ, который не был даже опубликован в германской печати. Конечно это должно было насторожить наше правительство в отношении намерений фашистских руководителей Германии. Было понятно, что приближается начало войны.

4. Всё это на кануне суровых испытаний.

22 июня ЦК ВКП(б) и правительство ввели военное положе­ние на тер­риториях Прибалтики, Белоруссии, Украины, Мол­давии и ряда областей РСФСР. В районах объявленных на во­енном положении, вся полнота вла­сти передавалась военным властям. 23 июня была объявлена мобилизация военнообязан­ных 1905-1918 гг. рождения. У военкоматов выстроились оче­реди, уходивших на фронт. Уже к 1 июля в ряды Красной Армии влилось 5,8 млн. человек.

24 июня был создан Совет по эвакуации, а 27 июня принято постановле­ние ЦК ВКП(б) и СНК об эвакуации насе­ления, промышленности объектов и материальных ценностей из прифронтовой полосы. В первую очередь на восток выво­зилось оборудование военных заводов, предприятий авиацион­ной, тракторной, химической промышленности, чер­ной и цветной метал­лургии.

В 1930-е гг. произошло значительное обострение международных отношений. В 1933 г. к власти в Германии пришла национал-социалистическая (фашистская) партия во главе с А. Гитлером . Внешнеполитическая программа фашистов была направлена на пересмотр итогов Первой мировой войны с учетом интересов немецкого народа. Одновременно А. Гитлер и его окружение заявляли о необходимости установления Германией мирового господства при помощи новой всеохватывающей истребительной войны. Хотя СССР был заинтересован в столкновении между собой капиталистических стран, развязывание в Европе новой войны было ему не выгодно, поскольку на тот момент он не был к ней готов. Поэтому основные внешнеполитические усилия Советского государства были направлены на предотвращение роста фашистской угрозы. С этой целью в середине 1930-х гг. Советский Союз поддержал инициативу Франции по созданию в Европе системы коллективной безопасности, имевшей своей целью оказание противодействия агрессии фашистской Германии совместными усилиями ряда европейских стран. В 1935 г. СССР подписал с Францией и Чехословакией договоры о взаимопомощи, предусматривавшие оказание прямой военной помощи их участниками друг другу в случае нападения на них других европейских государств. Однако из-за противодействия Польши, отказавшейся в случае начала военных действий в Европе пропустить через свою территорию советские войска, выполнение этих договоров было сорвано.

Серьезная опасность угрожала СССР и на его восточных границах, где в 1937 г. Япония начала открытую войну против Китая. Чтобы не допустить приближения японской агрессии к своим рубежам, советское руководство восстановило отношения с Китаем и заключило с ним договор о ненападении. Одновременно Советский Союз стал оказывать Китаю помощь военной техникой, боеприпасами, снаряжением, а также направил в эту страну добровольцев и военных советников. Тем временем японская армия оккупировала весь северо-восток Китая и вышла непосредственно к границам СССР. В 1938 г. японцы попытались сорвать помощь Советского Союза Китаю, а также захватить дальневосточные территории СССР. Летом 1938 г. японские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан , а весной следующего года начали военные действия в районе реки Халкин-Гол , попытавшись захватить территорию дружественной СССР Монгольской народной республики. В ходе ожесточенного сражения советско-монгольским войскам под командованием комкора Г. К. Жукова удалось разбить и отбросить противника назад. Весной 1941 г. между СССР и Японией был подписан договор о ненападении. Угроза Советскому Союзу на Дальнем Востоке была временно ликвидирована.

Тем временем, воспользовавшись пассивностью ведущих европейских держав – Великобритании и Франции, Германия приступила к осуществлению своих агрессивных планов по расширению «жизненного пространства» в Европе и в феврале 1938 г. оккупировала Австрию. Не желая ввязываться в конфликт с Германией, правительства Великобритании и Франции всентябре 1938 г. заключили в Мюнхене с Гитлером соглашение, в котором западные державы согласились на оккупацию Германией Судетской области Чехословакии, населенной этническими немцами. Однако эти уступки западных держав не остановили захватнических намерений Германии. В следующем году она разорвала Мюнхенское соглашение и оккупировала уже всю Чехословакию. Вслед за тем Германия предъявила территориальные претензии к Польше. Это вынудило напуганных судьбой Чехословакии страны Восточной Европы – Венгрию и Румынию – присоединиться к союзу с Германией. Тем самым Мюнхенское соглашение фактически открыло путь к началу Второй мировой войны .

В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз предложил Великобритании и Франции начать переговоры об оказании друг другу помощи в случае нападения Германии. Однако, начав их, правящие круги этих стран все еще надеялись спровоцировать гитлеровскую агрессию против СССР. В результате переговоры зашли в тупик. Летом 1939 г. Советский Союз предложил Франции и Великобритании заключить военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии против них Германии. Правительства Великобритании и Франции не пошли на этот шаг.

Потерпев неудачу с созданием антифашистского блока, советское руководство решило пойти на сближение с Германией, приняв ее предложение о заключении договора о ненападении. Договор был заключен 23 августа 1939 г. народным комиссаром по иностранным делам В.М. Молотовым и министром иностранных дел Германии И. Риббентропом и получил название пакт Молотова-Риббентропа , известный также как пакт о ненападении . Действие договора было рассчитано на 10 лет. Подписавшие договор СССР и Германия обязывались не нападать друг на друга и не участвовать во враждебных друг другу союзах. Советско-германский пакт о ненападении был выгоден обеим сторонам: Германии он гарантировал благожелательный нейтралитет СССР в предстоящей войне с Польшей. В свою очередь, Советскому Союзу пакт о ненападении позволял оттянуть начало вступления в мировую войну, выиграть время для подготовки к ней и завершить реорганизацию своих вооруженных сил. Кроме того, его заключение СССР сорвало расчеты западных правительств на развитие германской агрессии в восточном направлении.

В дополнение к пакту о ненападении между СССР и Германией был подписан также секретный протокол , в соответствии с которым обе стороны договорились о разграничении сфер своего влияния в Восточной Европе. Западная Украина и Западная Белоруссия, Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия (Молдавия), входившая в состав Румынии, признавались сферами интересов СССР. Литва – сферой интересов Германии.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Великобритания и Франция, связанные с Польшей союзными обязательствами, объявили Германии войну. Началась Вторая мировая война. Убедившись в разгроме Польши и дальнейшей неспособности польской армии оказать организованное сопротивление, 17 сентября 1939 г. СССР ввел свои войска в принадлежавшие Польше Западную Украину и Западную Белоруссию, отторгнутые от Советской России в 1920 г., и объявил об их вхождении в состав Союза. Польша как независимое государство перестала существовать. 28 сентября 1939 г. СССР и Германия подписали между собой договор о дружбе и границе , который уточнил линию разграничения сфер влияния двух государств в оккупированной Польше. Кроме того, Литва была признана сферой интересов СССР.

После поражения Польши Германия сосредоточила свои основные усилия по разгрому Франции и Великобритании. Воспользовавшись этим, СССР приступил к укреплению позиций в своей сфере влияния. В сентябре – октябре 1939 г. Советский Союз заключил договоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, предусматривавшие размещение советских военных баз на их территории. В 1940 г. под нажимом СССР правительства Литвы, Латвии и Эстонии вынуждены были уйти в отставку, сформированные вместо них правительства просоветской ориентации провозгласили свои республики социалистическими и обратились к советскому руководству с просьбой включить их в состав СССР. В августе 1940 г. Литва, Латвия и Эстония стали составными частями Советского Союза. Летом того же года СССР под угрозой войны добился от Румынии передачи ему Бессарабии, оккупированной в 1918 г., и Западной Буковины, населенной этническими украинцами.

Одновременно, заручившись поддержкой Германии, СССР стал оказывать давление на правительство Финляндии, требуя предоставления нескольких военных баз в Финском заливе и территориальных уступок. Финское правительство отвергло эти требования. В ответ, спровоцировав несколько пограничных инцидентов, СССР в декабре 1939 г. начал против Финляндии военные действия.

Начавшаяся война виделась советскому руководству достаточно легкой. Сталин планировал разгромить Финляндию в короткие сроки, после чего привести к власти в ней просоветское правительство и присоединить к Советскому Союзу. Однако эти расчеты не оправдались. Финский народ как один встал на защиту своей Родины, оказав советским войскам ожесточенное сопротивление. Несмотря на численное превосходство, Красная Армия потерпела несколько поражений. Действия СССР против Финляндии вызвали осуждение мирового сообщества. Великобритания и Франция стали оказывать финнам военную помощь снаряжением и боеприпасами. Поддержку Финляндии оказала также Германия, не желавшая чрезмерного усиления Советского Союза. В декабре 1939 г. Лига Наций осудила СССР как агрессора и исключила его из своего состава. Советский Союз фактически оказался в международной изоляции.

В марте 1940 г. Финляндия, наконец, признала свое поражение в войне и заключила мирный договор с СССР. К Советскому Союзу была присоединена часть финляндской территории к северу от Ленинграда, однако сама Финляндия осталась независимой. Война с Финляндией стоила Красной Армии больших жертв (по разным оценкам, от 130 до 200 тыс. человек). Кроме того, война обнаружила высокую степень неподготовленности к ней СССР, что впоследствии значительно повлияло на планы Германии по вторжению в Советский Союз.

В итоге внешнеполитической активности СССР к осени 1940 г. в его состав была включена огромная территория с населением 14 млн. человек, а западная граница отодвинута на запад на 200 – 600 км.

Советско-германские отношения в предвоенный период вызывают неоднозначную оценку в исторической литературе. Подписание СССР с Германией секретного протокола о разграничении сфер влияния рассматривается некоторыми историками как проявление агрессивности Советского Союза, стремления его руководства к экспансии. Поэтому, по мнению этих историков, СССР несет равную с Германией ответственность за развязывание Второй Мировой войны. Однако нельзя забывать, что занятые в 1939 г. советскими войсками территории Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии являлись исконными землями Российской империи и были отторгнуты Польшей и Румынией от Советского государства в ходе гражданской войны. Вынужденное уступить эти земли в условиях временного ослабления страны после Октября 1917 г., советское руководство имело полное право добиваться их возвращения. Кроме того, необходимо учитывать, что в случае начала войны между СССР и Германией, неизбежность которой, несмотря на заключение пакта о ненападении, прекрасно понимали в советском руководстве, существовал риск захвата Западной Украины и Западной Белоруссии немецко-фашистскими войсками. Включив эти территории в свой состав, СССР значительно укрепил свою безопасность. Вместе с тем, агрессивные действия Советского Союза в отношении Финляндии в 1939 –1940 гг., захват у Румынии Западной Буковины, которая никогда не принадлежала России, не могут быть оправданы. Эти действия явились крупной политической ошибкой советского руководства. Их следствием стало обострение отношений СССР с Румынией и Финляндией, которые вступили в союз с Германией и позднее вместе с нею приняли участие во вторжении в Советский Союз.

В 1940 – начале 1941 гг. советско-германские отношения постепенно стали все больше ухудшаться. В мае 1940 г. Германия разгромила Францию и в течение 1940 – 1941 гг. оккупировала большинство государств Европы. Организованное сопротивление на Западе германской армии оказывала только Великобритания, однако для ее разгрома А. Гитлер не имел сильного военно-морского флота. Основным противником Германии в Европе с этого времени становится СССР. В сложившихся условиях советско-германский пакт о ненападении все больше терял свое значение. В 1940 г. фашистским руководством был разработан план «Барбаросса», предусматривавшийнападение немецких войск на Советский Союз.Основная ставка в нем делалась на осуществление «молниеносной войны» (так называемого блицкрига) . Разгромить советские Вооруженные силы планировалось в кратковременной летней кампании и завершить войну к осени 1941 г. В дополнение к плану «Барбаросса» был разработан также план «Ост» («Восток» ), предусматривавший послевоенное переустройство разгромленного СССР. В соответствии с эти планом предполагалось истребить 30 млн. русских и 5 – 6 млн. евреев. 50 млн. человек из оккупированных западных районов СССР планировалось переселить в Сибирь. На захваченные земли предполагалось переселить 10 млн. немцев и их помощью «онемечить» оставленных в западных районах русских. Крупнейшие советские города Москва, Ленинград, Киев подлежали полному уничтожению.

Советское правительство также готовилось к войне. В 1939 г. в Советском Союзе была введена всеобщая воинская повинность. Летом 1940 г. был принят закон, по которому вместо 7-часового рабочего дня устанавливался 8-часовой, отменялся выходной. Часть промышленности переводилась с выпуска мирной продукции на военную. В 1940 – 1941 гг. численность вооруженных сил страны была увеличена до 5 млн. человек, более половины личного состава армии и боевой техники сосредоточены на западной границе. Перед войной началось формирование крупных механизированных корпусов, осуществлялось перевооружение армии современным оружием. Завершить подготовку к обороне советское правительство планировало к началу 1942 г. Однако в целом СССР к войне готов не был.

error: