Понятие эскалации конфликтной ситуации. Альтернативное разрешение споров: система и принципы Как работает посредничество

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Термин «третья сторона» – широкий и собирательный. Можно выделить три основные формы участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта.

1. Арбитраж

Эта технология разрешения характеризуется отсутствием строгих норм, регулирующих процесс обсуждения проблемы; правом выбора третьей стороны самими участниками конфликта; обязательностью решений, вынесенных третьей стороной.

Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж . Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. Выделяют следующие варианты арбитража:

обязывающий арбитраж , при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

ограниченный арбитраж: стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

посреднический арбитраж: смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

2. Посредничество и переговоры

Это особая форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфликта. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может, вместе с тем, определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Поэтому посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта.

Важно обратить внимание на то, что среди обозначенных выше форм участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта лишь последняя ориентирована на использование переговорного подхода.

Вмешательство посредника целесообразно в следующих случаях:

– конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения;

– непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено, и участие третьей стороны может способствовать изменению этой ситуации;

– для конфликтующих сторон важно сохранение и продолжение взаимоотношений;

– участники конфликта заинтересованы в контроле над принимаемыми решениями;

– для оппонентов важным является такой аспект преодоления разногласий, как конфиденциальность.

Выбор конфликтующими сторонами посредника осуществляется в соответствии с рядом требований, предъявляемых к третьей стороне.

Необходимым условием согласия оппонентов на вмешательство посредника является его компетентность , предполагающая, прежде всего, умение досконально проанализировать конфликтную ситуацию и владение навыками посреднической деятельности. Это требование во многом определяет также и эффективность усилий посредника по разрешению конфликта. Недостаточная компетентность посредника, наоборот, может привести к срыву переговоров и усилению конфронтации сторон.

Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. Другим важным требованием к посреднику является его беспристрастность , которая заключается в том, что посредник должен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон конфликта. Следует отметить, что незаинтересованность посредника все же относительна, поскольку он, как минимум, заинтересован в успехе своей деятельности. Поэтому в данном случае главное – не действительная беспристрастность третьей стороны, а восприятие ее в качестве таковой участниками конфликта. Именно этот аспект сыграл решающую роль в выборе посредника при мирном урегулировании югославского конфликта (1999). Им стал Мартти Ахтисаари, президент Финляндии – страны, не входящей в состав НАТО.

Немаловажное значение имеет и такое требование, как обладание авторитетом . Привлечение к посредничеству общественных организаций или частных лиц во многом обусловлено именно этим. Например, участие представителей Католической церкви в переговорах между правящей в Польше партией и оппозиционным движением «Солидарность» в 1989 г. определялось, прежде всего, тем, что в этой стране авторитет и влияние Церкви очень сильны. Авторитет, которым обладает в глазах конфликтующих сторон посредник, определяет его возможности воздействовать на участников конфликта. Важно только, чтобы он, в свою очередь, не оказался под влиянием кого-либо из них и тем самым не поставил под сомнение свой нейтралитет.

Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом нередко для проведения переговоров выбирается территория посредника. Неоднократно выполняя посредническую миссию в Ближневосточном конфликте, США предоставляли свою территорию, например, в 1978 г. – для переговоров между Египтом и Израилем или в 1999 г. – для переговоров между Сирией и Израилем.

Посредник принимает активное участие и в определении повестки дня . Совместно с конфликтующими сторонами он формирует круг вопросов для обсуждения и порядок их рассмотрения. При этом задача посредника состоит в том, чтобы убедить оппонентов начать переговоры с более простых вопросов, а к рассмотрению наиболее сложных перейти в последнюю очередь. Задача посредника заключается и в том, чтобы регулировать очередность и длительность выступлений, не допуская приоритета той или другой стороны.

Не секрет, что отношения участников конфликта характеризуются враждебностью, недоверием, подозрительностью. Поэтому заметный вклад посредника в успех переговорного процесса состоит в формировании рабочей атмосферы на переговорах . Во многом сам факт присутствия третьей стороны способен удержать оппонентов от проявления враждебности по отношению друг к другу. Однако посреднику не стоит ограничиваться этим и необходимо приложить максимум усилий по снижению уровня негативных эмоций конфликтующих сторон. Заметное влияние на атмосферу во время переговоров оказывает проявление подчеркнутого уважения со стороны посредника к оппонентам и понимания их проблем, поощрение тех или иных шагов оппонентов к нормализации отношений и положительного настроя на совместную работу. Посредник также помогает конфликтующим сторонам преодолеть негативные стереотипы в отношении друг к другу и отрицательное влияние различных феноменов восприятия.

Оказание помощи в поиске решения является ключевым аспектом во влиянии посредника на переговорный процесс. Оптимизируя этот поиск, посредник осуществляет следующие действия:

– оказывает участникам содействие в изучении ситуации, анализе разногласий, оценке предложений;

– обращает внимание сторон на наличие общности в их интересах или создает такую общность через включение проблемы в более широкий контекст, скажем, перспективу широкомасштабного экономического сотрудничества;

– помогает обнаружить непересекающиеся интересы и тем самым увеличивает переговорное пространство, в зоне которого и может быть найдено решение;

– выступает дополнительным источником идей и вариантов для решения проблемы;

– оказывает оппонентам помощь в поиске и выборе объективных критериев для оценки разработанных вариантов решения проблемы;

– предлагает общую формулу возможного соглашения.

Эффективность этих усилий посредника во многом зависит от того, насколько полной информацией об участниках конфликта, спорных вопросах, соотношении сил сторон, их интересах и позициях, возможных подходах к решению проблемы, степени их вовлеченности в конфликт и т. п. располагает посредник.

Определенную роль в стимулировании посредником поиска взаимоприемлемого решения может сыграть определение крайних сроков завершения переговоров. Если конфликтующие стороны, осознавая свою ответственность за неудачу переговоров, стремятся к достижению соглашения, то фиксированные временные рамки позволят обеспечить устойчивую динамику переговорного процесса.

В том случае, если переговоры увенчались успехом, посредник берет на себя контроль над выполнением соглашения. Как отмечалось выше, успешность переговорного процесса определяется не только достижением соглашения, но и выполнением его условий. Поэтому посреднику необходимо проследить за тем, чтобы в окончательное соглашение были включены сроки выполнения сторонами взятых на себя обязательств. Возможно также установление нечто вроде испытательного срока, т. е. времени, в течение которого стороны могли бы оценить эффективность достигнутого соглашения. Кроме того, посредник может выступить гарантом выполнения договоренностей. Такая миссия вполне по плечу, скажем, руководителю в разрешении конфликта между подчиненными.

Описанные выше составляющие влияния посредника на переговорный процесс характеризуют, прежде всего, традиционное посредничество, не акцентируя внимание на специфических особенностях различных его модификаций. Такие особенности отличают следующие модели посреднической деятельности:

– фасилитаторство;

– консультационное посредничество;

– посредничество с элементами арбитража.

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окончательного решения. Под этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.

1. Фасилитаторство . Роль третьей стороны сводится главным образом к тому, что фасилитатор (от англ. facilitate – облегчать) оказывает участникам конфликта содействие в организации переговоров и проведении встреч. Участие фасилитатора в разрешении конфликта состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам в подготовке встречи; обеспечить их равное участие в обсуждении; добиваться строгого соблюдения повестки дня и процедуры переговоров. При этом фасилитатор не принимает участия в полемике сторон и выработке решений.

2. Консультационное посредничество . Специфика этой разновидности посредничества заключается в следующем: конфликтующие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что если они не смогут самостоятельно найти решение проблемы, то он выскажет свою точку зрения в порядке консультации. Это мнение посредника не является для сторон обязывающим и выслушивается только в том случае, если переговоры зашли в тупик. Однако участники конфликта могут воспользоваться мнением посредника для достижения соглашения.

3. Посредничество с элементами арбитража . В рамках этой модели влияние посредника на переговорный процесс максимально. Связано это с тем, что участники конфликта до начала переговоров договариваются о том, что если переговоры зайдут в тупик, посредник вынесет обязательное для исполнения решение по спорному вопросу. Эта договоренность стимулирует конфликтующие стороны, заинтересованные в контроле над достигнутыми результатами, приложить максимум усилий для самостоятельного поиска решения. В любом случае, данная процедура гарантирует, что соглашение между сторонами будет достигнуто. Какой бы вариант посредничества ни был реализован в переговорном процессе, главное, чтобы оно было успешным. Разумеется, наилучшим результатом посреднической деятельности является разрешение конфликта. Например, на счету Федеральной службы посредничества и примирения (США) более 500 тыс. разрешенных конфликтов за 50 лет работы. Однако многое зависит не только от самого посредника, но и от стадии развития конфликта, характера взаимоотношений сторон, наличия альтернатив переговорному соглашению, соотношения сил участников конфликта, влияния среды, в которой протекает конфликт и т. п. При наличии такого большого числа разносторонних факторов привлечение посредника может и не принести желаемого результата. Но говорить в таких случаях о неудаче не всегда правомерно.

Оценивая эффективность посреднической деятельности, следует использовать несколько критериев.

1. Объективные критерии, позволяющие рассматривать вмешательство посредника как успешное:

– завершение конфликта;

– снижение остроты конфликтного взаимодействия;

– переход от односторонних действий участников конфликта к попыткам совместного поиска решения проблемы;

– нормализация взаимоотношений оппонентов.

2) Важно ориентироваться также и на субъективные показатели, которые отражают степень удовлетворенности участников конфликта посредничеством. Для этого следует определить, считают ли конфликтующие стороны, что:

– оказывая содействие переговорному процессу, посредник был объективен по отношению к оппонентам;

– без его усилий сторонам было бы сложно обойтись;

– достигнутые при помощи посредника результаты не являются навязанными, а наоборот, представляют собой взаимоприемлемый итог.

Оценивая степень успешности посредничества, необходимо учитывать, кроме того, оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Рассмотренные выше различные аспекты посредничества позволяют сделать следующий вывод. Деятельность посредника сопряжена с целым рядом проблем, трудностей, препятствий, которые ему необходимо преодолевать. При этом успех усилий посредника не всегда очевиден, его деятельность сама по себе еще не гарантирует разрешения конфликта, а иногда может вызвать эскалацию конфликтного противоборства. Однако сам факт привлечения посредника к урегулированию и разрешению конфликта означает стремление сторон найти выход, используя путь переговоров, и дает надежду на благополучный исход.

Завершая рассмотрение переговоров в условиях конфликта, напомним уже известную вам точку зрения современных исследователей, согласно которой конфликт признается неотъемлемым свойством общественных отношений. А значит, каждый из нас становился участником того или иного конфликта, сохраняя такую перспективу и в будущем. Переговоры же (прямые или с участием третьей стороны) можно считать наиболее предпочтительным и зачастую оптимальным способом урегулирования и разрешения конфликтов. Поэтому изучение многообразных аспектов переговорного процесса является не только перспективным направлением научных исследований, но и актуальным для любого из нас. При этом необходимо учитывать, что одно лишь знание о переговорах еще не является достаточным основанием для успеха. Не менее важную роль играет формирование и развитие переговорных навыков. А умение вести переговоры приобретается лишь при реализации имеющихся знаний на практике. И, наконец, не стоит забывать о том, что переговоры могут достичь своей цели только в том случае, если их участники искренни в стремлении к совместному поиску решения проблемы. В противном случае, конфликтующие стороны скорее демонстрируют решительность, чем стремятся найти решение.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Каковы особенности тактики ухода от конфликта, ее предпосылки, формы проявления, достоинства и недостатки?

2. Покажите характерные черты силового метода разрешения конфликта, формы его проявления и степень эффективности.

3. В чем причины широкого применения тактик ухода и применения силы, несмотря на их явные слабости?

4. Раскройте особенности регулирования конфликта методом односторонних уступок, покажите достоинства и недостатки этой тактики.

5. Проанализируйте тактику компромисса как классический метод регулирования. В чем состоят его основные достоинства и трудности применения?

6. Охарактеризуйте универсальные, общеприменимые средства регулирования конфликта. Раскройте содержание негативной и позитивной тактики регулирования конфликтных взаимоотношений.

7. Каковы конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства?

Эскалация конфликта – это нарастание противоборства между сторонами. Модели, типы, фазы и тактика поведения при этом может различаться.

Избежать конфликтных ситуаций невозможно. Проблема их развития не раз была затронута профессиональными психологами и специалистами в этой области. Ими зачастую используется понятие «эскалация». Что это, тип и модели, как развивается и к чему приводит – об этом можно узнать, внимательно изучив статью.

Что это такое

Эскалация конфликта – это развитие конфликтной ситуации, прогрессирующей с течением времени. Понятие используется для определения нарастающего противоборства сторон, результатом которого может стать их негативное воздействие друг на друга.

Под эскалацией конфликтной ситуации понимается её часть, начинающаяся с момента столкновения интересов и завершающееся ослаблением борьбы, её окончанием.

Модели и типы эскалации конфликта

Спиральная эскалация характеризуется такими признаками:

  • значительно сокращается когнитивная сфера в поведении или работе, в процессе наблюдается переход к примитивной форме отображения;
  • вытесняется адекватное восприятие вследствие насаждения «вражеского» образа;
  • признаки включают переход от аргументации к выпадам;
  • использование насилия;
  • потеря изначального предмета конфликта. Он замещается стремлением победить в конфликтной ситуации, «опустить» врага.

Образ врага представляет собой представление о противоборствующей стороне. Он искажает черты о нем, начинает складываться во время латентного этапа конфликтной ситуации. Образ снабжается исключительно отрицательными оценками.

В случае, если угроза с его стороны отсутствует, то образ может иметь опосредованный характер. Некоторые специалисты сравнивают его с нечеткой и размытой фотографией, на которой присутствует бледное изображение.

Модели эскалации конфликта:

  1. «Нападение – защита» — одна из сторон начинает предъявлять требования, вторая от них отказывается и выступает за сохранение своих интересов, как принципа. Невыполнение одной из сторон выдвинутых требований настраивает на выдвижение повторных запросов, более жестких по характеру. Ужесточение начинает сопровождаться нерациональным поведением, что способствует проявлению гнева, отчаяния и злости.
  2. «Нападение – нападение» — типичная конфликтная ситуация, проявляющаяся в поочередном усилении агрессивного поведения сторон. Пример: в ответ на определенное требование выдвигается более жесткий запрос. Обе стороны попадают «в пленение» негативным эмоциям, от которых не могут избавиться. При этом даже безобидные предложения другой стороны отвергаются, как недопустимые, неприемлемые. Обоими участниками руководит желание «наказать» врага за его мысли и поступки.

Этапы и фазы развития

Эскалация конфликта проходит следующие фазы развития:

  1. «Усиление» — интересы сторон начинают сталкиваться все чаще и заметно сильнее, становится заметным напряжение между оппонентами, которое можно снять беседой. Этап характеризуется отсутствием партий или отдельных лагерей, стороны готовы сотрудничать, и это стремление превышает желание конкуренции.
  2. «Полемика» . Существенные характеристики: противоречия начинают выражаться в дебатах, к столкновению взглядов приводят разные точки зрения. Обе стороны полагают, что используют рациональные подтверждения, однако начинает наблюдаться словесное насилие. Вокруг сторон образуются группы, состав которых зачастую изменяется.
  3. Третий этап конфликта наступает, если во время периода полемики проблема не была решена. Его признаки: переход к доказательству своей правоты на практике, через дело, боязнь ошибиться, преобладание пессимистических ожиданий.
  4. «Имидж» — в конфликт включаются стереотипы, распространяются неверные слухи, создание образа врага, вербование сторонников, раздражение сторон.
  5. «Потеря лица» . Особенности этапа: утрачивается целостность в плане морального мышления, переживания, не только образ врага, но и образ «Я» становится искаженным, не соответствует действительности. Другие черты пятого этапа: к отвергнутому человеку развивается чувство отвращения, отвергнутые, в свою очередь, теряют восприимчивость, стараются самоизолироваться, «потеряться».
  6. «Стратегия угроз» — характеризуется тем, что сторонники принимают различные действия, направленные на показание решительности, создание действий вынужденного характера, теряется инициатива, время, необходимое для принятия решения, значительно сокращается, постепенно нарастает паническое состояние, стороны руководствуются чужими советами, все меньше действуют самостоятельно. На данном этапе конфликт становится прямым столкновением, он уже несет в себе угрозу.
  7. «Ограниченные удары» — в психологии считается, что на этом этапе при принятии решений не воспринимаются моральные качества человека, нанесенный вред воспринимается в качестве некоторого «выигрыша» для своей стороны.
  8. «Разгром» — наименование восьмой фазы. Она обладает такими чертами: стремление разрушить систему врага, тотальное уничтожение другой стороны в физическом, материальном, социальном, духовном планах.
  9. «Вместе в пропасть» — стороны не видят обратной дороги, начинается тотальная конфронтация, главное для стороны – уничтожение врага. На этом этапе наблюдается характерный признак – готовность ценой собственного падения причинять вред врагу.

Тактика поведения

Эскалация конфликта предусматривает использование сторонами следующих тактик поведения:

  1. Захват и последующее удержание объекта конфликтной ситуации. Такая тактика используется, когда предмет конфликта материален.
  2. Насилие . При таком поведении используются следующие приемы: телесные повреждение, нанесение вреда имущественным ценностям, причинение боли.
  3. Психологическое насилие : стремление задеть чувства другой стороны (самолюбие, гордость).
  4. Коалиция . Эта тактика предусматривает усиление собственного ранга в ситуации путем присоединения к своей группе большего количества участников: руководителей, друзей и т.д..
  5. Давление . Поведение строится на требованиях и приказах, сопровождающихся угрозами. В эту категорию относится шантаж, предъявление ультиматумов.
  6. Дружелюбие . Такое поведение предусматривает корректное обращение, готовность решить сложившуюся ситуацию, извиниться.
  7. Сделка . Тактика строится на взаимных извинениях и обещаниях. Механизмы такого поведения позволяют разрешить конфликтную ситуацию.

Лестница (эскалация) конфликта может принести как неблагоприятные, так и положительные последствия. Каждое из них будет оказывать воздействие на дальнейшее развитие оппонентов и их «лагерей».

Видео: Эскалация конфликта: что это

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Термин «третья сторона» – широкий и собирательный. Можно выделить три основные формы участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта.

1. Арбитраж

Эта технология разрешения характеризуется отсутствием строгих норм, регулирующих процесс обсуждения проблемы; правом выбора третьей стороны самими участниками конфликта; обязательностью решений, вынесенных третьей стороной.

Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж . Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. Выделяют следующие варианты арбитража:

обязывающий арбитраж , при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

ограниченный арбитраж: стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

посреднический арбитраж: смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

2. Посредничество и переговоры

Это особая форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфликта. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может, вместе с тем, определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Поэтому посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта.

Важно обратить внимание на то, что среди обозначенных выше форм участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта лишь последняя ориентирована на использование переговорного подхода.

Вмешательство посредника целесообразно в следующих случаях:

– конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения;

– непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено, и участие третьей стороны может способствовать изменению этой ситуации;

– для конфликтующих сторон важно сохранение и продолжение взаимоотношений;

– участники конфликта заинтересованы в контроле над принимаемыми решениями;

– для оппонентов важным является такой аспект преодоления разногласий, как конфиденциальность.

Выбор конфликтующими сторонами посредника осуществляется в соответствии с рядом требований, предъявляемых к третьей стороне.

Необходимым условием согласия оппонентов на вмешательство посредника является его компетентность , предполагающая, прежде всего, умение досконально проанализировать конфликтную ситуацию и владение навыками посреднической деятельности. Это требование во многом определяет также и эффективность усилий посредника по разрешению конфликта. Недостаточная компетентность посредника, наоборот, может привести к срыву переговоров и усилению конфронтации сторон.

Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс , поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. Другим важным требованием к посреднику является его беспристрастность , которая заключается в том, что посредник должен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон конфликта. Следует отметить, что незаинтересованность посредника все же относительна, поскольку он, как минимум, заинтересован в успехе своей деятельности. Поэтому в данном случае главное – не действительная беспристрастность третьей стороны, а восприятие ее в качестве таковой участниками конфликта. Именно этот аспект сыграл решающую роль в выборе посредника при мирном урегулировании югославского конфликта (1999). Им стал Мартти Ахтисаари, президент Финляндии – страны, не входящей в состав НАТО.

Немаловажное значение имеет и такое требование, как обладание авторитетом . Привлечение к посредничеству общественных организаций или частных лиц во многом обусловлено именно этим. Например, участие представителей Католической церкви в переговорах между правящей в Польше партией и оппозиционным движением «Солидарность» в 1989 г. определялось, прежде всего, тем, что в этой стране авторитет и влияние Церкви очень сильны. Авторитет, которым обладает в глазах конфликтующих сторон посредник, определяет его возможности воздействовать на участников конфликта. Важно только, чтобы он, в свою очередь, не оказался под влиянием кого-либо из них и тем самым не поставил под сомнение свой нейтралитет.

Содействуя началу переговоров между участниками конфликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом нередко для проведения переговоров выбирается территория посредника. Неоднократно выполняя посредническую миссию в Ближневосточном конфликте, США предоставляли свою территорию, например, в 1978 г. – для переговоров между Египтом и Израилем или в 1999 г. – для переговоров между Сирией и Израилем.

c) условная группа;

d) лабораторная группа.

3. Группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать, называется:

a) первичной;

b) неформальной;

c) референтной;

d) паритетной.

4. Основные признаки коллектива (исключите ошибочный ответ) :

a) объединение людей во имя социально одобряемой цели,

b) «мы-чувство»;

c) целостность,

d) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

5. Группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп, называется:

a) ассоциация;

b) корпорация;

c) кооперация;

d) конформизм.

6. Своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение, которое даётся высокостатусным членам группы, называется:

a) социальная фасилитация

b) конформизм

c) идиосинкразический кредит

d) социальная ингибиция.

7. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида, определяется как:

a) социальная фасилитация;

b) конформизм;

c) идиосинкразический кредит;

d) социальная ингибиция.

8. Изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы – это:

a) социальная фасилитация;

b) конформизм;

c) идиосинкразический кредит;

d) социальная ингибиция.

9.. Позицией, противостоящей подлинному конформизму, является:

a) рефлексия;

b) негативизм;

c) борьба;

d) рациональный конформизм.

10. Заполните пропуски в таблице:

· социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами) (дополните).

16. Общая система значений, понимаемых всеми членами группы – это:

a) тезаурус

b) словарь

c) аттракция

d) каузальная атрибуция

17.Паралингвистическая система включает:

a) жесты, мимику, пантомимику;

b) движения глаз;

c) систему вокализации;

d) включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.

18. Человек, использующий … (стиль общения) стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей».

19. Общение при … (стиль общения) предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих

20. Отождествление себя с другим, уподобление себя другому – это:

a) рефлексия;

b) идентификация;

c) проекция;

d) аттракция.

21. Приписывание другому человеку причин поведения, намерений, чувств, качеств личности – это:

a) стереотипизация;

b) идентификация;

c) каузальная атрибуция;

d) аттракция.

22. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия (эффект восприятия).

23. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением:

a) стереотип;

b) предубеждение;

c) каузальная атрибуция;

d) аттракция.

24. Недоверие к коммуникатору, распространяемое на передаваемую им информацию, служит причиной барьеров:

a) понимания

b) социально-культурного различия

c) отношения.

25.Осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнёром по общению, называется:

a) идентификацией

b) эмпатией

c) рефлексией

26. В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект:

b) первичности

c) новизны.

27.Экстралингвистическая система включает:

a) жесты, мимику, пантомимику

c) паузы, плач, смех, покашливание, темп речи.

28.При помощи какого типа каузальной атрибуции склонны объяснять событие наблюдатели:

a) личностная

b) объектная

c) обстоятельственная.

29.Барьер, вызываемый различием тезаурусов собеседников, называется:

a) фонетический

b) логический

c) семантический

d) стилистический

30. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с ним, называется:

a) тезаурусом

b) стереотипом

c) предубеждением

31. Накопившееся противоречие, содержащее первопричину конфликта:

в) позиция;

г) конфликтоген.

32. Экспансия и эскалация характерны для конфликтов:

а) деструктивных;

б) продуктивных;

в) горизонтальных;

г) вертикальных.

33. Если вы максимально уверены в своей правоте и экстремальная ситуация требует быстрого реагирования, какой способ управления конфликтом вы изберёте:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

34. Если вы уверены в своей правоте, но хотите, чтобы ваш партнёр учился на собственных ошибках , вы прибегнете к способу управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

35. Если ваш партнёр вот-вот готов «взорваться», вы прибегнете к следующим способам управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

36. На вопрос «Чего я хочу?» отвечает:

а) интерес;

б) позиция;

в) инцидент;

г) объект.

37. Нарушение отношений с одним из участников является недостатком модели:

а) арбитража;

б) посредничества;

в) сотрудничества;

г) избегания.

38. Признаками деструктивного конфликта являются «экспансия» и …. (дополните )?

39. Конфликтогены играют основную роль в возникновении (случайного ? неслучайного ?) конфликта.

40. В том случае, когда другой может извлечь из этой ситуации хороший урок , даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку, используется метод (?).

РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динамику, групповые нормы и групповые санкции. Важным параметром характеристики группы является статус индивида в ней.

Группы подразделяются на условные и реальные. Реальные группы могут быть лабораторными или естественными, естественные – большими или малыми.Малые группыобразуют непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Классификация малых групп включает первичные и вторичные, формальные и неформальные группы, а также референтные и группы членства. В зависимости от прав, предоставленных членам, выделяют паритетные и непаритетные группы. По уровню развития различают слабо-, средне- и высокоразвитые группы (коллективы).

В социальной психологии известно несколько моделей группообразования (в частности, стратометрическая концепция А.В. Петровского), каждая из которых различным образом описывает динамику группового развития. К механизмам групповой динамики относят разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит и психологический обмен.

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Группа оказывает влияние на её членов, которое проявляется в феноменах групповой жизнедеятельности, таких как конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, феномены деиндивидуализации, огруппления мышления и групповой поляризации.

Теории лидерства объясняют происхождение данного феномена. Выделяют несколько подобных теорий: теория черт (харизматическая), ситуационная, системная, концепция ценностного обмена, в каждой из которых различным образом объясняется происхождение данного явления.

Понятия «руководство» и «лидерство» подразумевают ряд отличий, которые касаются регуляции отношений в группе, возникновения, системы санкций, принятия решений, взаимосвязей с социумом. Наряду с явными различиями, данные феномены имеют и общие характеристики . Так, и руководитель, и лидер организуют и координируют деятельность группы, осуществляют в ней социальное влияние и используют отношения субординации.

Руководство, как и лидерство, характеризуется его стилем – комплексом систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчинённых и общения с ними. Традиционно выделяется три подобных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Искусство управления состоит в рациональном выборе того или иного стиля в зависимости от ситуации, подчинённых, индивидуальных особенностей руководителя и типа задачи. Руководить – значит менять стиль.

Каждый руководитель обладает определённым объёмом власти, под которой понимается возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Выделяют несколько типов власти: вознагражающая, принуждающая, легитимная, референтная, эталонная. Власть руководителя связана с его авторитетом, т. е. влиянием руководителя на подчинённых. Наиболее эффективен тот руководитель, который обладает не только функциональным, но моральным и функциональным авторитетом.

Пирамида интересов подчеркивает важность последовательности интересов человека от физиологических до самореализации

Интересы/Права/Власть обеспечивает основу в области ведения переговоров и урегулирования конфликтов, выходя за рамки переговорных позиций

Социальное поведение. Данная модель подчеркивает статус личности при общении и разрешении конфликта

Абстрагирование от конфликта. Модель при которой стороны делают попытку выйти за рамки конфликта и двигаться дальше.

Dual Concern

Столкнувшись с конфликтом, каждый из нас реагирует в различными способами . Kenneth Thomas и Ralf Kilmann разработали модель конфликта «Взаимная озабоченность» (забота о себе и о партнере), широко используемую в медиации (рис. 4).



Рисунок 4.


При конфликте многие из нас действовать примерно в одном из пяти направлений:

Уклонение (черепаха): мы не хотим следовать интересам других, но и не пытаемся отстоять свои (например, при ссоре ребенок бросает игрушку и убегает)

Приспособление (хамелеон): мы не отстаиваем свои собственные интересы , а следуем интересам других (при ссоре ребенок отдает свою игрушку другим)

Конкуренция (лев): мы ориентированы прежде всего на собственные потребности и игнорируем интересы других (двое ребят дерутся за игрушку)

Компромисс (зебры): способность частично следовать своим интересам и интересам другой стороны (двое детей играют с игрушкой по очереди)

Сотрудничество (дельфины): следование интересам обеих сторон, расширение взаимных интересов (двое детей играют с игрушкой вместе, а не по

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Необходимым условием развития социальной системы является мирное сосуществование личности и общества в целом. Но не всегда удается дружно взаимодействовать и избегать раскола. Столкновение интересов, целей, амбиций часто порождают конфликтные ситуации.

Конфликт проходит несколько стадий – предконфликтную, открытую, завершающую и послеконфликтную. Частью открытого периода выступает эскалация.

Она представляет собой усиление, обострение положения, распространение противостояния. Для эскалации характерны следующие признаки :

  • Сжимание когнитивной сферы,
  • Возникновение образа противника,
  • Нарастание эмоционального напряжения,
  • Переход к личностным нападкам,
  • Потеря и размытие объекта разногласия,
  • Разрастание границ конфликта.

В процессе эскалации вражеский образ искажается, приобретает негативный окрас, вытесняется его объективная оценка. Вся вина возлагается на оппонента, и от него ожидаются только неблагоприятные действия. Противоборствующие привлекают необходимые силы и ресурсы, дополнительные средства. Все может дойти до предела, до крайней черты. Поэтому крайне не рекомендуется:

  • Подвергать оппонента (партнера) критике,
  • Показывать свое превосходство,
  • Пренебрегать мнением и не замечать интересы,
  • Считать его намерения и действия низменными,
  • Преувеличивать свои заслуги и преуменьшать вклад оппонента,
  • Проявлять агрессию и насилие,
  • Унижать,
  • Выливать множество претензий.

Выделяют два типа эскалации:

  1. «Нападение-Защита».Одна сторона выдвигает требования, а другая не принимает их и отстаивает свои позиции. Если один оппонент не выполняет условия, то другой усиливает давление и выставляет более жесткие.
  2. «Нападение-Нападение». Характерная ситуация конфликта. Агрессивное поведение выплескивается поочередно. Требования с каждым разом становятся более жесткими, а действия – напористыми. Оппонентами управляет желание наказать друг друга.

Стадии эскалации

Исследователем Ф. Глазлом были представлены девять этапов (стадий) нарастания конфликтной ситуации:

  1. Усиление. Позиции ужесточаются, а мнения чаще сталкиваются. Присутствует осознанное восприятие напряженности , которая вызывает неловкость и скованность. Участники на этом этапе убеждены, что ситуацию можно разрешить путем ведения конструктивного диалога.
  2. Дебаты. На этом этапе противоречия и несогласия проявляются в активных спорах. Расхождение в мышлении приводит к раздору. Доминирует черно-белое восприятие, отсутствуют полутона. Возможно привлечение приверженцев, чужой поддержки. Начинается полноценное сражение за главенство. На первых двух этапах эскалации можно урегулировать ситуацию, но если через дебаты это сделать не удается, то конфликт развивается дальше и переходит на третий этап.
  3. Активные действия. Разговоры становятся неэффективными. Поступки начинают интерпретироваться ошибочно , происходит навешивание ярлыков. Конкуренция усиливается, а сочувственность полностью испаряется.
  4. Ложный образ. Каждый участник концентрируется на собственном имидже. Свой и оппонента образы полностью искажаются . Присутствует обоюдное раздражение и злость.
  5. Потеря лица. Нападки учащаются и становятся явными, мораль постепенно утрачивается. Ситуация делается жестче и гораздо серьезнее, стороны уже открыто враждуют. Конфликт носит радикальный характер.
  6. Угрозы. Происходит усиление стрессовой ситуации как реакция на требования. Появляются угрозы , которые быстро раскручиваются. Оппоненты идут на различные шаги, показывая свою силу и решительность. Событийность ускоряется, все наслаивается, усиливается, появляется суматоха.
  7. Ограниченные удары. Проявляется давление, принуждение. Участники не берут во внимание последствия после принятых решений и действий. То, что вредно и неэкологично для одного, становится полезным для другого.
  8. Разгром. Стремление разоблачить и убрать противника. Наносится вред в зависимости от масштаба ситуации (физический, духовный, материальный, душевный).
  9. Распад. Конечный этап эскалации конфликта. У сторон нет пути назад. Происходит окончательное разрушение . Конфликт идет на спад.

Все девять стадий объединяются в три фазы:

Фаза 1 – от надежды к разочарованию (страху) и включает в себя 1, 2 и 3 стадии;

Фаза 2 – от страха к потере лица (4-6 стадии);

Фаза 3 – утрата воли и путь к насилию (7-9 стадии).

Эскалация как составная часть конфликта – закономерное явление. Причину нужно искать в самом начале разногласия. В основе любого конфликта лежат накопившиеся противоречия. Они могут быть экономическими, межличностными, социальными, идеологическими, межгосударственными. Итак, причинами эскалации выступают :

  • Игнорирование интересов,
  • Незнание и непонимание намерений и целей другой стороны,
  • Унижение достоинства,
  • Невыполнение или игнорирование оппонентом своих обязательств,
  • Создание преград для воплощения планов другого.

Тактики поведения

Существуют несколько тактик поведения при нарастании конфликта – жесткие, средние (нейтральные) и мягкие. Выбор каждой из них зависит от разных факторов: выбранной стратегии, личных особенностей, статуса противника, значимости разрешения ситуации, последствий, протяженности конфликта, нанесенного вреда.

  1. Жесткие включают в себя тактику угроз, захвата и удержания, психологического или физического насилия. Это методы силового давления , которые могут привести к серьезным последствиям. Такие тактики провоцируют подобное поведение у другой стороны.
  2. Средние – это тактики санкционирования, убедительной аргументации, фиксации своей позиции, демонстративных действий. Они не приносят прямого вреда как жесткие и не является манипуляцией как мягкие.
  3. Мягкие – это тактика скрытых уроков, оказания услуг, сделок, лести, искусства обыгрывания. Они не предусматривают нанесения психологического либо физического вреда, однако нацелены на твердое отстаивание своих интересов и позиции. Такие тактики воздействуют на другую сторону непрямо, смягчают ее сопротивление и притязания.

Следование легким тактикам может создать впечатление, что оппонент слаб, что это вынужденная мера занять мирную позицию. Применение тяжелых тактик приносит угрозу показаться враждебно настроенным задирой и задать агрессивный стиль поведения. Каждая из них может быть эффективной к определенной ситуации. Также возможна смена тактик для достижения нужного результата.

Эскалация – это составляющая часть любой конфликтной ситуации, объективная закономерность. Она играет как положительную, так и отрицательную роль. Скрывающаяся проблема выходит наружу, участники равным способом добиваются целей и интересов, срывается привычный темп жизни и отбираются силы, нарушается система связей и в то же время восстанавливается баланс.

Практика «арбитража», когда третья сторона выступает в роли судьи, принимающего решение в спорных ситуациях, имеет давнюю историю и реализуется в разных формах. Арбитраж – это не только государственная или официальная практика, но и возможный алгоритм действий при разрешении отдельных видов интерперсональных конфликтов.

Модель арбитража, наиболее часто используемая в практике управления:

1) беседа с одним из участников конфликта либо по его обращению к руководителю, либо по инициативе самого руководителя, считающего необходимым вмешаться в ситуацию;

2) беседа со вторым участником конфликта (ей может предшествовать сбор дополнительной информации);

3) анализ ситуации руководителем, направленный на установление «истины» и выработку собственной позиции (решения);

4) встреча с обеими конфликтующими сторонами, в ходе которой ситуация обсуждается. Руководитель оказывает на участников конфликта влияние с точки зрения своей позиции, или просто сообщает им свое решение по спорному для них вопросу. Его решение может быть принято в пользу одной из сторон, иметь компромиссный характер или оказаться некоторым новым вариантом.

Частым вариантом этого общего алгоритма является то,что руководитель уже в ходе беседы со второй стороной конфликта приходит к какому-то варианту решения; он сам сообщает первому принятое им решение; или поручает это своему собеседнику и уже не встречается с обоими участниками конфликта; или во время беседы со вторым приглашается первый участник, и ему сообщают о достигнутых договоренностях. Важные элементы действий руководителя: их направленность на установление «истины», выяснение, кто прав, а кто не прав, принятие собственных решений и принятие ответственности за последствия этого решения.

Эмпирическое изучение разрешения конфликтов в организациях с помощью привлечения третьей стороны – руководителя, анализ конкретных случаев и опросы руководителей позволили прийти к следующим выводам:

«Модель арбитража» отвечает распространенному в обыденном сознании представлению, что разрешение конфликта предполагает выяснение «кто прав, а кто виноват». Эта модель разрешения конфликтов поддерживается возможностью для руководителя принять нужное ему решение, а также экономичностью данного способа (наиболее быстрым принятием решений).

Вместе с тем анализ различных случаев применения «модели арбитража» выявил следующие недостатки:

1) поиск «истины» является неадекватным подходом к проблемам человеческих отношений;

2) принятие решения «в пользу» одной из сторон означает для другой присоединение к позиции оппонента, что вызывает негативные реакции в адрес «арбитра»;

3) ответственность руководителя за реализацию и последствия принятого им решения;

4) решение конфликта руководителем затрагивает лишь предметный слой, но не взаимоотношения участников ситуации; т.е. полного разрешения конфликта, достижения соглашения между его участниками не происходит.

Л. Гринхелг, анализируя разрешение конфликтов в организационной среде,отмечает, что менеджеры будучи вовлеченными в конфликт, скорее становятся арбитрами, чем посредниками.Арбитраж, по его мнению,имеет тенденцию быть более судейским процессом, в котором стороны делают все возможное для поддержания своей позиции, что ведет в большей степени к дальнейшей поляризации различий, чем к их сглаживанию.

Организация специальной помощи слепоглухим в Польше
Проблеме обучения и воспитания слепоглухих в польской специальной педагогике начали уделять внимание в 1938 г. В специальной школе-интернате дм слепых в Лясках тогда обучались двеслепоглухие девочки, 10 и 17 лет. Одна из них стала терять.

Кризис семи лет
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту оч.

Средства коммуникации
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знако.

Арбитраж в конфликте пример

Итак, поговорим о способах разрешения конфликтов. Такой вопрос есть в курсе ОГЭ по обществознанию. Мы уже говорили о том, что есть разные стратегии ведения конфликтных ситуаций. Например, уклонение от конфликта, стремление разрешить конфликт односторонними уступками, компромисс, или соперничество, стремление во что бы то не стало настоять на своём и самая мудрая стратегия – это поиск согласия, консенсуса. То есть найти такое решение в ходе переговоров, которое устраивает всех участников конфликта.

Если речь идёт о социальном конфликте, какие обычно способы разрешения выделяют? Во-первых, это компромисс – взаимные уступки друг другу без ущерба коренным интересам. Нельзя сказать, что компромисс полностью разрешает конфликт. Это некое согласие, которое не ликвидирует противоречие. Но, тем не менее, это очень хороший способ, дающий возможность перевести конфликт из острой стадии в более спокойную, когда можно найти устраивающее всех решение.

Во-вторых, это переговоры . К ним можно перейти, например, после достижения компромисса. Переговоры – это мирное обсуждение проблемы, поиск взаимоприемлемого решения, которое устроит обе стороны.

В-третьих, это посредничество . Когда противоречия настолько остры, что любая попытка вступить в переговоры приводит к ещё большему обострению отношений, к возобновлению и продолжению конфликта, тогда бывает полезно привлечь третью сторону, посредника, который выслушает одного оппонента, затем спокойно объяснит второму оппоненту, второму участнику конфликта, что думает первая сторона, выслушает его ответ, донесёт до первого участника и так далее. То есть, при таком посредничестве исключается эмоциональная сторона. Если бы оппоненты разговаривали друг с другом напрямую, то их личная неприязнь, вызванная наличием противоречия, могла бы привести к тому, что стороны не слышали бы друг друга. Посредник тут – посторонний человек, к которому они оба не испытывают никакой неприязни, поэтому они, по крайней мере, его выслушают.

В-четвёртых, это арбитраж – тоже, по сути, посредничество, но здесь посредник не просто выслушивает участников конфликта и доносит до них видение ситуации друг другом. Арбитр – это судья. Он наделён определёнными полномочиями, которые признаются участниками конфликта, они оба договариваются об обращении к арбитру, и оба заявляют, что готовы принять то решение, которое он вынесет. Например, в различных экономических спорах разрешение конфликта очень часто происходит с помощью арбитража.

В-пятых, это применение силы (власти). Вспомним наш конфликт из-за просмотра телевизора. Когда тот, у кого больше силы и влияния, чтобы удержать в руках пульт, будет решать, какую программу все будут смотреть. Или только он один, если остальные не хотят.

Но, разумеется, в конфликтах не только бытовых, но и более масштабных применение силы и власти может быть использована для того, чтобы подавить оппонента, заставить его принять точку зрения того, кто сильнее, или, если не принять, то по крайней мере внешне подчиниться.

Так же хотелось бы обратить ваше внимание на то, что конфликт – явление постоянное. Какие условия необходимы для того, чтобы конфликт был разрешён успешно, то есть в ходе мирных переговоров –– так, чтобы стороны были удовлетворены исходом конфликта. Потому что если одна из сторон не удовлетворена исходом конфликта и вынуждена подчиниться, то конфликт может возникнуть вновь.

Для того, чтобы конфликт был успешно разрешён, надо, во-первых, чётко определить причину конфликта: из-за чего мы конфликтуем. Потому что реальная причина и внешнее проявление могут сильно отличаться.

Во-вторых, нужно чётко проговорить, что каждая из сторон конфликта хочет получить, потому что иногда люди долго конфликтуют, долго спорт, а потом оказывается, что их позиции расходятся не сильно. Просто они не слышат друг друга и поэтому неправильно определяют цели противника.

В-третьих, для разрешения конфликта к взаимному удовлетворению нужно, чтобы обе стороны конфликта хотели его разрешить и достичь соглашения.

Когда эти три условия соблюдены – причина конфликта ясна; каждый из участников конфликта хорошо представляет, что хочет он сам, что хочет противоположная сторона; когда все противники выразили желание разрешить конфликт – тогда остаётся четвёртый пункт: определить пути его преодоления. Если выполнены первые три условия, то оппоненты в самом деле готовы договариваться. И если они готовы договариваться — они смогут найти эти пути решения.

Как мы ранее говорили. многие социологи считают, что избегать и подавлять конфликты – не нужно. Конфликт скрывает реально существующее противоречие. В отношениях между людьми, в обществе, если конфликт подавляется, если его нет, то противоречия никуда не исчезают. Они будут протекать скрыто, подобно торфяным пожарам: торф тлеет изнутри, в любой момент пламя может вырваться наружу, и потушить его будет очень сложно. Горение торфяников — это довольно тяжёлый случай, и бороться с пожарами очень сложно.

Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны конфликта. Возможно, вам предложат – если не в 9-м, то в 11-м классе – рассмотреть ситуацию как с одной, так и с другой стороны. Что же м ы можем отнести к положительным последствиям социального конфликта для развития общественных отношений.

Первое: конфликт даёт нам информацию о существующих проблемах и противоречиях. Их нужно решать, иначе напряжение в отношениях будет повторяться вновь и вновь.

Второе: конфликт подталкивает к определённым изменениям, направленным на преодоление противоречия.

Третье: конфликт снимает психологическую напряжённость путём высказывания своей позиции. После открытого объявления своих требований человек обычно чувствует себя более спокойным.

Каковы негативные последствия? Конфликт, может быть, и снимет напряжённость, однако часто он протекает настолько остро, что может привести к стрессовой ситуации для всех его участников. Особенно для того, чьи интересы не были удовлетворены.

Кроме того, конфликт может протекать в такой форме, которая вызовет нарушение общественного порядка и стабильности в развитии общества.

Не смотря на существующие противоречия, в обществе может сложиться некоторое равновесие сил, которое так или иначе обеспечивает стабильное развитие общества. Конфликт может нарушить это равновесие, и последствия могут быть непредсказуемы. В сферу конфликта могут быть втянуты многие люди: так иногда межличностные конфликты перерастают в групповые. В спор между детьми вступают их родственники, целые семьи, привлекаются знакомые и так далее.

Разрешение конфликтов

Разрешение конфликтов, возникающими в организации, может быть составной частью общего процесса управления в коллективе, и тогда оно входит в круг забот ее руководителя. Разумеется, руководитель имеет возможность применить свою власть и полномочия для разрешения конфликтов, что позволяет ему самым существенным образом повлиять на конфликтантов и принять действенные меры для урегулирования их отношений. Однако при этом есть опасность, что он не сможет быть достаточно объективным. Нередко руководитель судит о своих подчиненных односторонне - только с точки зрения того, как они выполняют его указания, и это мешает ему достаточно полно понять мотивы конфликтантов и динамику конфликта. К тому же руководитель зачастую сам является лицом, чьи интересы этот конфликт так или иначе затрагивает. Обычно руководители заинтересованы, главным образом, в том, чтобы разрешить конфликт поскорее, и с этой целью, бывает, наказывают, и правых, и виноватых. В результате конфликт между ними, как правило, не разрешается, но его дальнейшее развитие от руководства скрывается. К этому еще добавляется недовольство обоих наказанных своим начальником, что тоже не улучшает общую атмосферу в коллективе.

Для менеджера власть чаще всего - это использование его полномочий при исполнении функциональных обязанностей. Однако, как видим, здесь не все бывает гладко. В личных же отношениях руководителя с подчиненными - еще сложнее. Власть при этом может использоваться не как средство урегулирования и погашения конфликта, а как способ достижения желаемого.

Пример разрешение конфликта
В одной из организаций руководителем был назначен бывший заместитель директора. В процессе предыдущей деятельности у него сложились неприязненные отношения с некоторыми сотрудниками. При этом он искренне был убежден в том, что они являются плохими работниками. Став руководителем, он решил от них избавиться и уволил без должного соблюдения законодательства нескольких сотрудников. Однако те обратились в суд, и начались судебные разбирательства. Сотрудников восстановили на работе, а в коллективе возросла напряженность. Характерно, что руководитель, обратившись за помощью к конфликтологу, считал, что лучшим выходом из создавшейся в организации конфликтной обстановки является изгнание из коллектива недобросовестных работников, и думал, что конфликтолог поможет ему довести дело увольнения их до логического конца.

Только после работы с конфликтологом он осознал, что его личная неприязнь к этим работникам мешает ему объективно оценивать их служебную деятельность и не дает возможности найти эффективные способы управления конфликтной ситуацией. В результате он стал задавать конфликтологу совсем другие вопросы: «Что бы Вы посоветовали сделать, чтобы урегулировать отношения?», «Как перестроить организацию работы?» и т. д.

Существуют вообще два подхода к применению власти: манипулирование и влияние. X. Корнелиус и Ш. Фэйр указывают следующие различия между ними.

  • В большинстве случаев исход желателен для влияющего
  • Часто исход не желателен для объекта влияния
  • Информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, утаивается
  • Объекту влияния не предоставляется возможность свободного и самостоятельного выбора
  • Исход может не затрагивать интересы влияющего
  • Учитывается согласие или его отсутствие у другого
  • Объекту влияния предоставляется вся информация
  • Объекту влияния дается свобода выбора

Не следует пытаться прибегать к манипулированию людьми. Для эффективного управления конфликтами необходимо использовать лишь влияние. Управление конфликтом должно быть нацелено не только на то, чтобы регулировать его протекание, не допуская, чтобы он превратился в склоку со всеми ее деструктивными последствиями, но и на то, чтобы найти наиболее подходящие меры для разрешения конфликта, выбрать время и способ применения этих мер.

В практике управленческой деятельности используются чрезвычайно разнообразные способы, с помощью которых руководитель разрешает конфликты между своими подчиненными. Вот некоторые из таких способов:

начальник выслушивает обоих конфликтантов и выносит решение по вопросу, вызвавшему спор между ними;

  • приглашает их обоих к себе, предлагает им спорить в своем присутствии и заставляет прийти к мирному соглашению;
  • предлагает конфликтантам выступить на общем собрании коллектива, которое, выслушав их, принимает решение о том, как закончить конфликт;
  • разделяет враждебно настроенных участников конфликта, переводя одного или обоих в другие подразделения.

Конечно, далеко не все конфликты в организации решаются обязательно с помощью начальства. Всюду есть свои традиции - в одних случаях поощряющие обращение к руководителю за помощью в урегулировании конфликта, в других - осуждающие это и требующие, чтобы работники сами улаживали свои разногласия.

Как продолжение, так и разрешение конфликта имеет свою цену. Как правило, «дешевле» всего - предотвратить конфликт. Но если он уже возник, то следует искать способ погасить его с наименьшими издержками. Цена выхода из конфликта обычно меньше, если он разрешается собственными силами конфликтующих. Она увеличивается, когда к разрешению конфликта привлекаются другие люди, и возрастает тем больше, чем больше сотрудников организации и чем выше ранг руководителей, вынужденных заниматься этим. Если конфликт выносится за пределы организации - в вышестоящие инстанции, в суд, в арбитраж, то цена разрешения его может оказаться очень высокой. Однако цена продолжения конфликта может быть еще выше, а потому рано или поздно приходится идти на любые издержки, чтобы его как-то завершить. Поэтому самое лучшее - разрешать конфликт вовремя, пока он не разросся. Помощь специалиста-конфликтолога здесь может оказаться весьма полезной. Обращение к нему позволяет существенно снизить цену выхода из конфликта.

Как разрешались конфликты: исторические казусы (окончание)

Начало исторического исследования читайте здесь

***
Предложить решение спора, удовлетворяющее всех

По преданию, спор при строительстве Каабы ─ религиозной святыни арабских племен ─ помог урегулировать сам пророк Мухаммад.
«Когда Мухаммаду исполнилось тридцать пять лет, случилось так, что стены Каабы сильно пострадали от селя, а до этого в храме произошел пожар, и пришлось строить здание заново.

Когда дело дошло до возвращения на свое место черного камня ─ главного предмета поклонения в Каабе, символа могущества Аллаха, все старейшины племен выразили желание взять на себя осуществление этой почетной обязанности, из-за чего между ними разгорелись ожесточенные споры. Препирательства не прекращались в течение четырех или пяти дней и грозили обернуться кровопролитием.

Но тут старейшему пришло на ум мудрое решение, и он предложил, чтобы их спор рассудил первый из тех, кто войдет в храм через его ворота. Выслушав его, все согласились с ним, и решение было принято.

Первым вошедшим в Каабу после заключения между ними этой договоренности оказался Мухаммад. Когда он приблизился к ним и они рассказали ему, в чем суть дела, он взял плащ и положил на него черный камень, после чего велел взяться за края плаща и поднять его.

Когда черный камень принесли обратно, Мухаммад собственноручно установил его на место, что и стало тем самым разумным решением, с которым согласились все» . 18

***
Учредить постоянные третейские суды с механизмом приведения в исполнение решений на случай неподчинения им

На Руси в период феодальной раздробленности «наличие большого числа слабо между собой связанных или совершенно независимых княжеств вызывало между ними частые конфликты. Это привело к созданию особой формы третейских судов для мирного разрешения таких конфликтов.

Впервые, как считается, закреплять в договорах урегулирование споров третейским судом стал великий князь Дмитрий Донской. Так, положения о третейском суде были предусмотрены в Договорной грамоте Дмитрия Донского с князем серпуховским Владимиром Храбрым, датируемой 1362 г. 19

Договор Дмитрия Донского с великим князем Тверским Михаилом Александровичем в 1368 г. предусматривал: „А что учинится между нами, князьями, каково дело, ино съедутся на рубеж, да меж нас поговорят, а не уговорятся, ино едут на третьего на великого князя Олега [Рязанского]: на кого помолвит ─ виноватый перед правым поклонится, а взятое отдаст. А чьи судьи на третьего не поедут… то правый может отнять, а то ему не в измену“ . Иногда третейским судьей выступал митрополит. Стороны иногда предусматривали, что третейского судью изберут после возникновения спора. Договор между великим князем Василием Дмитриевичем и Федором Олеговичем Рязанским гласил: „А рати не замышлять, а третий меж нас ─ кто хочет, тот называет трех князей христианских, а на кого идут, тот себе изберет из трех одного“ . В том же договоре великий князь берет на себя функции приведения в исполнение постановления третейского судьи по спорам между рязанскими князьями». 20

***
Установить в договорах разнообразные механизмы урегулирования споров

Порядок разрешения споров с участием иноземцев стал особо оговариваться в международных договорах. «Договоры Новгорода 1195, 1257 и 1270 гг. и Смоленска 1229 г. с немецкими городами Прибалтики еще сохраняют черты, характерные для X в. Купец, находясь в чужой стране, должен был дипломатическим путем устанавливать свои взаимоотношения с местным населением как в области гражданской, так и уголовной, и политической. Поэтому и здесь уделяется много места порядку разрешения возможных столкновений и исков. И тут в основу полагается русское право, к этому времени уже кодифицирован¬ное в „Русской Правде“. По Смоленскому договору 1229 г. дела должны были решаться согласно „Смоленской Правде“, которая являлась сколком с общерусской „Правды“. Впрочем, ввиду трудности полного подчинения иностранцев действию русского права, новгородские договоры допускали применение жребия - своеобразного „суда божия“, - порядок, который сохранялся в Северо-Восточной Руси в отношении иностранцев еще в XVI и XVII вв. Особо оговаривалось обоюдное обязательство: купцов „в дыбу не сажать и в погреб“ (тюрьму); оно гарантировало личную безопасность тор¬говцев в чужом государстве» . 21

***
Демонизировать «чужих», чтобы оправдать нападение на них

Король Франции Людовик IX (XV в.), прозванный Святым, живший в XIII в., был очень миролюбивым в европейских делах, но воинственным в деле крестовых походов. Он предпочитал улаживать споры и недоразумения между христианами дипломатическими средствами, а не силой оружия. Так, желая положить конец притязаниям арагонских королей на некоторые французские провинции, а главное, чтобы помешать Англии найти в их лице союзников, Людовик путем взаимных уступок урегулировал спорные вопросы между Францией и Арагоном. Затем так же он урегулировал свои взаимоотношения с Кастилией. Уступками он закончил и победоносную войну с английским королем Генрихом III, который пытался вернуть Англии владения во Франции. 22

***
Избегать взаимных обвинений, чтобы не препятствовать достижению согласия

Продолжительная война между Речью Посполитой и Москвой в так называемое «Смутное время» так обессилила обе стороны, что стороны решили провести переговоры о мире. Эти переговоры прошли в 1618 г. в деревне Девулино недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Обе делегации обильно обвиняли друг друга в «неправдах», что затрудняло переговоры . Однако стороны смогли заключить соглашение о мире на 14 лет и 6 месяцев, урегулировав территориальные вопросы (обширные территории с этнически однородным населением перешли к Литовскому княжеству) и предусмотрев обмен пленными. Девулинский мир положил конец долгой опустошительной войне. 23

***
Принять жесткое требование, внеся в него принципиальную поправку

Во время Французской революции, в 1793 г. между жирондистами и якобинцами возникли острые разногласия о том, следует ли продолжать революционную войну за пределами Франции. Якобинец Робеспьер потребовал смертной казни для всякого, кто предложит мирные переговоры с неприятелем. Это предложение было принято с поправкой Дантона, сторонника мирных переговоров на основе уступок: «с неприятелем, который откажется признать суверенитет народа» . Пользуясь этой поправкой, Дантон мог начать переговоры о мире, но только в случае, если республика будет признана враждебной ей коалицией. 24

***
Прежде чем делать уступки оппоненту, убедиться в доверии к себе доверителей и их согласии на эти уступки

Англия и другие страны коалиции через своих агентов сообщали о желании завязать переговоры с революционной Францией о мире и выдвигали жесткие условия. Попытки Дантона вступить в переговоры с агентами коалиции в переговоры на основе уступок со стороны Франции лишили Дантона популярности и доверия. 25 Поэтому эффективные переговоры жирондистам наладить не удалось.

Левые якобинцы в принципе отвергали всякую возможность дипломатии и переговоров. Они вели пропаганду террора и беспощадной войны. Робеспьер же выступал как против пропаганды революционной войны во что бы то ни стало, так и против попыток заключить капитулянтский мир. Он считал, что союз государств может быть достигнут только путем свободного волеизъявления народа, а не путем принуждения и завоеваний.

Вынести спор на разрешение независимого арбитража

В принятой в результате Великой французской революции Конституции Франции 1791 г., закреплявшей в качестве «естественных» ранее не признававшиеся государством права и свободы личности, было установлено, что закон не может лишить граждан права выносить свои споры на разрешение третейского суда:

«5. Право граждан разрешать в окончательном порядке свои споры путем третейского разбирательства не может быть стеснено актами законодательной власти» . 26

***
Во время гражданской войны в США Англия поддерживала южан, в том числе содействовала в постройке военных кораблей. В 1862 г. с ведома английского правительства для Конфедерации (Юга) на верфи в Ливерпуле был построен и, несмотря на протесты посла США, выпущен из Англии крейсер «Алабама», который каперствовал на морях и в океанах до июня 1864 г. Он потопил 65 кораблей США и уничтожил имущества на 5 млн. долларов, пока его не уничтожил американский крейсер в результате упорного боя. В 1871 г. в Вашингтоне был заключен договор между США и Англией, который предусматривали вынесение споров о возмещении ущерба на решение арбитража. По решению арбитража Англия была вынуждена выплатить США в возмещение убытков, причиненных Алабамой и другими каперами, 15,5 млн. долларов США. 27

Решения Женевского суда открыли новый этап в развитии международных отношений, в том числе в части порядка разрешения международных споров.

***
Учитывать национальные традиции ведения переговоров

Английская дипломатия на протяжении веков широко применяла компромисс. Между тем, Германия традиционно стремилась к победе на переговорах силой.

Японская дипломатия также традиционно ориентировалась на силу. Это иллюстрируется следующим примером. В 1876 г. китайский дипломат Ли Хун-чжан беседовал с японским дипломатом Мори Аринори. Мори сказал: «Мне кажется, что на трактаты 28 нельзя полагаться» . Ли возразил: «Мир народов зависит от трактатов. Как вы можете утверждать, что полагаться на них нельзя?» Мори ответил: «Трактаты подходят для обычных торговых отношений. Но великие национальные решения определяются соотношением сил народов, а не трактатами». Ли воскликнул: «Это ересь! Полагаться на силу и нарушать трактаты несовместимо с международным правом» . «Международное право также бесполезно» , ─ ответил Мори. 29

***
Заморозить нерешенный вопрос, договорившись о сохранении текущего положения

Предметом спора между великими державами многие годы, в том числе, в XIX в. был статус Константинополя и черноморских проливов, имеющих огромное стратегическое значение. От решения этого вопроса зависела возможность осложнений на Балканах и вообще на всем Ближнем Востоке. В дружественном соглашении между Россией и Австрией содержалось обязательство поддерживать status quo на Балканах, а если это не удастся ─ договориться о взаимном учете интересов в случае предстоящих территориальных изменений на Балканах. Вопрос о статусе Константинополя и черноморских проливов, который составлял основу почти всех ближневосточных осложнений, остался не решенным. Правило сохранения status quo , однако, помогло на какое-то время «заморозить» восточный вопрос. В этом были заинтересованы три державы: Россия ─ чтобы иметь свободные силы на Дальнем Востоке; Австрия ─ чтобы иметь силы для разрешения внутреннего кризиса; Германия ─ чтобы разжечь дальневосточный конфликт, получить выгоду за счет Китая и ослабить влияние России на Балканах. 30

***
Подчиниться арбитражу, если это не ущемляет твои интересы

На панамериканской конференции 1923 г. по инициативе министра иностранных дел Парагвая М. Гондра был заключен договор между американскими государствами («договор Гондра»). Он устанавливал специальную арбитражную процедуру: любые споры, которые не удавалось разрешить путем прямых переговоров заинтересованных сторон, должны были передаваться на рассмотрение комиссии из пяти американских государств, состав которой определялся в каждом конкретном случае. Международный арбитраж не был новым явлением для Латинской Америки. Еще в конце XIX в. с его помощью был урегулирован целый ряд территориальных споров, а в 1915 г. Аргентина, Бразилия и Чили подписали трехсторонний договор, который предусматривал разрешение любых конфликтов между этими странами посредством арбитража. Договор был подписан пятнадцатью странами; впоследствии к нему присоединились еще пять государств. Четыре страны, в том числе Аргентина, впоследствии договор не ратифицировали, усмотрев в нем посягательство на свой суверенитет. Арбитражная процедура, установленная в «договоре Гондра», применялась в 1930-х гг. в ходе мирного урегулирования двух войн: Боливии с Парагваем и Перу с Колумбией. В то же время чилийско-перуанский территориальный спор вокруг про¬винций Такна и Арика хотя и был разрешен с помощью арбит¬ражной процедуры, но в обход «договора Гондра». 31

***
Достигнуть мирного разрешения спора благодаря смене агрессивного лидера

В 1932 г. Перу захватила ранее принадлежавший ей колумбийский порт Летисию, что лишало Колумбию единственного выхода к Амазонке. Это привело к войне между двумя странами. В ходе столкновения глава военного правительства Перу был убит. Новое гражданское правительство взяло курс на мирное урегулирование, согласившись принять посредничество Лиги Наций. В ноябре 1933 г. было заключено перемирие, а Летисия передана под управление Консультативной комиссии Лиги сроком на один год. В Рио-де-Жанейро под эгидой Лиги Наций открылись переговоры, завершившиеся подписанием в мае 1934 г. мирного договора («протокола Рио»). Перу принесла Колумбии извинения и отказалась от притязаний на Летисию. 32

***
Не оказывая прямого давления на оппонента, дать понять о своей готовности, при необходимости, применить силу

Президент США Франклин Делано Рузвельт сформулировал и осуществлял переговорную политику «большой дубинки», принцип которой он почерпнул от одного африканского вождя: «Говори мягко и неси большую дубинку».

***
Использовать в зависимости от ситуации наиболее подходящий к ней способ принятия решений

Известный советский и российский дипломат В. И. Попов так сопоставил преимущества и недостатки принятия решений, в том числе, по конфликтным ситуациям, большинством голосов и путем консенсуса: «Если решать вопросы большинством ─ это означает возможность того, что почти половина участников может не подчиниться и отказаться примкнуть к соглашению, а в ряде случаев (скажем, в вопросах разоружения, неприменения ядерного оружия, вопросах о морских пограничных зонах и т. д.) вообще сделает соглашение невозможным. Остается консенсус, но достичь его на многосторонних конференциях значительно сложнее . […]

Правило консенсуса датируется началом 70-х годов, и впервые решения консенсусом принимались в ООН. Консенсус отличается от единогласия, так как последнее означает отсутствие оппозиции или требует голосования. Консенсус же означает, что поскольку другого, приемлемого для всех решения не удалось добиться, то участники конференции принимают компромиссное решение без голосования. Такой способ широко применялся на Конференции по разоружению, Конференции по морскому праву, а также в ОБСЕ и на совещании Группы 7 (8). […]

Консенсус часто сочетается с другими новациями: „cooling off periods“ ─ перерыв с целью охладить страсти (в ходе закулисных встреч и переговоров за чашкой кофе). Он применялся на конференциях по нераспространению ядерного оружия в 1975 и 1980 гг. и на других встречах. 33 […]

Не следует, правда, преувеличивать значение этого метода. Во-первых, процесс такого соглашения ─ это долгое и утомительное дело, а во-вторых, он может и не привести к положительным результатам, и тогда эти страны возвращаются к старым методам двусторонних переговоров, по которым иногда легче добиться устраивающего обе стороны решения». 34

***
Согласовать механизм разрешения спора, если нельзя прямо договориться о самих условиях его разрешения

Политический конфликт в Никарагуа в 1988 г. был урегулирован заключением соглашения о национальном примирении. Противоборствующие стороны договорились провести в стране выборы, итоги которых все участники конфликта обязались признать. Это соглашение было выполнено, и после выборов было заключено соглашение о прекращении огня. 35

***
Прибегать к силе в тех случаях, когда это не грозит неблагоприятными последствиями

Ослабление международной напряженности в мире в конце 1980-х гг. не означало гармонизацию международных отношений. СССР и США вели себя сдержанно только в тех ситуациях, где не считаться с оппонентом значило серьезно рисковать собственной безопасностью. Обе державы в своей политике по-прежнему полагались на силу, используя ее, когда это было неопасно. 36

***
Добиться целей без применения насилия

При первобытном строе самой суровой санкцией против «асоциального» поведения, было, как известно, изгнание из рода. Изгой оставался без поддержки рода и был практически обречен на гибель.

***
Святой Патрик, проповедник христианства, почитаемый в Ирландии, сумел исключительно мирными средствами установить в Ирландии новую религию.

***
Североамериканские колонисты в 1767 г. в ответ на установление Англией специальных пошлин на чай и некоторые другие колониальные товары, которые они посчитали несправедливыми, отказались покупать британские товары. Это нанесло такой ущерб британской торговле, что через три года Англия была вынуждена пошлины отменить. 37

***
В 1880 г. в ответ на непримиримую жесткость к работникам управляющего ирландским поместьем англичанина Чарльза Бойкотта его самого и его семью подвергли тотальному остракизму: отказывались обслуживать в лавках, им перестали приносить почту, соседи не разговаривали с ними… Все местные жители отказались у него работать. Не помогли даже специально привлеченные им штрейкбрехеры, работавшие под охраной тысячи оплачиваемых государством полицейских. Своими методами пассивного сопротивления (получившими название «бойкот») ирландцы вынудили Бойкотта отказаться от борьбы и уехать из Ирландии. 38

Бойкот (игнорирование кого-либо, отказ от всякого взаимодействия с ним в знак протеста против его поведения) оказывается эффективным средством в тех случаях, когда бойкотирующие сплоченны, а бойкотируемые зависят от них. В современном мире массовые бойкоты используются широко, например, экологическими организациями против компаний, причиняющих вред окружающей среде; антиглобалистами – против транснациональных корпораций.

***
Махатма («Великая душа») Ганди (1869─1948 гг.), признанный в 2000 г. по данным опроса BBC, человеком тысячелетия 39 , в политической практике применял исповедуемые Львом Толстым и индуистским учением «ахимса» и философски-эпическим трактатом «Бхагавадгита» принципы любви ко всему живому и «непротивления злу насилием». Избегая силового противостояния Англии и призывая к тому же своих сторонников, он добился от нее уступок и, в конечном итоге, независимости Индии. Для этого Ганди и его сторонники практиковали различные методы пассивного сопротивления, т. е. сопротивления без насилия или активного причинения вреда. В особенности часто они применяли бойкот: действовали так, как будто не замечаешь противника; причиняли агрессору убытки своим отказом участвовать в деловых отношениях с ним (прекратили работать на английских предприятиях; отказались от покупки английских промышленных товаров и стали кустарно делать все необходимое сами), тем самым вынуждая его к отступлению; препятствовать противнику в совершении им действий (преграждали британским чиновникам путь на работу, тем самым, парализуя ее). Ганди сформулировал и реализовывал стратегию: «откажись поступать неправедно; не допускай компромиссов с совестью; не участвуй в несправедливости; не подчиняйся ей» . 40

***
В 1983 г. лидер антикоммунистической оппозиции Польши Лех Валенса был удостоен Нобелевской премии мира за разрешение конфликта в Польше мирным путем. 41

***
Распад СССР, с которым окончился раскол мира на два лагеря, произошел с конфликтами, ни один из которых не вылился в крупную войну. Впервые в истории радикальное изменение конфигурации международной системы произошло без масштабного вооруженного столкновения . 42

***
Разделить спорящих

Когда соседи враждуют, и их не удается примирить, насилию пытаются препятствовать, создавая между ними физические барьеры для предотвращения агрессии. Конфликт при этом, конечно, не разрешается, а, напротив, углубляется: у сторон исключается или ограничивается возможность общаться, шанс договориться, а искаженное представление друг о друге не может быть скорректировано и только усугубляется. Возведение соседом стены вызывает к нему неприязнь, обиду и даже ненависть. К тому же укрепление барьеров, как правило, требует вовлечения немалых ресурсов. Но многие жертвы этим способом предотвратить обычно удается.

Например, на границе между государствами создаются стены: в 122 г. до н. э. римляне создали на территории Британии «Адрианов вал», чтобы предупредить нападения кельтов; в XIV в. была построена Великая китайская стена; после Первой мировой войны французы на случай нового нападения Германии построили систему оборонительных укреплений, известную как «линия Мажино». «Международная» стена была также создана в 1990-е гг. на границе между США и Мексикой для ограничения потока нелегальных (т. е. лишенных возможности заработка на родине, оттого отчаянных и, как следствие, нежеланных) мигрантов.

Будучи ни чем иным как «полицейским» решением экономических, психологических или культурных проблем, рано или поздно всякая стена оказывается бесполезна. Ни одна из упомянутых выше стен не смогла сдержать натиск нападавших. 43

error: