Опорный каркас расселения россии. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение Опорный каркас расселения

Идея опорного каркаса территории была высказана Н.Н. Баранским. В его афористическом определении прослеживается правило логики о соотношении объема и содержания понятия: «Подобно тому как в геометрии форму ареалам придают оконтуриваю-щие их линии и создающиеся на пересечении линий точки, так в экономической географии основной рисунок страны или района образуется дорогами и городами. Поднимаясь вверх над земной поверхностью и расширяя свой горизонт, вы тем самым увеличиваете размеры рассматриваемого ареала, расширяете объем вашего представления и обедняете его содержание по мере того, как из поля вашего зрения выпадают, сливаясь в общем фоне, более мелкие дороги и населенные пункты и остаются только большие города и магистрали». Далее: «С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть - это каркас, это остов, на котором все остальное держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию». «Узлы и линии опорного каркаса создают вершины и хребты экономического рельефа территории».

Таким образом Баранский дал синтезирующий образ территориальных черт страны или района, предшествовавший таким фундаментальным понятиям, как «территориальная структура», «территориальная организация».

Словосочетание «опорный каркас расселения» введено Б. С. Хоревым. Особое место в ряду работ по данному вопросу занимает монография П. М. Поляна по методике выделения и анализа опорного каркаса расселения. В ней обстоятельно проанализированы взгляды Баранского, Маергойза и Лаппо на роль опорного каркаса.

В работе Поляна доказано, что опорный каркас расселения отражает важнейшие (не второстепенные) географические особенности страны, причем не только особенности размещения производительных сил, но и физико-географических условий, таких как орография, гидрографическая сеть, конфигурация территории и т.п. Можно говорить о «географической логичности или нелогичности» каркаса.

Назовем морфологические особенности наиболее часто встречающихся опорных каркасов расселения:

Центровой, чаще всего срадиалъно-колъцевой структурой. Примерами могут быть каркасы Франции, Венгрии, Центрального района России.

Агломерационный решетчатый с многочисленными центрами разной величины в местах пересечения линий (транспортных коммуникаций) «решетки». Примерами могут быть каркасы Южной Германии, Центрально-Черноземного района России.

Линейный в виде морского фасада страны или района. Ярко выражены такие каркасы в Бразилии, ЮАР, на Калифорнийском побережье США.



Линейный континентальный, выстраивающийся вдоль значительной реки или вдоль общегосударственного значения полимагистрали (Полимагистрали - это «единение параллельно идущих линий различных видов общего и специального транспорта в территориально сближенные и однонаправленные пучки). Примерами служат каркасы Канады (вдоль урбанизированной оси и соответствующей полимагистрали у границы с США), Поволжья (вдоль реки).

Бассейновый тип каркаса. Характерен для угольно-металлургических районов: Рур, Верхняя Силезия, Донбасс.

Звенья каркаса концентрируют в себе ведущие элементы производительных сил, на них, как правило, приходится большая часть промышленного производства, транспортных потоков и сферы услуг.

Опорный каркас расселения выполняет функцию скрепления всех составных частей страны, т.е. функцию интеграции страны в целостную систему.

Экономическое сближение разных частей страны происходит благодаря узловой (в городах) и линейной (на магистралях) концентрации хозяйственных функций и связей.

Функционирование опорного каркаса расселения страны позволяет получить дополнительный экономический, социальный и экологический эффект. Лаппо выделяет три основные составляющие каркасного эффекта: 1) эффект агломерации; 2) эффект ма-гистрализации; 3) композиционный эффект, или эффект смещения.

Эффект агломерации позволяет использовать потенциал крупного города. Агломерация, как правило, формирует локальные производственно-территориальные системы с высокой долей экономичных ближних связей.

Эффект магистрализации, с одной стороны, снижает затраты и сокращает время на перевозки, а с другой, повышает эффективность работы транспорта, так как деятельность разных видов транспорта, составляющих полимагистраль, специализируется.



Композиционный эффект (эффект смещения) возникает в результате постепенного пространственного сближения узлов, в связи с чем значительно сокращаются объемы транспортных перевозок между крупными городами. «Сближенность ведущих центров, а в итоге экономия расстояний в построении каркаса дают основание говорить о законе экономии расстояний. Фактические расстояния при исторически сложившемся, т.е. реально существующем каркасе, почти в два раза короче, чем при теоретической антитезе равномерного распределения».

Совокупность городских поселений страны (региона), особенно крупных и средних, вместе с линиями коммуникаций между ними образует опорный каркас городского расселения. Идею опорного каркаса территории выразил М.Баранський. По его мнению, в экономической географии основной рисунок страны или района образуют дороги и города. С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть - это каркас, на котором держится все остальное, он формирует территорию, придает ей определенной конфигурации. Идею, понятие и концепцию опорного каркаса развил российский ученый Г.Лаппо. Узлы и линии опорного каркаса создают вершины и хребты экономического рельефа территории.

М.Баранський синтезировал территориальные признаки страны или района, создав образ, который предшествовал таким фундаментальным понятием, как "территориальная структура", "территориальная организация".

В своей монографии П.Полян доказал, что опорный каркас расселения отражает важнейшие (не второстепенным) географические особенности страны, причем особенности не только размещения производительных сил, но и физико-географических условий, в частности орографии, гидрографической сети, конфигурации территории и т.д.

Наиболее распространенными являются следующие опорные каркасы расселения:

- Центровой, чаще всего с радиально-кольцевой структурой (каркасы Франции, Венгрии)

- Агломерационный решетчатый с многочисленными центрами различной величины в местах пересечения линий (транспортных коммуникаций) "решетки" (каркасы Южной Германии)

- Линейный в виде морского фасада страны или района (ярко выражены такие каркасы в Бразилии, ЮАР, на Калифорнийском побережье США);

Л инийний континентальный (каркасы Канады);

Б асейновий тип каркаса (характерный для угольно-металлургических районов Рур, Верхняя Силезия, Донбасс).

Г.Лаппо выделяет такие пространственные формы региональных опорных каркасов городского расселения:

- Радиально-кольцевая - в ней существует одно большое главное ядро, а другие ядра размещены на радиальных линиях, идущих от головного и часто соединены кольцами (их частями, хордами)

- Прямоугольной-регулярная, решетчатая в ней городские поселения и линии, которые соединяют, визуально образуют совокупность прямоугольников. В углах этих фигур расположены значительные по населением городские поселения;

- Линейно-узловая - большинство крупных поселений этого каркаса размещены на одной линии вдоль мощной железнодорожной или речной магистрали;

- Приморская - ядра сосредоточены вдоль морского побережья;

- Нерегулярная (многоядерная) - эта форма характерна для горнодобывающих регионов, в которых трудно выявить некую закономерность в размещении более или менее значительных по населением городских поселений.

Звена каркаса концентрируют в себе ведущие элементы производительных сил, на них, как правило, приходится большая часть промышленного производства, транспортных потоков и сферы услуг.

Опорный каркас расселения выполняет функцию объединения всех составных частей страны, то есть функцию интеграции страны в целостную систему.

Экономическое сближение разных частей страны происходит благодаря узловой (в городах) и линейной (на магистралях) концентрации хозяйственных функций и связей.

Функционирование опорного каркаса расселения страны позволяет получить дополнительный экономический, социальный и экологический эффект. Г.Лаппо выделяет три основные составляющие каркасные эффекты: 1) эффект агломерации; 2) эффект магистрализации; 3) композиционный эффект.

Эффект агломерации позволяет использовать потенциал большого города. Агломерация, как правило, формирует локальные производственно-территориальные системы с высокой долей экономических ближних связей.

Эффект магистрализации, с одной стороны, снижает расходы и сокращает время на перевозку, а с другой - повышает эффективность работы транспорта.

Композиционный эффект возникает как следствие постепенного пространственного сближения узлов, благодаря чему значительно сокращаются объемы транспортных перевозок между крупными городами. Сближение ведущих центров, а в результате - экономия расстояний при построении каркаса дают основания утверждать о действии закона экономии расстояний.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличаются понятия "сеть расселения" и "система расселения"?

2. Что значит относительная автономность системы расселения страны?

3. В чем заключается влияние развития производительных сил на систему расселения страны и района?

4. Как проявляется влияние системы расселения на территориальную структуру хозяйства страны?

5. Почему И.Маергойз считал сеть расселения найконсерва-тивнишим элементом территориальной структуры страны?

6. Назовите и охарактеризуйте основные факторы образования современных новых населенных пунктов.

7. Какие существуют методы оценки иерархии сети городского расселения страны?

8. Объясните логику теории центральных мест.

9. Что такое "опорный каркас расселения» и каковы его функции в формировании территориальной структуры хозяйства страны?

10. Назовите основные пространственные формы региональных опорных каркасов городского расселения. Приведите примеры.

Так называют сочетание крупных центров, фокусов экономической, политической и культурной жизни страны (региона) и соединяющих их магистралей. Внимание к этому объекту географического изучения привлек Н.Н. Баранский: «С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть - это каркас, это остов, на котором все держится, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию» 27 .

Термин «опорный каркас расселения» (ОК), выражающий иерархически построенную совокупность центров разного уровня введен Б.С. Хоревым, который определил его как важную составную часть предложенной им концепции единой системы расселения 28 . Обстоятельно разработал понятие каркаса в архитектурно-планировочном аспекте О.К.Кудрявцев 29 . Каркасный подход использовали в своих работах в качестве одного из ключевых понятий видные географы (И.М. Маергойз) и градостроители (А.Э. Гутнов, В.В. Владимиров). Первую монографию, посвященную опорному каркасу расселения, опубликовал П.М.Полян 30 .

ОК - сердцевина территориальной структуры хозяйства, ее наиболее устойчивая и в то же время динамично развивающаяся часть. Это совокупность наиболее динамичных и прогрессивных звеньев расселения и одновременно фактор, определяющий дальнейшие перемены в расселении в целом.

ОК - генерализованный, свободный от деталей, географический образ страны или региона, выражающий основные черты их территориальной организации. Узлы и линии ОК создают вершины и хребты экономического рельефа территории. Так, рисунком ОК подчеркивается периметральное размещение хозяйства и городов в Австралии, концентрация деятельности вдоль урбанизированной оси Канады у границы с США, придвинутость производства и населения к побережью Атлантического океана в Бразилии. ОК страны или региона - это их лаконичный географический портрет. В концепции ОК заложено важное с точки зрения нашей науки свойство географической генерализации.

Н.Н. Баранский обращал внимание на то, что с помощью сетей городов и магистралей можно удобно «представить» страну учащимся при начальном с ней знакомстве, особенно показывая города как основные пункты в каркасе магистральных путей. Образно выразились архитекторы Ю.П.Бочаров и О.К.Кудрявцев, сказав что большие города - а они и являются узлами каркаса - занимают ключевое положение на «главных улицах крупных районов», т.е. на транспортных магистралях.

Узловые и линейные элементы опорного каркаса . Узлы ОК - это города и агломерации. На глобальном уровне они представлены крупнейшими городами, на уровне страны - всеми большими. На уровне региона к ним присоединяются и средние, на уровне мезорайона (республики, края, области) - всеми городами и крупными поселками городского типа. Формирование агломераций увеличивает скрепляющую силу узлов. Узлы ОК выполняют многообразную роль в территориальной организации общества, в частности, в территориальной структуре хозяйства. У них три главные функции:

районообразующая и районоорганизующая роль. Они являются важнейшими факторами социально-экономического развития окружающего района, оказывающими определяющее влияние на формирование в нем систем расселения, транспортной сети, территориально-рекреационных систем. Узлы ОК дают ориентир развитию территориальной структуры подшефных районов, разносторонне их обслуживают, выступая в качестве региональных столиц;

роль факторов взаимодействия . Будучи фокусами внутрирайонных связей, узлы собирают и перерабатывают поступающую к ним разнообразную продукцию - сырье, топливо, полуфабрикаты, узлы и детали. Занимая высшие ступени в производственной иерархии, они выпускают более сложную продукцию, работают как транспортно-формирующие и транспортно-распределительные узлы, включая свои районы в межрайонные хозяйственные связи. От узлов ОК во многом зависит рационализация межрайонного взаимодействия. Подобную же роль выполняют узлы ОК и в сферах науки, культуры, искусства;

освоенческая роль . Она очень важна в странах, располагающих огромными, еще не вовлеченными в использование ресурсными территориями. Узлы ОК организуют освоение, создают ему разнообразное обеспечение - информационное, организационное, проектное, строительное, транспортное, кадровое и т.д. Они служат также местами переработки поступающих из осваиваемых районов ресурсов.

Эти три основные функции в конкретных узлах ОК находятся в разных соотношениях. В некоторых узлах очень сильно выражены, например, освоенческие функции, которые определяют набор отраслей и видов деятельности, территориальную ориентацию обслуживания. В староосвоенных районах освоенческая роль заменяется трансформирующей, преобразовательной. Узлы ОК выступают как центры инноваций, помогая хозяйству и населению окружающего района адаптироваться к изменяющимся условиям.

С известной долей условности узлы О К можно разделить на две основные группы центров, различающиеся территориальным содержанием осуществляемых ими функций: центральные места и специализированные центры. Центральные места обслуживают население и хозяйства окружающих районов. Располагаясь на разных иерархических ступенях, они возглавляют районы разного ранга. Специализированные центры концентрируют ведущие предприятия тех или иных отраслей промышленности, транспорта, учреждения науки, образования, рекреации. Они работают на всю страну (в то время как центральные функции замыкаются в пределах соответствующего района), устанавливая связи с центрами отраслевых систем. Их можно назвать отраслевыми столицами. Определить принадлежность того или иного города-узла ОК к одной из названных групп не всегда просто. В одних случаях это очевидно. Но чаще всего в одном городе совмещаются и те и другие функции, находящиеся между собой в разных соотношениях.

Линейные элементы ОК составляют магистрали и полимагистрали.

Магистрали - линии того или иного вида транспорта (общего или специализированного), имеющие высокий технический уровень и большую провозоспособность. На них концентрируются перевозки грузов и пассажиров, благодаря чему магистрали выполняют основную часть работы в межрайонном обмене. Магистрализация - мощное средство экономического сближения районов и центров, способ экономического сжатия территории; она была составной частью программы развития России еще в плане ГОЭЛРО.

Полимагистрали возникают в результате следования общей трассой нескольких видов транспорта 31 . Это приводит к еще большей (по сравнению с магистралями) концентрации связей на основных направлениях, образованию транспортных коридоров, что дает большие преимущества при строительстве транспортных систем и во время их эксплуатации. В СССР полимагистрализация была связана с формированием единых инфраструктурных систем: транспортной, энергетической, газоснабжения и др.

Полимагистрализация - особая форма линейной концентрации. Сооружение и эксплуатация полимагистралей дают очевидные экономические выгоды. В то же время прокладка газопроводов вблизи железнодорожных и шоссейных магистралей, линий высоковольтных электропередач сопряжена с опасностью, возникающей при авариях (взрыв газопровода в районе Уфы повлек за собой гибель сотен пассажиров двух поездов).

Формирование опорного каркаса - это генерализованное выражение географического хода урбанизации, проявление центростремительных и линейностремительных тенденций в расселении. ОК - результат, возникающий на стадии высокой территориальной концентрации. Его формирование проходит три основные стадии 32 , показанные на рис. 24:

I - центровая («точечная») концентрация - нарастание числа и увеличение размеров крупных городов.

II - агломерирование, когда крупный город, становясь ядром агломерации, формирует вокруг себя плеяду спутников.

III - регионализация, при которой высокого уровня достигает имплозия - экономическое сближение взаимодействующих центров на основе совершенствования транспорта 33 .

Экономическая основа формирования ОК - углубление территориального, географического разделения труда, что обеспечивает повышение эффективности общественной деятельности, объективная необходимость совершенствования территориальной организации общества. «...Крупная промышленность должна сперва создать необходимые средства, а именно крупные города и дешевые, быстрые пути сообщения» 34 .

Социальная основа - потребность людей в последовательном улучшении условий своей жизни, развитие расселения в направлении повышения качества, усиление социальной привлекательности крупногородских форм расселения, улучшение доступности крупных многофункциональных центров, обладающих большим социально-культурным потенциалом.

На процесс формирования и рисунок ОК сильно влияет природная основа - географическое положение, зональность, природные рубежи, гидрографическая сеть, орографические системы, конфигурация морских побережий - вся совокупность природных факторов и условий жизни людей и функционирования территориально-хозяйственных систем в их пространственной дифференциации.

Несформированность ОК препятствует овладению потенциалом территории, вызывает дополнительные экономические издержки, так как пространство оказывается разгороженным экономическими барьерами, значительная часть ресурсов не включается в хозяйственный оборот. К тому же затрудняется межрайонный обмен, возникают сложности в использовании населением социально-культурного богатства страны.

Индивидуальность ОК, его своеобразие, обусловленное действием разнообразных факторов, отчетливо проявляется в разных странах и районах и на разных территориальных уровнях, начиная с глобального. Приведем схему глобального каркаса расселения по О.К.Кудрявцеву 35 (см. рис. 25).

Бросается в глаза резко выраженная неравномерность широтного распределения каркаса. На главный пояс расселения шириной немногим больше 1000 км между 30° и 40° с.ш. приходится четверть всех крупных центров (рассматривались города-агломерации с населением свыше 500 тыс. жителей) мира; плотность их сети в 2,5 раза превышает среднюю по земному шару.

Также четко вырисовываются четыре меридиональные скопления - Европейское, Восточно-Азиатское, Южно-Азиатское и Северо-Американское. Вне основных скоплений расстояния в каркасе увеличиваются, и он теряет свою непрерывность. Обнаруживаются огромные пространства, обойденные каркасом, в том числе Север нашей страны и Канады, азиатские, африканские и австралийские пустыни, Амазония. В Европе выделяется многоядерное скопление в треугольнике Рур - Лондон - Париж, от которого ось урбанизации направляется в Италию (Милан) и к Средиземноморью. Вторая ось идет по Дунаю.

Территория Польши на первый взгляд выглядит достаточно равномерно охваченной каркасными элементами. Однако это своего рода «равномерная неравномерность», так как в пределах каждого куска территории узлы и полосы концентрации контрастируют с межмагистральными пространствами пониженной экономической плотности, не говоря уже о том сгущении узлов и линий, которое характерно для района Верхней Силезии и Кракова.

В Поволжье мощно выражена меридиональная ось с «нанизанными» на нее очень крупными центрами, ритмично расположившимися на берегах Волги, которая окаймлена с запада и! востока полосами периферии, заполненными довольно редкой сетью преимущественно малых и средних городов.

На Европейском Севере четко вырисовываются две меридиональные и одна субмеридиональная оси и две цепочки главных центров по югу и северу региона.

При всей несхожести рисунков видна одна общая черта: ОК всюду подчеркивает контрастность расселения, неравномерность, заложенную в территориальной структуре природных ресурсов, и своим развитием предопределяет дальнейшее нарастание неравномерности.

Следствия формирования опорного каркаса. Развиваясь, ОК рационализирует территориальную структуру хозяйства и расселение. Развитие ОК -это формирование и возрастание роли звеньев-интеграторов, способствующих территориально-экономическому сплочению страны и региона. Их территориальное устройство с формированием ОК приобретает более высокое качество. Можно сказать, пользуясь выражением В.П. Семенова-Тян-Шанского, что возрастает «прочность государственной территории». ОК способст­вует усилению территориально-хозяйственной интеграции на раз­ных территориальных уровнях. На локальном - активизируя фор­мирование агломераций на основе возрастающей потребности крупных центров в поселениях-спутниках, улучшая условия разви­тия последних благодаря возможности использовать в качестве осей развития головные участки транспортных магистралей, сходя­щихся к узлам ОК. На районном - пространственно ориентируя районообразующие процессы, являясь остовом территориальной структуры района. На страновом - облегчая консолидацию час­тей страны, улучшая межрайонное взаимодействие, что ведет к повышению экономической целостности страны, формированию единого экономического и социально-культурного пространства.

ОК отражает и определяет существенные изменения в расселении: преодолевается аморфность расселения (благодаря узловой и линейной концентрации оно приобретает линейно-узловую структуру), нарастает системность в расселении (транс­портные линии постепенно становятся осями расселения, вдоль них формируются цепочки городов, а на наиболее удобных уча­стках полосовидные расселенческие структуры). Н.Н. Баранский писал о полосах, которые история хозяйственного развития вырисовывает на карте страны.

В результате рассредоточенной концентрации - последова­тельного наращивания числа больших городов - территория страны или района оказывается полнее охваченной зонами влия­ния крупных центров. В контактной полосе на стыке экономи­чески активной и осваиваемой территорий складывается «фронт освоения». ОК ориентирует территориальное распределение новых городов, которые обнаруживают тяготение к элементам ОК - центрам и магистралям. Все более четко вырисовывают­ся ареалы с более плотным ОК. Сгущение сети узлов ОК, пере­крытие зонами влияния крупных центров обширной террито­рии, насыщение ее новыми городскими поселениями приводит к возникновению урбанизированных полей, что определяет пе­реход к новому этапу в эволюции расселения.

На рис. 26 показано, как ОК усиливает дифференциацию территории по характеру расселения и условиям его трансфор­мации. В пределах экономически активной территории выде­ляются три категории пространств: а) агломерационные; б) примагистральные полосовидные; в) глубинные. Они заметно отличаются друг от друга, и это обстоятельство должно учиты­ваться в расселенческой политике. Для каждого из этих про­странств должны быть разработаны свои правила и схемы орга­низации.

Свойства и особенности опорного каркаса . В своей основе он устойчив, его рисунок меняется мало и постепенно. ОК можно назвать оплотом инерционности в территориальной структуре. ОК, образованный динамичными звеньями территориальной структуры, имеет одним из своих основных свойств инерцион­ность, со временем приобретая всевозрастающую консерватив­ность благодаря высокой концентрации основных фондов в своих узловых и линейных элементах, их высокой насыщенности ин­фраструктурой. В то же время его узлы и линии отличает дина­мизм. Обладающие большим потенциалом, они все время пре­бывают в процессе саморазвития.

Важная особенность ОК состоит в том, что как интегральное образование он выполняет роль интегратора в территориаль­ной организации жизни общества. В его элементах, их функ­ционировании, взаимосвязь разных подсистем: производства и расселения, производства и инфраструктуры, расселения и инфраструктуры. Следовательно, изучение ОК позволяет про­работать «стыки», крайне важные для географии. В ОК соеди­няются разнородные начала: динамизм и устойчивость, кон­центрация и рассредоточение, интеграция и диверсификация, отраслевое и районное начала, саморазвитие и отклик на управ­ляющие воздействия.

В формировании ОК, последовательном развитии его узлов и линий отчетливо проявляется географическая логика. В разных районах России выявлены следующие особенности пространст­венного развития ОК: а) соблюдение правила пространственного ритма; б) формирование контактных зон, притягивающих к себе опорные центры, плацдармы освоения ресурсных районов; в) выдвижение ареалов с выдающимся ЭГП, благоприятным для разви­тия коммуникационных узлов, осуществляющих межгосударствен­ные контакты и включающих страну в мирохозяйственные связи.

Теоретическое и практическое значение концепции каркаса. Кар­касный эффект. Каркасный подход применяется в разных науках, получая все большее распространение. В познании таких объек­тов экономической, политической и социальной географии, как территориальная структура хозяйства, территориальная органи­зация жизни общества, расселение, город, агломерация, он очень плодотворен: «Не только теоретически, но и практически важно оперировать понятием «каркас», ибо он весьма информативен и облегчает ориентацию в интегрально-континуальной структуре на­родного хозяйства». 36 Н.Н. Баранский придавал решающую роль в выявлении особенностей районов, установлению их каркасов, со­стоящих из транспортных сетей и городов.

На связь каркасного подхода с районированием указывал В.В. Воробьев: «Если города являются «каркасом» каждой территории то, изучая процесс формирования сети городов, мы одновременно изучаем генезис экономического района. Изучая же связи городов (а города, как известно, «живут» связями), мы изучаем внутренние и внешние экономические связи экономических районов» 37 .

Архитектор А.Э. Гутнов предлагал выделять в пространственной системе, какой является город, три принципиально отличные группы объектов - «каркас», «ткань» и «плазму», отмечая при этом у них разную степень инерционности. Самая высокая она у каркаса.

Украинский градостроитель В.И. Нудельман, говоря о значении опорного каркаса применительно к проектно-планировочной практике, пишет: «Если в результате функционального зонирования выявляется режим использования отдельных территорий, т.е. что целесообразно размещать в них, то оценка опорного каркаса дает дополнительную характеристику к вопросу, где размещать новые объекты строительства» 38 .

Под каркасным эффектом понимается совокупность тех положительных результатов экономического и социального характера, которая обусловлена деятельностью ОК как остова терри­ториальной организации жизни общества. Формирование и функционирование ОК вызывает в расселении и в территори­альной структуре хозяйства своего рода цепную реакцию, пространственный резонанс, дает возможность получить мно­госторонний дополнительный экономический, социальный и экологический выигрыш.

В первом приближении в каркасном эффекте можно выде­лить три основные составляющие: а) эффект агломерации; б) эффект магистрализации; в) композиционный эффект или эффект смещения (рис. 27).

Эффект агломерации проявляется на разных территориальных уровнях и поэтому имеет сложное строение. Здесь обратим внимание на то, что агломерация позволяет более полно ис­пользовать потенциал крупного центра (ядра агломерации) и одновременно решать его проблемы. Агломерация предостав­ляет благоприятные возможности для формирования локально­го комплекса с высокой долей ближних, следовательно, эконо­мичных связей.

Эффект магистрализации выражается в сокращении време­ни и затрат на перевозку грузов и пассажиров благодаря высо­кому техническому уровню и полной загрузке транспортных средств. Полимагистрализация повышает эффективность рабо­ты транспорта, так как деятельность разных видов транспорта, составляющих полимагистраль, специализируется.

Эффект смещения центров возникает вследствие того, что узлы ОК, как бы стремясь навстречу друг другу, сближаются, а не распределяются равномерно по территории региона или стра­ны. Это позволяет значительно сократить объем транспортных перевозок между крупными центрами. Сближенность ведущих центров, а в итоге экономия расстояний в построении каркаса дают основание говорить о законе экономии расстояний. Факти­ческие расстояния при исторически сложившемся, т.е. реально существующем каркасе, почти в два раза короче, чем при тео­ретической антитезе равномерного распределения 39 . Предложен­ная О.К. Кудрявцевым формула может быть применена для оцен­ки эффекта смещения в различных регионах:

l Ф l Ф

K = --- = ---

l Т √¯SN

где l Ф - фактические расстояния между соседними узлами каркаса, км; S - территория рассматриваемого района, км 2 ; N - число узлов каркаса; l Т - среднее теоретическое расстояние при равномерном распределении, км.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «опорный каркас» и общую характеристику его узловых и линейных элементов.

2. Охарактеризуйте на примере разных экономических районов России географическую выраженность опорного каркаса, представьте его как генерализованный географический портрет района.

19 Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии: / Пер. с англ. М., Прогресс, 1968. С. 164.

20 Изард У. Методы регионального анализа: пер. с англ. М., 1966.

21 Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. М.,

22 Целик - площадь над месторождением подлежащего разработке полезно­го ископаемого. Не застраивается, так как при подработке пластов возможна деформация застройки.

23 Подобную пульсацию Московской агломерации удалось выявить на осно­ве обработки данных зимнего и летнего расписаний пригородных поездов (ра­бота выполнена в МГУ Д.Шарковым).

24 Изохроны – линии на карте или схеме, соединяющие точки с одновременным наступлением какого-либо явления; в данном случае (изохронны доступности) – точки с одинаковым значением затрат времени, необходимого для достижения центра.

25 Большакова Н.С. Опыт сравнительной оценки прогрессивности отрасле­вой структуры промышленной базы городских агломераций СССР // Пробле­мы изучения городских агломераций. М., 1988. С. 85-94.

26 Мерлен П. Новые города. Пер. с фр. М., 1975. Автор обобщил опыт градо­строительства Великобритании, США, Нидерландов, Франции, Польши, Венг­рии, скандинавских стран. Характерно преобладание среди новых городов го­родов-спутников.

27 Баранский Н.Н. Об экономико-географическом изучении города // Эко­номическая география. Экономическая картография. М., 1956. С. 156.

28 Хорев Б.С. Проблемы городов. М., 1971.

29 Кудрявцев О.К. Расселение и планировочная структура крупных городов-агломераций. М., 1985.

30 Полян П.М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения М., 1988.

31 Это «единение параллельно идущих линий различных видов общего и специального транспорта в территориально сближенные и однонаправленные пучки» (П.Полян. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. М., 1988, с. 129).

32 Территориальная концентрация - преимущественное сосредоточение струк­турных элементов в некоторых районах или центрах рассматриваемой террито­рии... в результате закономерного проявления неравномерности и неоднород­ности территориальных структур (Полян. П. Там же, с. 22).

33 «... более крупные города с течением времени больше выигрывают от усовершенствования средств коммуникаций. В результате связь между ними осуществляется быстрее, и они как бы сближаются друг с другом» (Хаггет П. География: синтез современных знаний. Пер. с англ. М., 1979. С. 381).

34 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 5, с. 61.

35 Кудрявцев О. К. Глобальный каркас расселения // Известия АН СССР. Серия географическая. 1989, № 4.

36 Маергойз И.М. // Территориальная структура народного хозяйства в со­циалистических странах. М., 1976.

37 Воробьев В.В. Города южной части Восточной Сибири. Иркутск, 1959. С. 4.

38 Нудельман В.И. Долгосрочное прогнозирование регионального развития (на уровне районной планировки) // Методология системного анализа регионального развития и управления. М., 1980. С. 30. (Тр. ВНИИСИ; Вып. 8).

39 Кудрявцев О.К. Глобальный каркас расселения // Известия АН СССР. Серия географическая. 1989. № 4. С. 68

Урбанизация рассматривается как процесс повышения роли городов в развитии общества, вызывающий изменения в социальной, демографической структуре общества, культуре, образе жизни и концентрации форм общения людей.

Город - населенный пункт, отнесенный согласно законодательству государства к категории городов. Он обладает значительной численностью населения (по сравнению с сельскими поселениями), которое занято главным образом вне сельского хозяйства - в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре. Законодательство России устанавливает, что минимальная численность населения города - 12 тыс. человек, а минимальная доля рабочих, служащих и членов их семей в общей численности - 65%. По состоянию на начало 2002 г. в России 140 городов имели менее 12 тыс. жителей.

Что же такое истинный город? Каково его назначение? Истинный город многофункционален. Присущая ему сложная концентрация многообразия обеспечивает городу экономическую устойчивость. В последние годы в очень трудном положении оказались именно специализированные города, например, города-курорты, города-центры текстильной промышленности. Многофункциональность создает базу для социального разнообразия. Расширяются возможности выбора профессии, места учебы и работы, способов проведения досуга, самообразования, встреч по интересам. И как экономические центры и как среда жизни многофункциональные города предпочтительны.

Город динамичен и в развитии, и в функционировании. Ему свойственна высокая концентрация взаимодействий. Динамизм города проявляется в трансформации функциональной структуры, в территориальном росте, перепланировке, обновлении застройки, в обогащении городской среды, в притоке нового населения. Эти свойства города породили концепции динамического города. В градостроительстве получили широкое распространение концепции и схемы направленного развития городов и агломераций.

Благодаря постоянному обновлению, динамизму, концентрации многообразия, особым свойствам многоконтактной среды, город является местом зарождения, становления и развития нового. Главное предназначение истинного города - быть двигателем прогресса.

Со структурной сложностью и сложностью динамики города связаны такие его свойства, как противоречивость, проблемность, парадоксальность. Город- противоречивая форма территориальной организации общества. Они могут быть ослаблены продуманным регулированием, а могут быть и усилены ошибками и просчетами руководителей и проектировщиков. Но корень проблем и противоречий - лишь отчасти в действиях людей. Противоречия и проблемы порождает сам город.

Ресурсы города используются разными функциями, между которыми и возникают противоречия - своего рода конкуренция функций. Проявляется конфронтация между старыми и новыми производствами. Разные слои населения предъявляют разные требования к организации городской среды, стремятся сформировать ее в соответствии со своими потребностями, вкусами и представлениями. Город, увеличиваясь в размерах, как бы вырастает из ставшей ему тесной одежды. Становятся слишком узкими улицы, не способные пропускать возросшие потоки транспорта. Центр не справляется с обслуживанием и города, и агломерации. Мощность систем коммунального хозяйства оказывается исчерпанной.

Задача градостроителей - город, целиком сотканный из проблем и противоречий, сделать гармоничным и удобным, обладающим полноценной городской средой - необычайно сложна. Ее решение требует надежных научных оснований.

Таблица 3 - Динамика городских поселений и городского населения России

Годы переписей

Численность городского населения

Доля городского населения,%

поселков

всех городских поселений

Современная урбанизация значительно изменила ход развития поселений (табл.3). Усиливается процесс укрупнения городов, сопровождающийся их стремительным пространственным расширением и рассредоточением производства и населения на смежные территории. Возрастает значение укрупненных городов как центров экономического и культурного влияния на прилегающие поселения (таб.4).

Таблица 4 - Изменение численности населения России по типам городских поселений в межпереписные периоды и после переписи 1989г., % к началу периода

  • 1989-

в т.ч. с числом жителей,

  • 1000 и более
  • 500-1000
  • 100-500
  • 50-100

Поселки городского типа

Большой город превращается в обширную урбанизированную зону, в которой он играет роль главного центра. Образуется городская агломерация - одна из качественно новых форм современного городского расселения. В настоящее время насчитываются 1098 городов, 1850 поселка городского типа, из них 11-города-миллионеры, выполняющие функции центров городских агломераций.

Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности) представляет собой "точечную" концентрацию. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.

Начинается формирование агломераций, означающих постгородскую стадию развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее. Формируется опорный каркас расселения. Опорный каркас представляет собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Там, где они достаточно сближены и территория оказывается перекрытой зонами их непосредственного влияния, формируются урбанизированные районы.

Формирование опорного каркаса свидетельствует о проявлении двух основных тенденций в развитии расселения - центростремительной и линейностремительной. О масштабах центростремительных тенденций говорит тот факт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникших новых городов осело вблизи крупных центров, войдя, таким образом, в состав агломераций. Примером отчетливо проявившейся линейностремительной тенденции являлось формирование урбанизированной полосы Москва - Нижний Новгород. Территориальное устройство страны с формированием опорного каркаса приобретает новое качество. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорного каркаса, большая для любой страны, особенно возрастает в России вследствие ее огромной территории и сильной дифференциации пространства. В этих условиях велико значение опорного каркаса как фактора территориально-хозяйственной интеграции всех регионов России. Рассмотрение особенностей размещения городов в пределах регионов России показывает, что они не схватывают равномерно территорию. Города стремятся сблизиться, образуя, тем самым, ареал интенсивного взаимодействия - наиболее экономически активную часть территории. В перспективе, когда будет осуществлено строительство системы высокоскоростных магистралей возможно формирование суперкаркаса, в который войдут главные центры регионов и основные коммуникационные узлы страны. В градостроительной практике произошло признание идей опорного каркаса, которые до тех пор имели хождение лишь в научной среде. Теперь идея признается как конструктивная и практически важная и в органах управления. В результате рассмотрения Генеральной схемы расселения на территории России Экспертный совет при правительстве Российской Федерации в своем решении отметил важность формирования опорного каркаса расселения. Его роль в новой геополитической ситуации России возрастает.

Совокупность городских поселений страны (региона), особенно крупных и средних, вместе с линиями коммуникаций между ними образует опорный каркас городского расселения. Идею опорного каркаса территории

выразил М. Баранский. По его мнению, в экономической географии основной рисунок страны или района образуют дороги и города. С экономико-географической точки зрения, города плюс дорожная сеть - это каркас, на котором держится все остальное, он формирует территорию, придает ей определенной конфигурации. Идею, понятия и концепции опорного каркаса развил российский ученый Г.Лаппо. Узлы и линии опорного каркаса создают вершины и хребты экономического рельефа территории.

М.Баранський синтезировал территориальные признаки страны или района, создав образ, который предшествовал таким фундаментальным понятием, как "территориальная структура", "территориальная организация".

В своей монографии П.Полян доказал, что опорный каркас расселения отражает важнейшие (не второстепенные) географические особенности страны, причем особенности не только размещение производительных сил, но и физико-географических условий, в частности орографии, гидрографической сети, конфигурации территории и т.д.

Наиболее распространенными являются следующие опорные каркасы расселения:

Центровой, зачастую с радиально-кольцевой структурой (каркасы Франции, Венгрии);

Агломерационный решетчатый с многочисленными центрами различной величины в местах пересечения линий (транспортных коммуникаций) "решетки" (каркасы Южной Германии);

Линейный в виде морского фасада страны или района (ярко выражены такие каркасы в Бразилии, ЮАР, на Калифорнийском побережье США)

Линейный континентальный (каркасы Канады);

Бассейновый тип каркаса (характерный для угольно-металлургических районов Рур, Верхняя Силезия, Донбасс).

Г.Лаппо выделяет следующие пространственные формы региональных опорных каркасов городского расселения:

Радиально-кольцевая - в ней существует одно большое главное ядро, а остальные ядра расположены на радиальных линиях, идущих от головного и часто соединены кольцами (их частями, хордами)

Прямоугольно-регулярная, решетчатая в ней городские поселения и линии, которые соединяют, визуально образуют совокупность прямоугольников. В углах этих фигур расположены значительные по населением городские поселения;

Линейно-узловая - большинство крупных поселений этого каркаса размещены на одной линии вдоль мощной железнодорожной или речной магистрали;

Приморская - ядра сосредоточены вдоль морского побережья;

Нерегулярная (многоядерная) - эта форма характерна для горнодобывающих регионов, в которых трудно выявить некую закономерность в размещении сколько-нибудь значительных за населением городских поселений.

Звена каркаса концентрируют в себе передовые элементы производительных сил, на них, как правило, приходится большая часть промышленного производства, транспортных потоков и сферы услуг.

Опорный каркас расселения выполняет функцию объединения всех составных частей страны, т.е. функцию интеграции страны в целостную систему.

Экономическое сближение разных частей страны происходит благодаря узловой (в городах) и линейной (на магистралях) концентрации хозяйственных функций и связей.

Функционирования опорного каркаса расселения страны позволяет получить дополнительный экономический, социальный и экологический эффект. Г.Лаппо выделяет три основные составляющие каркасные эффекты: 1) эффект агломерации, 2) эффект магистрализации, 3) композиционный эффект.

Эффект агломерации позволяет использовать потенциал крупного города. Агломерация, как правило, формирует локальные производственно-территориальные системы с высокой долей экономических ближних связей.

Эффект магистрализации, с одной стороны, снижает затраты и сокращает время на перевозку, а с другой - повышает эффективность работы транспорта.

Композиционный эффект возникает как следствие постепенного пространственного сближения узлов, благодаря чему значительно сокращаются объемы транспортных перевозок между крупными городами. Сближение ведущих центров, а в результате - экономия расстояний при построении каркаса дают основания утверждать о действии закона экономии расстояний.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличаются понятия "сеть расселения" и "система расселения"?

2. Что означает относительная автономность системы расселения страны?

3. В чем заключается влияние развития производительных сил на систему расселения страны и района?

4. Как проявляется влияние системы расселения на территориальную структуру хозяйства страны?

5. Почему И.Маергойз считал сеть расселения найконсерва-тивнишим элементом территориальной структуры страны?

6. Назовите и охарактеризуйте основные факторы образования современных новых населенных пунктов.

7. Какие существуют методы оценки иерархии сети городского расселения страны?

8. Объясните логику теории центральных мест.

9. Что такое "опорный каркас расселения" и каковы его функции в формировании территориальной структуры хозяйства страны?

10. Назовите основные пространственные формы региональных опорных каркасов городского расселения. Приведите примеры.

error: