Пенсионная система ипк. Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК). Новая концепция и ее суть

МОСКВА, 2 окт — РИА Новости, Максим Рубченко. Пенсионную систему России ждут нововведения: правительство приняло ключевое решение о замене накопительных пенсий "индивидуальным пенсионным капиталом" (ИПК). Что это такое и чем новая система будет отличаться от нынешней — в материале РИА Новости.

Снижение повышения. Что изменится в пенсионном законодательстве Возраст выхода на пенсию для женщин составит 60, а не 63 года. Кроме того, стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, уменьшится на три года: для женщин - до 37 лет, для мужчин - до 42 лет.

Накопительная не накапливается

Сейчас пенсионное обеспечение россиян строится на страховом взносе (22 процента зарплаты), который состоит из двух частей. Большая часть (16 процентов) — страховая, поступающая в Пенсионный фонд России (ПФР).

Меньшая (шесть процентов зарплаты) — накопительная, которая может перечисляться в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) для инвестирования в ценные бумаги с целью получения дополнительного дохода.

Правда, с 2014 года перечисление накопительных пенсий в НПФ заморожено, так что страховые пенсионные взносы россиян сейчас полностью поступают в ПФР.

Главная причина заморозки — санкционная война, развернутая Западом против России. Котировки на отечественном фондовом рынке упали, и возможности прибыльного инвестирования пенсионных накоплений НПФ резко сократились.

Правительство обеспокоилось тем, что в новых условиях частные пенсионные фонды не смогут выполнять свои обязательства перед гражданами. Поэтому решили передать всю полноту ответственности за пенсии государству в лице ПФР.

Однако это повлекло целый ряд негативных последствий: нагрузка на пенсионную систему возросла, в НПФ практически прекратился приток денег, а граждане начали жаловаться, что государство лишило их права распоряжаться собственной пенсией.

Чтобы раз и навсегда решить все проблемы, правительство в 2016 году предложило концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

Ключевое слово "индивидуальный"

Смысл в том, что страховая часть пенсии остается без изменений, а деньгами, которые сейчас приходятся на накопительную часть, целиком и полностью распоряжается сам гражданин.

Он может вообще не отчислять средства, отказавшись от ИПК. Или выбрать комфортный для себя размер взноса — до шести процентов зарплаты включительно. Правда, пополняется ИПК из собственной зарплаты, а не за счет работодателя.

В этом заключается первое принципиальное отличие от действующей системы, где все должны платить по шесть процентов.

Второе важное новшество — пенсионные накопления переходят в собственность гражданина, а не государства.

Это, в частности, означает, что при достижении пенсионного возраста человек сам решает, что делать с накопленным капиталом: забрать все деньги сразу или получать ежемесячные выплаты в течение определенного срока.

Кроме того, накопленный пенсионный капитал передается по наследству в случае смерти клиента до того, как он полностью получит свои деньги.

В сентябре министр финансов Антон Силуанов сообщил, что средствами, отложенными в рамках системы ИПК, россияне смогут воспользоваться и до выхода на пенсию "в сложных ситуациях", например, при необходимости дорогостоящего лечения.

Силуанов также отметил, что для индивидуальных пенсионных капиталов введут систему, аналогичную страхованию банковских вкладов. Так что отложенные на старость деньги "будут в сохранности под защитой государства".

Не спрашивая согласия

По расчетам Министерства финансов, к ИПК присоединится около половины экономически активных граждан России. Суммарные отчисления ожидаются на уровне до триллиона рублей ежегодно.

Однако, по мнению экспертов, эти показатели достижимы, только если подключать граждан к новой системе автоматически. В противном случае клиентов ИПК окажется в 15-20 раз меньше, чем граждан, использующих возможности накопительной пенсионной системы.

Представители негосударственных пенсионных фондов отмечали, что они и сейчас предлагают клиентам практически полный аналог ИПК — продукт под названием "Индивидуальное негосударственное пенсионное обеспечение". Однако большой популярности у россиян он не снискал.

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) даже провело социологический опрос, выяснив, что около 80 процентов наших граждан "очень поверхностно знакомы" с особенностями пенсионных изменений и "в целом рассчитывают только на государственную страховую пенсию".

Поэтому Минфин с самого начала подразумевал для ИПК "автоподписку". Однако против выступил социальный блок правительства: в Минтруде завили, что вопрос должен решаться исключительно на добровольной основе.

Теперь компромисс найден: от термина "автоподписка" отказались, но суть оставили. Подключение граждан к ИПК обеспечит 158-я статья Гражданского кодекса, устанавливающая, что "молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон".

Другими словами, к системе ИПК присоединят всех россиян (соответствующий пункт предполагается добавить в трудовые договоры), однако затем при желании любой сможет отказаться от ИПК, либо подав соответствующее заявление, либо выбрав нулевой размер отчислений.

Таким образом, главный спорный вопрос уладили, и, как ранее заявлял Антон Силуанов, система ИПК в России готова заработать уже с 2020 года.

Законопроект об индивидуальном пенсионном капитале, разработанный Минфином и Центробанком, предполагает самостоятельное формирование пенсионного капитала каждого гражданина. С 2014 года на формирование накопительной части пенсии, составляющей 6%, наложен мораторий, что основывается на том, что возник дефицит бюджета ПФ РФ и поэтому все перечисляемые работодателем средства в размере 22% от заработной платы направляется на страховую часть. На сегодняшний день этот мораторий продлен до 2020 года (№ 413-ФЗ от 20.12.2017 г.), при окончании моратория планируется вернуть накопительную часть пенсионных отчислений. Рассмотрим роль формирования индивидуального пенсионного капитала, его положительные и отрицательные стороны.

Нормативное регулирование

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 № 407 «Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» определяет порядок учета страховых взносов

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ устанавливает обязательность пенсионного страхования

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 111-ФЗ регулирует инвестирование средств пенсионных накоплений

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ регулирует организацию персонифицированного учета граждан

Приказ Минтруда России от 11.03.2016 N 100н «Об утверждении Правил отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии»

Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ регулирует права застрахованных лиц на накопительную пенсию

Основания для пенсионной реформы

Накопительная часть пенсии, которую формировал работодатель своему работнику на его индивидуальном лицевом счете, была заморожена до 2020 года. Замораживание средств по накопительной части пенсии было объяснено сложившейся кризисной ситуацией в России для сокращения дефицита бюджета ПФ РФ. По поводу возврата отчисленных средств накопительной части не дается никаких конкретных обещаний.

Также в связи с дефицитом бюджета отменена индексация пенсий работающим пенсионерам, хотя при прекращении работы, индексация восстанавливает все упущенные средства.

Отделения пенсионного фонда информировали застрахованных лиц о начислениях посредством отправки писем или личного информирования в отделениях ПФ РФ по месту жительства.

Индивидуальный лицевой счет показывал все взносы в фонд будущей пенсии гражданина. Счет отражал информацию о гражданине, его трудовом стаже, заработной плате, взносах, поступивших на страховую часть будущей пенсии, а также сведения о поступивших страховых взносах на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в том числе о дополнительных страховых взносах) и результаты инвестирования накопительной части управляющей компанией.

Контроль уплаты работодателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, понимание суммы, учтенной для будущей пенсии для ее увеличения должны стать основой для формирования индивидуального пенсионного капитала в рамках пенсионной реформы. Аналогично можно будет принимать решения при выборе управляющей компании для инвестирования этих средств и принимать решение о внесении дополнительных сумм к будущей пенсии.

Концепция индивидуального пенсионного капитала

Действующая пенсионная система до сих пор претерпевает изменения. На фоне действующего моратория по заморозке накопительной части пенсии, продленного до конца 2020 года, рассматриваются вопросы о том, чтобы гражданин РФ самостоятельно формировало свою будущую пенсию. Замороженная накопительная часть в планах будет возвращена страхователям (гражданам). При этом, страховая часть пенсии, формируемая работодателем, в размере 22% от заработной платы не будет меняться, а работник сверх этого будет производить отчисления в размере от 0 до 6% за счет своих доходов.

В основе формирования индивидуального пенсионного капитала планируется положить принцип добровольного формирования посредством написания заявления на взимание части заработной платы работодателем (агентом). Предполагается в течение 5 лет довести отчисления до 6% (в планах до 12%) посредством ежегодного увеличения на 1%.

Этот законопроект находится еще в разработке, поэтому, возможны какие-либо изменения. Ведь лица, которые вскоре планируют выйти на пенсию, не смогут сформировать достаточную сумму капитала. Также незначительную роль этот капитал будет играть для лиц, имеющих невысокую заработную плату.

Стимулирование работников для формирования индивидуального пенсионного капитала

При том условии, что граждане РФ, начавшие формирование своей будущей пенсии, передали пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам или управляющим компаниям на сегодняшний день оказались в положении, когда неясно, что будет с накопительной частью пенсии, не произойдет ли аналогичная ситуация с индивидуальными пенсионными накоплениями.

Основным стимулом для перехода на эту систему является зарубежный опыт развитых стран по формированию гарантированного фонда пенсионных накоплений, когда на накопленный капитал могут претендовать только лица, сформировавшие его.

Также предполагается стимулирование для лиц, формирующих такой капитал, дифференцированных ставок НДФЛ (для чего планируется повысить ставки НДФЛ до 15%) – своего рода налоговый вычет.

При этом работник для формирования таких средств вправе самостоятельно выбирать процент отчислений, приостановить выплаты, а также может отказаться от формирования индивидуального пенсионного капитала.

Стимулирование работодателей для формирования индивидуального пенсионного капитала работниками

Отдельно выделяется то, что расходы по формированию индивидуального пенсионного капитала будут списываться в состав расходов на оплату труда (которые в любом случае включаются), которые не облагаются налогом на прибыль, но эти отчисления будут списываться с повышенным коэффициентом, дифференциация которого будет прямо пропорциональна проценту перечисляемого капитала (при минимальных отчислениях – коэффициент ниже, чем при максимальных). Но такая система только усложнит действующую на предприятии систему бухгалтерского учета как по налогу на прибыль, так и по работе с лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера.

Основу этих взаимоотношений будет положено написание заявления от работника на взимание определенного процента от заработной платы. Также у физического лица будет возможность отказа от формирования индивидуального пенсионного капитала.

Но в любом случае инициатива остается за работодателем. Так, например, на уровне локальных актов предприятия может быть предусмотрены условия для работников, вступающих в такие взаимоотношения по формированию индивидуального пенсионного капитала.

При этом, работодатель имеет право на каникулы по формированию выплат по формированию такого капитала для работников.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1 : Какие органы будут контролировать счета индивидуального пенсионного капитала?

Ответ : На сегодняшний день закон не принят, но в проекте функции предполагается возложить на ФНС (но с 2017 управление страховыми взносами перешло от ПФР к ФНС ).

Вопрос №2 : Какой максимальный размер взносов работника определен в законопроекте?

Ответ : Со вступлением закона в силу первый год планируется производить минимальные отчисления (возможно 0% для лиц, не определившихся с размером отчислений), а максимальные законопроектом не ограничиваются

Вопрос №3 : Если продлевается мораторий на замораживание накопительной части пенсии, то пенсия будет уменьшена?

Ответ : Непосредственно размер пенсии не должен претерпеть особых изменений, так как пенсионные взносы (22%) с введением моратория направляются полностью на страховую пенсию. Законопроект по индивидуальному пенсионному капиталу предполагает формирование накоплений в виде добровольных взносов, формируемых из заработной платы работника.

Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные коэффициенты и учитываются при назначении страховой пенсии.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:

  • достижение возраста 65 лет - для мужчин, 60 лет - для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;
  • для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, - возраста, указанного в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ. Уже в 2017 году начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021года увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию - по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.

    При этом если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

  • Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

  • наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
  • наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов - не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Количество пенсионных коэффициентов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.

За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов.

Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года - 10, в 2019 году - 9,13.

Сколько пенсионных коэффициентов
может быть начислено Вам за 2019 год?

Введите размер Вашей ежемесячной
заработной платы до вычета НДФЛ:

Ошибка! Введите зарплату выше, чем минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации в 2019 году - 11 280 рублей.

Результаты расчета

Количество пенсионных баллов
за год: 7,83

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных коэффициентов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов - 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов - 6,25.

Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.

Также, гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, предоставляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.

При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются.

У всех граждан 1966 года рождения и старше вариант пенсионного обеспечения - формирование только страховой пенсии.

Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии

Минимальный страховой стаж

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов

Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента

при отказе от формирования накопительной пенсии

при формировании накопительной пенсии

2025 и позднее

*С 2015 года по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только . В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.

Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ВАШИХ ПЕНСИОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ* СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОГО КОЭФФИЦИЕНТА на дату назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА

СП = ИПК * СИПК + ФВ , где:

  • СП - страховая пенсия
  • ИПК - это сумма всех пенсионных коэффициентов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии
  • СИПК - стоимость пенсионного коэффициента на дату назначения страховой пенсии.

При назначении пенсии с 01.01.2019 = 87,24 руб. Ежегодно индексируется государством.

  • ФВ - фиксированная выплата.

Таким образом, расчет страховой пенсии в 2019 году осуществляется по формуле:

СП = ИПК * 87,24 + 5334,19

Также сумму Ваших пенсионных коэффицентов (ИПК) существенно увеличивает обращение за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Например, если Вы обратитесь за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма Ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов - на 45%; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а сумма Ваших индивидуальных пенсионных коэффициентов в 2,32 раза.

Новая система индивидуального пенсионного капитала призвана решить задачу роста дефицита Пенсионного фонда, и в перспективе избавить государство от принятия непопулярных у населения мер.

В 2016 году Центральный банк и Министерство финансов разработали и предложили концепцию модернизации накопительного элемента. Новая система накопления включает аспекты:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  1. Добровольный выбор накопительного фонда.
  2. Личное формирование пенсионного капитала.
  3. Налоговые преференции для работников и работодателей.

Более детально о планируемой реформе в данном материале.

Что такое система индивидуального пенсионного капитала

Модернизация механизма накопления Пенсионного фонда в РФ - актуальный вопрос для экономики России. Существующая система начисления средств не соответствует современным реалиям и не отвечает на главный вопрос: как сохранить уровень жизни граждан после выхода на заслуженный отдых.

Проведенные изменения пенсионного накопления позволят:

  • разнообразить источники доходов для находящихся на пенсии;
  • заинтересовать пенсионеров возможностью самостоятельного управления капиталом.

Новая концепция утверждает: внесенные в пенсионный капитал средства обязаны находится вне обязательной системы и после окончательного формирования заменить устаревший порядок накопления.

Нововведения обещают:

  1. Автоматическое включение участников в режим накопления.
  2. Возможность изменения размера первоначального взноса. Согласно предлагаемым правилам величина взноса должна увеличиваться ежегодно на 1% , начиная с 0% до 6%.
  3. Принципиальное изменение в системе пенсионного накопления - возможность досрочного для использования по своему усмотрению.
  4. Положения реформы предусматривают возможность прекращения уплаты взносом сроком до 5 лет и продления данного периода еще на 5 лет .
  5. Также правительство обещает внести в положения реформы льготную составляющую, призванную создать дополнительный материальный стимул для участников проекта.

Формирование ИПК

Сокращение предлагается решать следующими методами:

  • использовать отчисления работающей части населения в полном объеме для финансирования пенсионного обеспечения, не делая накопительные проценты частью общего бюджетного фонда;
  • капитал формировать посредством заключения участниками программы договоров с частными фондами, специализирующимися сбережении средств на индивидуальных счетах;
  • создать систему преференций для участников реформы.

Государственным органам, отвечающим за пенсионное обеспечение граждан, предлагается поэтапное введение реформы, через переходный период с адаптацией субъектов экономики.

Главная задача предполагаемых нововведений - перенесение груза ответственности за обеспечение пенсионеров с государства, на самих граждан, с одновременным предоставлением возможностей для регулировки и приумножения капитала.

Добровольные взносы

Основные положения формирования индивидуального пенсионного капитала:

  • первоначальный взнос для участников программы составляет 0% ;
  • решения о размерах вносимых сумм принимаются самостоятельно;
  • существует возможность регулировать (увеличивать/уменьшать) величину взносов.

Для неопределившихся с решением вопроса о размерах вкладов предлагается автоматическое отчисление средств в размере 1% ежегодно и до достижения уровня 6%.

Налоговый вычет и НДФЛ

Предложив принципиально новый порядок накоплений правительство рассматривает возможность введения льгот для работодателей и работников. Всем участникам проекта приватного накопления пенсионного капитала независимо от их статуса предлагаются налоговые привилегии:

  1. Налоговый вычет НДФЛ не более 6% .
  2. Снижение налоговых выплат для третьих лиц, вносящих взносы в пользу иных особ (родственников).
  3. При этом ставку НДФЛ предполагается снизить до 10% . Это коснется граждан, вносящих индивидуальные платежи в размере не менее 10% от дохода.

Произведя определенные расчеты Министерство экономического развития предложило:

  • первоначально повысить ставку НДФЛ на 2% от существующей для работников с нулевой ставкой взноса;
  • с ростом процента накоплений поэтапно снижать ставку НДФЛ до минимально возможного уровня.

Одновременно работодателям предоставят возможность уменьшения налога на прибыль, исходя из суммы внесенных работником платежей. Предполагается снижать налог с учетом повышающего 3% коэффициента в течении первых 6 лет, и 6% в последующие годы.

Сроки начала работы программы

В 2019 г в плане корректировки действующих законов произошло:

  • повышения возрастного ценза для госслужащих;
  • продления моратория на для ;
  • увеличение срока заморозки платежей по обязательному пенсионному страхованию.

Существует ошибочное мнение, что данные действия являются пенсионной реформой, но это не так. Реформа предполагает глобальные изменения по начислению, и выплатам пенсий. Изменения 2016-17 гг означают только коррекцию действующих законов и нормативных актов. И поскольку 2019 г не стал переломным в введении изменений в пенсионное законодательство, начало полноценной реформы, по прогнозам специалистов, переносится на 2019 г.

Можно ли досрочно получить накопления

На сегодня, накопительная пенсия - это выплата, проистекающая из обязательного страхования, которая назначается при достижении особой определенного, зафиксированного в законодательстве возраста.

Важно! Существующая в РФ накопительная система пенсионного страхования не позволяет снимать и обналичивать средства со счета до достижения нужного возраста и соответствующего документального оформления статуса пенсионера.

В чем отличие ИПК от существующей накопительной пенсии

Пенсионные платежи в обязательную накопительную систему заморожены с 2014 г. Новый порядок формирования индивидуального капитала предполагает постепенную замену старого метода начисления пенсий. Так, в отличии от существующей, на ИПК средства отчисляются:

  • на добровольной основе;
  • уровень отчислений составляет 0%-6% ;
  • предполагается введение индивидуальной приостановки платежей на 5 летний срок, с возможностью его пролонгации.

Важно! В концепции нового пенсионного накопления предусмотрен добровольный выход участников из системы и возвращение плательщикам внесенных средств.

Что ждет накопления после проведения реформы

Один из ключевых моментов реформы - удаление из действующей схемы Пенсионного фонда и управляющих организаций. Обсуждаемых правительством схем преобразования накопленных гражданами средств несколько, где:

  • средства автоматически становятся индивидуальным капиталом, если управление ими осуществляется каким-либо НПФ;
  • капитал переводится в НПФ самостоятельно, если средства находятся в управлении Пенсионного фонда;
  • накопленная сумма остается не тронутой, и выплата пенсий продолжается на существующих условиях;
  • в случае отказа особы участвовать в индивидуальном накоплении средств на основании соответствующего письменного заявления, средства переводятся в страховые баллы.

Последний вариант не должен пугать, так как при автоматическом вступление в программу участие в ней сугубо добровольное. Заметим, что данный вопрос, на сегодня, вызывает наибольшее количество дискуссий у специалистов, участвующих в разработке проекта.

Подлежащих передаче текущим страховщиком новому страховщику по заявлениям о переходе и досрочном переходе

Преимущества и недостатки новой системы

Принципиальное отличие нового порядка пенсионного обеспечения от существующего- непосредственное участие граждан в формировании индивидуального капитала. Кроме того присутствует ряд существенных отличий:

  • максимальны процент накопительного капитала остается неизменным (6%), но может корректироваться в пределах 0%-6%;
  • средства накапливаются в негосударственных фондах и являются личным капиталом граждан.

Андрей Полунин


Материал комментируют:
Андрей Гудков

Россиян подключат к новой системе индивидуального пенсионного капитала (ИПК) автоматически - без их согласия. Для отказа придется писать заявление. Такой механизм выбрали Минфин и Центробанк. Подключение граждан будет происходить в соответствии со статьей № 158 Гражданского кодекса «Форма сделок». В третьем пункте статьи говорится, что «молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон». Об этом в понедельник, 1 октября, сообщил РБК.

Нововведение коснется 76,7 млн. россиян (по данным Пенсионного фонда на конец 2017 года), которые уже находятся в накопительной системе - как в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), так и в государственной управляющей компании ПФР «Внешэкономбанк». Предполагается, все они должны быть проинформированы о подключении к новой системе. Возможно, эту обязанность возложат на работодателей.

По мнению экспертов, отчисления граждан после подключения к ИПК будут производиться в пользу того НПФ, в котором числится будущий пенсионер. Если НПФ не выбран, управляющей компанией остается ВЭБ. При этом в течение переходного периода, который продлится пять лет, гражданин должен будет определиться с НПФ. Пенсионный фонд при таком подходе будет продолжать заниматься страховой частью пенсии.

Напомним: концепция ИПК была представлена Минфином и ЦБ в сентябре 2016 года. Новая модель призвана заменить и модернизировать замороженную накопительную пенсию. Впервые заморозка была введена в 2014 году, и в проекте бюджета Пенсионного фонда на 2019−2021 годы заложено сохранение заморозки «старой» накопительной пенсии на ближайшие три года.

Надо сказать, автоматическая подписка была главным сценарием включения граждан в новую накопительную систему изначально. Разработчики руководствовались рекомендациями американского экономиста Ричарда Талера - нобелевского лауреата 2017 года. Он писал: «чтобы стимулировать пенсионные накопления, лучше переводить работников на такую систему автоматически, а тот, кто не согласен, должен отказаться выраженным способом».

Предполагается, что размер взносов в системе ИПК будет увеличиваться от 0% в первый год до 6% через пять лет - постепенно, на 1% в год. Однако работник сможет сам определить размер взноса - например, сохранить его нулевым. При этом накопления будут собственностью гражданина, а не государства, как по действующему законодательству.

В августе Минфин разместил уведомление о начале разработки законопроекта об ИПК. Из него следует, срок запуска системы перенесен на январь 2020 года. Публичное обсуждение законопроекта должно было завершиться 22 августа, но документ так и не был обнародован. Как сообщали «Ведомости», публичное обсуждение системы ИПК отложено как минимум до ноября из-за негативной реакции общества на пенсионную реформу.

Но можно не сомневаться: систему ИПК продавят не мытьем, так катаньем. С точки зрения ЦБ, игра стоит свеч. По оценкам Банка России, к 2030 году ИПК привлечет 12 трлн. рублей, и станет одним из ключевых проектов развития сегмента длинных денег.

И остается всего один вопрос: стоит ли гражданам связываться с ИПК?

Необходим независимый аудит всей негосударственной накопительной системы, без этого новое законодательство об ИПК принимать нельзя, - считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков . - Российская общественность должна потребовать беспристрастный анализ «достижений» НПФ с 2002 по 2018 годы. Замечу, что управляющие компании еще какую-то отчетность о своей деятельности публиковали - пусть в изданиях для профессионалов, на сугубо специализированных сайтах. А вот НПФ в свое время протолкнули в законе формулировку, что о результатах их работы может узнать только лично клиент. Чисто индивидуально написав соответствующий запрос, и получив ответ.

Так и видится бредовая картина: клиенты НПФ в России только и занимаются тем, что пишут запросы и лично проводят сравнительный анализ. При этом противозаконно свести ответы от НПФ, которые клиентами получены, и опубликовать их в виде сводной таблицы.

Отмечу еще знаковый момент. В 2003 году президент Владимир Путин подписал указ «Об Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений». Этот совет собирался менее 10 раз, и каковы результаты его деятельности, какой итоговый документ он принял - никому не известно. Доподлинно известно одно: с 2012 года совет вообще не созывается.

Так вот, пока объективной информации по работе НПФ нет, я не возьму на себя смелость рекомендовать гражданам отчислять взносы в системе ИПК.

- Почему вы так настаиваете на аудите НПФ?

Потому что открытым остается вопрос: куда делись деньги, которые россияне перечисляли в рамках накопительной пенсионной системы? Ведь, по сути, предлагая участвовать в ИПК, государство снова хочет занять у граждан деньги, обещая вернуть их с процентами. Но государство уже занимало деньги - в виде накопительной части пенсии. И ничего не отдало, и не сказало даже, какие проценты начислены. Пока не выполнены эти первые договоренности, как можно заключать новые?

Кроме того, остается главный вопрос: так когда будут выплачивать накопительную часть пенсии? С 2022 года женщинам и с 2027-го мужчинам, как планировалось до пенсионной реформы? Или с нового пенсионного возраста, и это означает, что из-за того, что система меняется, от старых обязательств российские власти избавляются?

У нас, напомню, было обязательное пенсионное страхование накопительного типа. Теперь - индивидуальный пенсионный капитал. Средства переводятся из одной системы в другую - а где же обязательства, они сохраняются?!

- Очевидно, не сохраняются. Иначе зачем было городить огород с реформой, разве нет?

А где об этом прямо сказано? Пускай власти нам скажут откровенно: вы будете получать накопительную часть с 2027 (женщины) и 2032 года (мужчины). А до тех пор надо понимать: точки над «i» не расставлены.

Между тем, вопрос серьезный: речь идет о 6% зарплаты миллионов граждан. Средняя зарплата в России - примерно 42 550 рублей в месяц (по данным Росстата за первое полугодие 2018 года). Умножим на 12 месяцев - 510 600 рублей в год.

Шесть процентов от этой суммы - это 30 656 рублей в год. Для обычной российской семьи - большие деньги. Это компьютер ребенку. Или путевка в санаторий. Или полный комплект одежды для одного человека. Наконец, извините, питание семьи из трех человек в течение месяца - вот что значат эти деньги.

Неясен и другой важный момент. ИПК, как я уже рассказывал , - неудачная попытка скопировать американскую систему индивидуального корпоративного пенсионного страхования, которая в Налоговом кодексе США называется 401K. Так вот, в американской системе работник имеет право изъять накопленные средства в случае форс-мажорных обстоятельств. К ним относится приобретение единственного жилья, плата за образование, болезнь, банкротство.

В случае же ИПК непонятно, можно ли в принципе изъять из системы деньги. И это никуда не годится.

- О чем все это говорит?

Возникает впечатление, что в системе индивидуального пенсионного капитала все делается таким образом, чтобы под сурдинку взять у людей деньги, ничего при этом вкладчикам не объясняя. Это как если бы вы пришли в банк платить за ЖКУ, а с вас сняли дополнительные деньги в расчете, что вы не обратите на это внимание. Согласитесь, это мягко говоря нечестно.

- Какие последствия будет иметь попытка прикрепить граждан к системе ИПК по умолчанию?

Власть уже сильно подставилась с пенсионной реформой. И я не понимаю, почему она хочет подставиться еще и с накопительными пенсиями. Потому что значительная часть из 76,7 млн. россиян, я считаю, все-таки осознает, что ее кидают и фактически грабят. И будет реагировать на это соответствующим образом.

Случай отреагировать, уверен, представится - например, на парламентских выборах 2021 года. Все нынешнее пенсионное законодательство принималось «Единой Россией». После принятия еще и закона об ИПК партия власти, уверен, станет политическим трупом.

error: