Можно ли подавать записки за некрещеных. Епископ Иона: «Никому не советую быть крестными родителями Можно ли подавать записку о некрещеных

– Если человек не помнит, крестили ли его в детстве, и никто не может точно сказать, что в таком случае делать?

– Если есть хоть малейшие сомнения, крещен или нет, конечно же, нужно креститься. И воспринимать это не как второе крещение, а как первое и последнее.

Некоторые священники в данном случае крестят с прибавлением фразы: «Аще не крещен, крещается раб Божий такой-то во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но, на мой взгляд, Господу не нужно, чтобы Его оповещали, почему мы крестим. Он всё видит и Сам всё знает.

Кстати, такая ситуация как раз была в моей жизни. Я воцерковлялся в школьные годы. И только когда воцерковился, узнал, что меня в детстве крестила прабабушка. Причем не в церкви, а сама. В советское время встречалась такая практика – в тех местах, где не было церквей, или когда отсутствовала возможность отнести ребенка в храм, крещение совершали верующие родственники. Сейчас такая практика тоже есть, но только в случае смертельной опасности. Когда существует реальная угроза жизни, крещение может совершить любой православный христианин, но впоследствии оно обязательно должно быть дополнено миропомазанием.

Прабабушка была очень благочестивым воцерковленным человеком, брат ее, иеромонах, принял смерть как новомученик. В ее вере сомнений не было, но относительно того, как было совершено крещение, оставались вопросы – миропомазали потом или нет.

В то время я уже помогал в Киево-Печерской Лавре и тесно общался с лаврскими монахами. И они сказали, что если есть хоть малейшие сомнения, обязательно нужно креститься.

И меня крестили, в Днепре. Это было 1 марта 1991 года. Совершал крещение нынешний наместник Киевской Голосеевской пустыни отец Исаакий – он единственный согласился в такую пору года идти крестить на Днепр.

Я хотел, чтобы всё было правильно – с троекратным полным погружением. А в Киеве баптистериев на то время еще не было, и единственная такая возможность креститься – в реке. Откладывать я тоже не хотел: как это так, не участвовать в таинствах? До этого я исповедовался и причащался, но с тех пор, как узнал о сомнениях относительно моего крещения, приступать к причастию уже не смел.

Помню, дул сильнейший ледяной ветер – фелонь отца Исаакия завернулась наверх и как флаг трепетала. По реке мимо нас проплывали льдины. Меня троекратным погружением крестили, сразу после этого я пошел на Литургию и причастился.

Что интересно – хотя вода была ледяная, ни у меня, ни у крестившего монаха никаких проблем со здоровьем не было: благодать таинства защитила…

«Я посчитал необходимым крестить без восприемников»

– Владыка, а теперь про восприемников… Приближается день рождения моего крестника, и, собираясь в гости, переживаю, что очень редко его вижу и никогда не вожу к причастию. Чувствую свою ответственность и вину, но не могу понять, за что именно я отвечаю и в чем конкретно виновата.

– Это как раз тот случай, когда важен не результат, а процесс. Господь каждого человека ведет Своим промыслом, и только Бог знает, спасется ли душа крестника. Но на Страшном суде Он спросит крестного, что тот сделал для того, чтобы эта душа спаслась, и какие усилия приложил, чтобы ребенок стал православным христианином и наследовал Жизнь Вечную.

Ну и, кроме того, нужно понимать, что функция восприемника не заключается в том, чтобы водить на причастие.

– А в чем тогда? Роль крестных сейчас настолько размыта, что вообще непонятно, что они должны делать.

– Очень интересный вопрос. В моей практике был случай, когда молодые родители обратились с просьбой крестить их ребенка. Перед ними стояла проблема: ни один из родственников или знакомых не подходил на роль восприемника. «Мы сейчас сами воцерковляемся, пытаемся жить по-православному, – объяснили они. – Зная, каковы обязанности восприемников, мы понимаем, что нет того, кто мог бы взять на себя эти функции. Все наши друзья, родственники – добрые и хорошие люди, но никто из них не живет церковной жизнью».

Родители понимали, что если возьмут крестных «для галочки», это будет профанацией таинства. И в данном случае я посчитал необходимым крестить ребенка без восприемников.

Мы знаем, что младенцев крестят по вере тех, кто приносит их ко крещению. Как правило, приносят родители, и воспитание в православии, во всяком случае, «основной контент», дети получают тоже в семье. Восприемник же принимает участие в жизни крестника крайне редко.

Единственный известный мне случай – с одним из братии нашего монастыря. В период воцерковления ему очень помогала крестная, верующая женщина. Она реально потрудилась, чтобы он ступил на путь ко Христу, и действительно полностью выполнила те функции, которые должен нести восприемник. Но это, повторюсь, единственная подобная история.

Но, конечно же, лучше придерживаться практики, которая веками существует в Православной Церкви: когда при крещении восприемник или восприемница берут на себя перед Господом ответственность за то, что ребенок вырастет православным христианином.

«Вы покрестите, а там посмотрим…»

– Что конкретно крестным родителям нужно для этого делать?

– По уставу Православной Церкви, по древней традиции, мальчику дается восприемник, девочке – восприемница. Сейчас, как правило, у каждого ребенка крестных двое. А в некоторых регионах бывает и по несколько пар крестных. Но это уже является человеческим привношением – люди просто хотят породниться с семьей крещаемого младенца. Ничего общего с православной христианской традицией это не имеет, и никак с духовной точки зрения не обусловлено.

Вообще, на мой взгляд, институт восприемничества в наше время глубоко и серьезно профанирован отношением к обязанностям крестных родителей. Во многом вина за это лежит и на нас, на духовенстве. Мы не уделяем должного внимания работе с людьми, которые приходят в храм с желанием окрестить ребенка.

Кстати, в нашем Ионинском монастыре и в скиту в селе Нещеров под Киевом беседа с родителями и восприемниками проводится обязательно. В Нещерове даже по несколько бесед – и с венчаемыми, и с крещаемыми, и ни покреститься, ни повенчаться нельзя, пока люди не прослушают весь курс.

Некоторые священники говорят: «Да что курсы! Они только отталкивают, люди разворачиваются и идут крестить в храм, где на это никто не обращает внимания».

Ничего подобного. Как показывает опыт, крестятся и венчаются очень даже охотно и знакомым советуют – мол, в таком-то храме серьезно относятся к таинству, идите и вы крестите там.

Вина духовенства, что оно не работает с паствой в этом направлении, не объясняет задачи восприемников, не предостерегает от поспешного согласия ступать на такой духовно опасный путь. Я действительно считаю, что становиться восприемником духовно опасно.

– Можете пояснить, почему?

– Есть несколько аспектов. В идеале родители, которые сами живут церковной жизнью, приглашают православного человека крестить их детей. В этом случае, конечно, отказываться вряд ли стоит. Да, это ответственность, но риск недоброго ответа на страшном судищи Христовом существенно уменьшается. Отец с матерью сами занимаются воспитанием, а крестный лишь помогает – дарит духовную литературу, ездит вместе в паломничества.

Но когда православного человека приглашают быть восприемником нецерковные люди, я всегда прошу очень и очень хорошо подумать. Насколько близка вам эта семья, насколько родители лояльны к христианству, готовы ли они давать возможность реально участвовать в воспитании их ребенка? В большинстве случаев выясняется, что не готовы: «Ну, вы покрестите, а там посмотрим…»

Поэтому нужно как следует всё взвесить – ведь это большая ответственность, вы поручаетесь перед Богом за этого младенца.

Если по малодушию, или по неразумию, или по какой-либо иной причине – возможно, из любви к этой семье – человек согласился стать крестным, а ему затем говорят: «Спасибо, ваших советов нам не надо, мы сами воспитаем своего ребенка в тех традициях, которые считаем нужными», в таком случае задача восприемника – денно и нощно, насколько по силам, молиться за крестника. Поминать на утренних и вечерних молитвах, подавать записки на Литургию. Стараться восполнять отсутствие общения физического общением молитвенным.

«Вам самим что, благодать не нужна?»

– Что делать, если крестник растет вне Церкви, не причащается?

– Стараться говорить с родителями, объяснять, прилагать все усилия для того, чтобы они дали возможность общаться с ребенком на эту тему.

Относительно причастия детей мне близко мнение протоиерея Алексия Уминского, который считает, что ребенок должен причащаться вместе с родителями. Это и я говорю всем, кто подносит младенца под благословение.

Если родителей спросить, для чего они причащают детей, большинство ответит – «чтобы Господь дал благодать, чтобы ребенок соединился с Господом, принимая Его Тело и Кровь». Но, простите, а вам самим что, благодать не нужна? Вы не нуждаетесь в приобщении к Телу и Крови Христовым?

Дети воспринимают только личный пример, и, как показывает многолетний опыт, сколько бы верующие бабушки ни носили младенцев на причастие, если папа с мамой от веры далеки, практически в 100% случаев ребенок, как только становится самостоятельным, абсолютно о храме забывает.

Лишь благодатью Божьей уже в сознательном возрасте он может прийти в храм. Не вернуться – потому что он тут, по сути, никогда и не был: его дома не воспитывали в вере, он не просыпался и не засыпал с молитвой, не жил в христианской атмосфере. Поэтому и сказать, что он вернется в храм, нельзя. Он туда придет.

Конечно, причастие младенцу нужно. И если крестный возьмет на себя труд и будет носить ребенка к Чаше, это лучше, чем если бы крестник жил вообще вне таинств. Но насколько это скажется на его христианском воспитании, большой вопрос.

Поэтому важно приложить все силы для того, чтобы была возможность с ребенком общаться. Не так, как это сейчас принято, – когда крестный приходит раз в год на день рождения, или на день Ангела, или на Новый год, дарит какую-то ерунду, обменивается с крестником двумя-тремя умильными фразами, отбывая таким образом повинность, и с чистым сердцем удаляется.

Не обольщайтесь, это не восприемничество. Такое поведение вообще ничего общего с христианством не имеет, наоборот, происходит профанация взаимоотношений восприемника и крестника, и за это придется давать ответ перед Богом.

С ребенком нужно общаться, в том числе на христианские темы, читать с ним христианские книжки, посещать вместе храм. Если же это встречает категорический отказ со стороны родителей, тогда возьмите на себя подвиг молитвы за крестника. Это важно, потому что задача крестного – не подарки дарить, а ко Христу вести.

– Многие стесняются «грузить» разговорами о религии и вере или не имеют опыта общения с ребенком на такие темы…

– Если всё так сложно, не надо соглашаться быть крестными у нецерковных родителей.

Назвался груздем – полезай в кузов. Старайтесь теперь, ищите слова. Перед этим обязательно помолитесь. По благодати Божьей, по Его вразумлению, придет понимание, как достучаться до ребенка. К делу нужно приступать только с молитвой, попросив у Господа помощи.

«Если не будешь причащаться – это 100% ад»

– Вопрос о другой ситуации. Многих из нас крестили в советское время, когда родители часто были против, и бабушка с тетей или подружкой несли детей в церковь на крещение тайком. Ребенок вырос, воцерковился, а крестные в храм так и не пришли. Есть ли обязанности у верующего крестника по отношению к своему нецерковному крестному?

– Как это сделать? Люди в возрасте воспринимают, как правило, «в штыки», когда «яйцо начинает учить курицу». Тем более в духовных вопросах.

– Опять же, приступать к делу нужно, помолившись. Попросить у Господа помощи, осознав свое недостоинство, свою недалекость, никчемность и бестолковость. Когда Господь даст благодать? Когда поймем, что обращаемся к Нему, потому что сами немощны.

Если человек хочет научиться кататься на горных лыжах, но приходит к инструктору и начинает рассказывать, как он всё хорошо умеет, и инструктор ему нужен только, чтобы показать пару приемчиков, понятно, что при спуске с горы такой умник наломает дров и наполучает травм. А когда есть понимание, что всё, что я умею, – это по прямой лыжне ходить да скатываться с горки возле дома, тогда инструктор начинает как следует учить, и всё это приводит к конкретному результату.

Так же и мы – если смиримся, если осознаем, что ни на что не способны – без Господа «не можем творити ничесоже», тогда Господь Сам приходит на помощь.

Обязательно помолившись, подумайте, чем можно заинтересовать взрослого, пожилого человека в этом отношении. Пригласите его на экскурсию в храм или подарите какую-то книжку, брошюрку. Бывает, если прямо предложить что-то почитать, человек откажется: «Как это? Я жизнь прожил, а тут какая-то сопля зеленая вздумала меня учить…» В таких случаях может сработать «обходной маневр» – когда где-то на видном месте оставляется или забывается какая-то книга, которая может заинтересовать.

Зачастую пожилые люди имеют больше времени, и они привычны к чтению. Поэтому есть вероятность, что «забытая» книга будет прочитана, и какое-то зерно упадет на сердце. Вариантов – масса, главное – подумать.

На кого-то, наоборот, может подействовать удар, что называется, в лоб, и человек встряхнется.

У нас в Ионинском был один дедушка – хороший человек, отличный слесарь, приходил, помогал. Как-то заметили, что он стал реже появляться. Оказалось, болел, лежал в больнице. И вообще было видно, что человек потихоньку сдает (по многим пожилым людям видно, что они клонятся к закату). Мы были с ним на дружеской, короткой ноге, и я прямо его спросил: «Леня, а ты вообще в Бога веруешь?» – «Ну да, верую». – «Когда же ты последний раз причащался?» – «Ой, я и не знаю, когда». – «Если не будешь причащаться, в ад попадешь». – «Точно?» – «100 процентов…» – «А как сделать, чтобы причаститься?..»

Человеку уже под 80 было, долгие разговоры некогда вести. Я объяснил ему самые простые вещи, то, что он мог воспринять. Понятно, какой с него пост и длительные богослужения, но к причастию он подготовился и стал причащаться регулярно. Через полгода он мирно отошел ко Господу, и я верю, что Господь его принял. Потому что человек в чистоте сердца откликнулся на зов: «Примите, ядите». Просто встал и пришел.

В вопросе отношений с Богом компромиссов быть не может

– Для чего вообще приглашать восприемников, если родители ребенка – верующие люди и сами намереваются растить младенца в православной вере?

– Восприемник нужен. Мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Чем больше людей станут молиться о ребенке, чтобы наследовал он Царствие Божье, тем лучше. Лишний молитвенник, что называется, не помешает.

И в будущем, особенно в переходном возрасте, когда мнение постороннего человека для подростка зачастую более важно, чем родительское, восприемнику легче будет говорить с крестником о вере, о духовной жизни. Он сможет помочь ребенку удержаться в церковной ограде, когда у того будет соблазн ее оставить.

Еще и поэтому важно взять в восприемники человека единодушного и стремящегося к жизни во Христе.

– Можно ли друзьям разных вероисповеданий крестить детей друг у друга? Например, православным быть крестными в католических семьях.

– Как говорил один мой знакомый, «я в этом некое лукавство зрю!»

Если православный соглашается быть восприемником у ребенка родителей-католиков, какой Символ веры он будет читать в храме во время Таинства Крещения? В какой храм он будет нести причащать этого ребенка, в какой вере будет его наставлять?

Одно из двух – это или лукавство в отношении веры, когда нет разницы, во что веровать и как веровать. Или человек заведомо не планирует исполнять функции крестного, и для него участие в Таинстве – лишь повод вступить с данной семьей в более тесные и дружеские отношения. Опять же, это профанация восприемничества.

– Часто люди поступают так, чтобы не вызвать досаду ближних…

– В вопросе вечности и отношений с Богом компромиссов быть не может. И человеческий фактор не может быть оправданием для отступления от веры, от Закона Божия.

Из житий святых мы знаем массу случаев, когда родители умоляли детей отречься от Христа, взывая к каким-то родственным, семейным чувствам. В советское время сколько было такого, что родители или дети склоняли своих родственников не ходить в церковь.

То есть во все времена люди были готовы идти на смерть за твердость в своей вере, а мы почему-то из побуждений, как бы кто о нас чего плохо не подумал, с такой легкостью готовы отступить от Христа.

Это вещи очень серьезные, и с ними шутить нельзя.

– Почему, когда в храмах подаем записки с именами, всегда спрашивают, крещен ли человек. Многие в искреннем желании помолиться за ближнего не знают, крещен он или нет. И приходящих в церковь смущает, огорчает и часто даже отталкивает, что здесь такое пристрастное внимание к вопросу крещен/не крещен. Люди спрашивают: «Неужели нельзя принять записку и просто помолиться о болящем?»

– Церковь на Литургии молится только о тех, кто является ее чадами. На молебны вполне возможно подать записки и с именами некрещеных людей – в первую очередь о том, чтобы Господь просветил их сердце познанием истины.

Я бы ответ на этот вопрос разделил на две части. Если мы точно знаем, что человек не крещен и креститься не хочет, подавать о нём записки на Литургию нельзя. Но если неизвестно, крещен ли наш близкий, лучше подать, и Сердцеведец Господь, во-первых, эту молитву не поставит нам в грех, а во-вторых, Своей благодатью обязательно помилует этого человека.

Дорогие друзья! Мы приглашаем вас принять участие в дискуссии на тему огласительных бесед перед крещением. Как вы оцениваете введение таких бесед? Какие результаты, по вашему мнению, они должны принести. Какие проблемы вы видите в связи с этим? Как вы видите решение этих проблем?
Ответы присылайте на почту [email protected]

Знают ли люди, поминаемые в записках, что сейчас за них будет выниматься частица хлеба, которая в конце Литургии будет погружена в Чашу с Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Честною Твоею Кровию»; и, вообще, нужно ли им это. А ведь в этом священнодействии происходит таинственное соединение поминаемых людей со Христом. А мы знаем, что соединение со Христом может быть во благо, а может - «в суд и осуждение». Представьте, человек совершает смертный грех, а в это время частичка с его именем погружается в Кровь Христову, и совершается страшное кощунство и глумление над Величайшей Святыней. Человек, отторгнутый через смертный грех от Церкви, от Тела Христова, лишённый благодати Святого Духа, таинственно соединяется со Христом, и получает духовный ожёг, потому что Бог - Огонь, попаляющий грех и всякую нечистоту, а в месте с этим и человека, если он покаянием не растождествил себя с грехом. Поэтому нужно хорошенько подумать, за кого мы подаём записки на проскомидию, и что потом с этой запиской будет происходить. Для поминовения людей, далёких от Церкви, специально существуют МОЛЕБНЫ и АКАФИСТЫ. Здесь можно всех поминать. А на проскомидии мы поминаем верных чад Церкви, которые сами сейчас в силу объективных причин (болезнь, поездка, работа) не могут присутствовать за богослужением и приступить к Святым Тайнам.

И было бы пол беды, если бы те, кто подаёт записки, сами бы молились на службе за своих близких, сами бы вели христианскую жизнь. Ан, нет. Подали и убежали. Но если вы не хотите для своих близких совершить дело любви - труд молитвы, то неужели вы думаете, что Бог будет вас слушать. Можно заказать хоть тысячу «сорокоустов», но пока вы лично не предпримите труд молитвы, труд христианской жизни, толку от этого не будет никакого. Бога не купишь. Такое формальное поминовение будет только в суд. Нельзя отоноситься к Церкви как к бюро по предоставлению религиозных услуг. Любая небрежность и формализм по отношению к тому, что в Церкви происходит, может очень дорого обойтись. Церковь - это особая духовная зона, где действуют свои духовные законы. И эти законы нужно знать и соблюдать, иначе - беда. Если проанализировать происходящие в нашей церкви процессы, то получается очень невесёлая картина. Принесли младенца покрестить в храм родители, которые сами далеки от церкви и всего того, что с нею связано, то есть виртуальные христиане. Покрестили. Ребёнок растёт, но никакого христианского воспитания не получает, то есть как и его родители становится виртуальным христианином. Когда крещёный ребёнок вырастает, никакого сознательного шага ко Христу он не делает (его этому никто не учил), своего младенческого крещения не актуализирует, оно так и остаётся, как не посеянное семя, в потенциале. И живёт такой человек (чаще всего в смертных грехах) в твёрдой уверенности, что я крещён, и этого достаточно. Потом приносят успопшего виртуального христианина его родственники - виртуальные христиане уже на отпевание. То есть принесли в младенчестве, принесли после смерти, а сам человек так до Христа и не дошёл. И кому потом нужен весь этот спектакль, и какой в нём смысл? Это и есть те 70% процентов виртуальных православных в нашей стране, о которых постоянно слышишь, когда говорят о церковной статистике. Приходит такой виртуальный христианин в храм, и ему там говорят, чтобы у тебя и у твоих близких (не важно, ходят они в храм или нет) было всё хорошо (здоровье, благополучие, успех… О Христе, конечно, и речи быть не может), тебе нужно написать записочку о здравии, а чтобы хорошо было вашим усопшим (не важно, ходили они в храм или нет), их нужно заочно (ещё одно порочное явление в нашей церкви) отпеть, если не отпеты, и подать записочку о упокоении. Заплатить копеечку и идти заниматься своими делами. И вот, стоит батюшка в алтаре с этой грудой записок, с именами виртуальных христиан, в пустом храме и грустно ему становится от этого виртуального христианства.

Количество записей: 179

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку об упокоении некрещеному младенцу? Он умер в 9 месяцев, его не успели покрестить. Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, нет, записку писать, к сожалению, нельзя, а вот поминать на келейной (личной, домашней) молитве можно. Только не расстраивайтесь чрезмерно, не убивайтесь и не ропщите: Господь милостив, и то, что делает, делает, только желая каждой душе добра. Вот и душа этого младенца находится в таких местах, где не испытывает никакой скорби, так как он безгрешен. И то, что в наших понятиях кажется нам страшным, как, например, смерть, в очах Божиих - просто переход от одного состояния жизни к другому. Жизнь человеческая вечна, и Господь выстраивает ее, именно исходя из этих позиций.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! Батюшка, скажите, пожалуйста, могу ли я поминать в домашней молитве усопшего родственника, который не был крещен?

Ксения

Да, Ксения, можете. Вы можете в его память совершать также добрые дела: раздавать милостыню, например, деньгами, одеждой, продуктами. Вообще, таких добрых дел не перечесть, подумайте, что Вам посильно, и совершайте это, как деятельное дополнение молитве.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, помогите разрешить сомнения вот такие: вправе ли я подавать в записках об упокоении на литургию имена родственников, о которых я точно не знаю, были ли они отпеты или даже крещены? Можно сказать, что и в храм-то меня привела мысль о том, что за усопшего отца моего очень нужно молиться (в 47 лет уснул, будучи очень пьяным, в холодной бане, и не проснулся). Со слов мамы, он в детстве был только погружен, а отпевание она, вроде как, заказывала. Также в записках указываю имена дедов, они на фронте погибли. Опять же, доподлинно не знаю, были ли они крещены. Подумала, что в те времена - начало века - поди, всех крестили. А про отпевание от своего батюшки на приходе слышала, что после войны служилась отдельная служба с отпеванием всех погибших воинов. С бабушками хоть знаю, что были они и крещеные, и отпеты. Так вот, и на Литургии и при чтении Неусыпаемой в пост, и при чтении "круговой" Псалтыри подаю их имена. Вроде, как бы и не следует, но не могу не написать: то писала-писала, а тут вдруг и не напишу! Вроде как предательницей буду. Но и сомнение, мол, что-то все-таки не так я делаю, не оставляет. Как я могу исправить ситуацию, можно ли "выровнять" все? Чтоб никому не во грех было. Спаси Господи!

Елена, 44 года

Елена, я тоже думаю, как и Вы, что в начале века большинство людей все же крестили, поэтому давайте подавать записки, как и подавали. Кстати, даже если кто-то не был отпет, то это не является препятствием к церковному поминовению.

игумен Никон (Головко)

Можно ли молиться об упокоении некрещеных?

Павел

Можно, Павел, но, что называется, келейно, то есть не в церковной, а в личной молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка, благословите. Скажите, что надо делать, если умер человек крещеный, но настолько неверующий, что глумился, анекдоты рассказывал, и даже перед смертью не одумался? Разве он не считается отлученным? Его родные - такие же атеисты, но по совету соседок пошли в церковь, заказали отпевание, сорокоуст на целый год, еще что-то. Сами они за него молиться не будут... Надо ли это, и если да, то кому? Не есть ли это насилие над его душой, ведь у него было время покаяться, он сам не хотел?

Елена

Елена, если человек крещенный, за него можно молиться. Я не говорю что надо, но можно, несмотря на его жизнь и отношение к церкви. Если вы за него не будете молиться, Вас за это никто не осудит, он сам себя уже осудил - своей жизнью. От церкви его никто не отлучал при жизни, но он считается атеистом. Святой Антоний Великий молился даже за языческих жрецов, и ему было откровение, они как бы говорили: "когда ты за нас молишься, то пламень угасает, и мы видим друг друга, и нам от этого становится отрадней на душе". Поможет ли таким людям молитва – это зависит от нас, как мы молимся, это выражение нашей любви к ним. Молитва полезна и для нас самих. Но, повторяю, - на Ваше усмотрение, молится или нет.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня 14 дней назад умер отец. Он шел с дня рождения друга в очень пьяном состоянии (любил выпить), упал и умер. Все, кто его нашел, и скорая, сказали, что он захлебнулся рвотными массами (простите за подробности), т. к. лежал на спине и не смог перевернуться. Мы его отпели, подали сорокоусты, раздаем милостыню и читаем Псалтирь. Спустя две недели нам выдали заключение о смерти. Причина смерти - отравление этиловым спиртом. Получается, что он умер от алкоголя. Я слышала, что таких людей в церкви не отпевают и не молятся там за них, а приравнивают к самоубийцам. Скажите, пожалуйста, как теперь быть? Отец никогда не отвергал Бога, он даже три года назад обвенчался с мамой, о самоубийстве не помышлял. Подскажите, можно ли подавать за него записки в церкви и считается ли он самоубийцей? Спаси Господи!

Ирина

Конечно, внезапная смерть - плохая. Человек ушел из жизни без покаяния, без подготовки. "В чем застану, в том и сужу", - говорит Христос. Пьянство - грех, "ни пьяницы, ни блудники царства небесного не наследят". Я слышал о том, что таких людей считают самоубийцами, но на практике не сталкивался конкретно с таким случаем. Я думаю, что за него можно молиться в церкви, подавать записки, даже нужно, потому что вся его надежда - на Вас, на Ваши молитвы. Ему ничего не сможет помочь, кроме молитвы, Вашей домашней и, конечно, молитвы церковной, и милостыни. "Милостыня избавляет от смерти и покрывает множество грехов". Все- таки самоубийство – это добровольный, осознанный уход из жизни. В вашей ситуации, думаю, это скорее несчастный случай, отравление по неосторожности. Не оставляйте добрых начинаний, которые делаете, и молитесь за своего отца, дома можно читать канон по усопшим и другие молитвы о упокоении души.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Вопрос у меня касается снов. Погиб жених, 22 числа будет 40 дней, и в течение всего этого времени он мне снится каждую ночь. Совершенно по-разному, то что-то делает (за цветами ухаживает), то разговаривает то со мной, то просто улыбается. Иногда после этих снов, даже с приятным содержанием, бывает очень тяжело вставать по утрам, но всегда жду, что он мне приснится. Сны не снились в период моего пребывания в монастыре (в течении 9 дней), может быть, потому что сильно уставала... Скажите, пожалуйста, как мне относится к этим снам? Я, конечно же, молюсь за любимого, заказываю панихиды, сорокоусты. Была на послушании в монастыре и постоянно молилась за его душу. Его смерть переживаю очень тяжело. Скажите, пожалуйста, как мне оценивать эти сны, стоит ли доверять им в полной мере, и что еще нужно сделать?

Дарья

Утрата любимого человека - это всегда скорбно и тяжело. Он Вам часто сниться, видимо, потому, что Вы много о нем думаете, он постоянно в ваших мыслях. Но Святые отцы церкви категорически запрещают верить снам – это опасно. В житиях святых описывается масса случаев, когда дьявол в сновидениях прельщал людей. К снам никак не относитесь, не обращайте на них внимания. Утром встали, перекрестились, сказали: "слава Богу!", помолились - и пошли по своим делам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня 25 декабря умерла мама. На третий день мы ее похоронили. Отпевали. В трех церквях заказали сорокоуст. Сами читали у гроба Псалтирь, и сейчас продолжаем. При погребении в руку был вложен крест. Но только сейчас я поняла, что мы не надели нательный крест. Меня это очень мучает. Что-то можно сделать сейчас? Заранее благодарна за ответ.

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Достаточно того, что крест положили в руку. Главное, не оставляйте молитвы и совершайте церковное поминовение, все это необходимо и по истечении сорока дней.

иерей Владимир Шлыков

Недавно я узнала, что несколько моих знакомых умерли. Двое в 2000 году, один в 2009 году, отчим пропал в 1985 году и еще две подруги умерли в 2012 году. Вопрос: могу ли я, заказать один сорокоуст на всех сразу, или нужно заказывать каждому по отдельности?

Маргарита Николаевна

Можете, Маргарита Николаевна. Но в данном случае, может быть, уместнее было бы заказать более длительное поминание – годовое или полугодовое. Дело в том, что сорокоусты обычно заказывают в первые сорок дней после смерти, и, собственно, именно так они и появились в церковной практике, а для людей, умерших уже давно, нужна более постоянная молитвенная помощь. Но нужно иметь в виду, что сорокоусты и прочие церковные поминания подают только за крещеных усопших. Некрещеных можно поминать лишь в домашней молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! 3 недели назад похоронили папу. Он был крещеный и верующий, но не причащался. Перед смертью батюшка соборовал (без причащения), прочитал канон по исходу души после смерти, отпели в храме, сейчас молимся дома, во многих храмах заказаны сорокоусты, в двух моностырях - Неусыпаемая псалтырь, пишу записки на литургию, ставлю свечки, по силам даю милостыню от его имени. Но иногда он снится (в дни, когда подаю записки подаю, хотя, может, совпадение). И каждый раз я не могу с ним поговорить. Либо общаюсь через письма с короткими односложными фразами, которые не могу разобрать, либо по телефону с его покойными родителями, которых я спрашиваю о нем, а они ничего конкретно не говорят. Последний раз он стоял спиной, я еле уговорила его повернуться, стала спрашивать, как он там, помогают ли наши молитвы, а он молчал, но счастливым не казался. Я понимаю, что надо молиться и не верить снам. Но я переживаю, вдруг я могу сделать что-то еще, а не делаю, а ему нужна помощь. Особенно эти 40 дней. Что я еще могу сделать и как к этим с нам относиться? Заранее спасибо.

Иоанна

Иоанна, к таким снам относиться надо весьма спокойно, молитесь, как и молитесь, а паниковать и нервничать не следует. Но главное - не оставляйте молитвы, Вашему отцу она нужна, она для него спасительна.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Меня терзает такой вопрос. Меня покрестили в Белоруссии, очень давно, было мне около 7 лет. Помню высокий потолок, купель, звучал орган. Мама покойная говорила, что крестили меня в костеле. Значения этому не придавала никогда раньше, помню, что крестилась слева направо в детстве. Сейчас хожу в церковь православную, но даже и знать не знала, что я могу быть католичкой. Узнала об этом из интернета. Как мне можно узнать, какой я веры.Слышала, существуют такие записи,которые хранятся много лет, в которых записывают фамилию и имя. Адрес помню, где жила бабушка, в том районе есть не одна церковь. Это деревня. Белоруссия, Брестская область Ивановского района, деревня Осовница. Может, можно сделать такой запрос? Точного адреса, где могла находиться та церковь, я не знаю, знаю, что недалеко от того места, а спросить не у кого. Как мне быть? Умер недавно отец, он из тех краев, не прошло еще 40 дней, нужно заочно отпеть и заказать службу, но, возможно, отец тоже был католиком. Сказали, что отпевают католиков по-другому, как мне поступить, хочу, чтобы мой отец, раб божий Степан, покоился с миром.

Раиса

Если Ваш отец ходил в православный храм, то и отпеть его надо в православном храме. Если он не ходил в храм, тогда расскажите все местному священнику, пускай пастырь сам решит, как правильно поступить. Вас же Господь привел в Православие, держитесь же истины, которой Вас сподобил Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Вопрос игумену Никону. Батюшка, благословите. Мой папа умер 7 января. Помины 40 дней приходятся на 15 февраля, на праздник. Как правильно поминать в этот день? В храме сказали, что в этот день панихиду служить не будут. Можно ли псалтырь прочитать 15-го, а трапезу перенести на 16 февраля, субботу? Можно ли читать акафист за единоумершего? Спасибо.

Елена

Елена, на самом деле даже панихиду можно в этот день совершить, не говоря уже обо всем остальном. Дело в том, что традиция не поминать усопших гласно за праздничными богослужениями – только лишь традиция, а не предписание церковного Устава. Я бы на Вашем месте все постарался устроить именно в самый 40-й день: и помолиться, и помянуть за трапезой. А в отношении панихиды – постарайтесь договориться с кем-нибудь из священников, чтобы отслужили 15-го, но если все в связи с праздником будут полностью заняты, отслужите тогда на день раньше или позже.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, игумен Никон.Спасибо Вам за ответ. Я на многих православных сайтах читала, что можно по электронному письму заказать неусыпаемую Псалтирь, и также перевести деньги, где есть все реквизиты. Скажите, а вообще так можно, или лучше самой ехать и заказывать?.

Ксения

Ксения, лучше, конечно, приехать самой. Бывает ведь и так, что за всеми эти новшествами кроются мошенники и просто не очень чистоплотные и пунктуальные люди: деньги могут потеряться, не дойти. Если нет опыта, может быть трудно отличить настоящий сайт православного храма. Лучше уж сделать все самой.

игумен Никон (Головко)

Спасибо большое за ответ. Я 23 числа исповедалась, и батюшка меня допустил к причастию. Он (батюшка) сказал, что теперь ваша молитва будет чище. И мне на самом деле стало полегче. Скажите, где можно заказать неусыпаемую Псалтирь? Я Вам, наверное, писала, что я была в четырех церквях и в монастыре в Теряево, это под Волоколамском. Я хочу поехать туда 6 января, священник сказал, что причастит меня в этот день. И 6 января будет сорок дней. Я хочу побыть на Литургии. И еще, прошу Вас, помолитесь за новопреставленного раба Божьего Владимира. Когда я получаю такие ответы, мне становится легче. Спасибо Вам.

Ксения

Ксения, я могу ошибаться, но, кажется, в московском Сретенском монастыре неусыпаемую Псалтирь читают. Также читают в Дивеево. Царствие Небесное рабу Божие Владимиру. Да простит Господь его душу!

игумен Никон (Головко)

Брат не сообщил о смерти матери, похоронил сам. Имущественных претензий к нему нет, но вот что не дал проститься с мамой - не могу ему простить, и как он похоронил, не понятно. Что делать и как в такой ситуации проводится обряд?

Елена

Елена, если маму не отпели, то можно теперь отпеть заочно. Подойдите в храм с этим вопросом, и Вам подробно объяснят, как и что нужно будет сделать.

игумен Никон (Головко)

Спасибо Вам огромное, успокоили. А то ведь не знала и к кому обратиться за психологической помощью. Мучаюсь пятый месяц. За подругу прошу Бога каждый вечер принять ее в Царство небесное и упокоить ее душеньку.
Еще раз премного благодарна Вам, игумен Никон.

Можно ли подавать записки на проскомидию за людей, которые далеки от Церкви? Одни священники говорят, что нельзя, а другие считают, что можно. Об этом нигде не написано. Что Вы посоветуете? Где можно об этом прочитать?

Этот вопрос в каком-то смысле мне очень близок, потому что после окончания Московской духовной академии и до принятия священного сана меня этот вопрос серьезно интересовал в том смысле, чтобы найти письменное подтверждение в каком-то источнике того, что действительно является достоянием Священного Предания. Где найти письменное свидетельство этому? Нередко современные люди, особенно «очень грамотные» (в кавычках), не слушают никаких слов, им надо увидеть, где это написано.

Я обратил внимание на такой нюанс. У этой проблемы есть как бы две стороны: богословско-литургическая и финансово-практическая. Последняя состоит в том, что записки, которые подаются в храм на литургии, бывают простые и заказные, цен никаких нет, а есть ориентировочная сумма пожертвования, но заказная записка дороже. Но эту финансово-практическую сторону мы сейчас обсуждать не будем, а я хочу обратить внимание на богословско-литургическую сторону этого вопроса: можно ли подавать записки за людей, живущих нецерковно, нравственно мертвых, далеких от веры, которые над верой смеются, абсолютно равнодушных к своей душе и душам ближних, к Богу и вечной жизни? Такие люди есть, у кого-то это близкие родственники (сын, муж), и мы не можем за них не переживать. Как такому человеку помочь? Правильно ли за него подавать записки на Божественной литургии, чтобы священник вынимал частицу, а затем опускал в потир со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною»? Главный вопрос: правильно ли это будет, уместно ли, полезно ли самим тем людям?

Интересный нюанс, на который я обратил внимание еще тогда, когда искал ответ в книгах. Вопрос задается конкретный, а ответы на него, которые чаще всего приходилось видеть в книгах, общего плана. Для наглядности приведу пример. Вы меня, например, спросите: «Как мне доехать до Троице-Сергиевой лавры?» А я отвечу: «Хотите доехать до лавры? Вам надо двигаться в сторону Северного Подмосковья». Может быть, когда-нибудь вы и приедете в лавру при таком ответе. Конечно, вас такой ответ не удовлетворит. И самое главное: вроде бы я ответил на ваш вопрос и направление правильно указал, но в то же время на прямо поставленный вопрос я вам не ответил. То же самое и в книгах по вышеуказанному вопросу, ответ звучит так: «Надо молиться. А кто же будет молиться? А как же за них не помолиться?» Но вопрос же не звучал, нужно ли молиться. Вопрос был конкретный: вынимать частичку на литургии за человека, равнодушного к вере, ведущего сознательно нераскаянный образ жизни, полезно это ему и полезно ли тому, кто подает такую записку? Это не значит, что Господь кого-то не любит и к кому-то относится с предубеждением или не хочет спасения этим людям. Вопрос в том, полезно ли таким людям это, если они сами попирают истины веры?

Догматическая истина состоит в том, что Бог не спасает нас без нас. У одного из выдающихся отечественных литургистов Ивана Дмитриевского в его книге «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Божественную литургию» (это автор XIX века) помещена книга блаженного Симеона Солунского (святой отец, живший на рубеже XIV-XV веков), переведенная на русский язык, где четко и ясно дается конкретный ответ на этот вопрос. Он говорит, что частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, и поэтому, если человек живет по-христиански, эта частичка подобна жертве Богу за этого человека, и эта жертва благоприятна, если человек хотя бы кается, потому что тогда такой человек получает благодать Духа Святого и прощение грехов. Блаженный Симеон пишет дальше: «Сколько полезно это людям, живущим по-христиански, столько же неполезно тем, которые сознательно попирают христианскую веру». Вот где грань: вопрос не в том, можно или нельзя это делать, а насколько полезно это будет такому человеку и не берет ли грех на свою душу тот, кто подает записки за таких людей.

Есть еще одна замечательная книга, она очень маленькая, и я часто вожу ее с собой: она называется «Всенощное бдение и литургия», издана в 2004 году Издательским советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Здесь написано: «Значительно доработанное переиздание популярной брошюры поможет православному народу лучше понимать богослужение и полнее молитвенно соучаствовать в нем». В приложении перечислены многие авторы (преподобный Максим Исповедник, святитель Геннадий Константинопольский, блаженный Симеон, Николай Кавасила), изъясняющие Божественную литургию. При пояснении проскомидии (той части Божественной литургии, на которой священник вынимает девятичинные частички) в этой книге написано следующее: «Иерей приносит частицу только за православных христиан, нельзя приносить частицы за тех, которые живут нераскаянно, потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния приступают к Святым Таинам, как сказал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (см. Кор.11; 28-30)». В этой книге очень много ссылок и на святого Симеона, архиепископа Солунского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Очень полезная книга, у меня издание 2004 года, но, наверное, она издавалась и позже.

священник Димитрий Беженарь

Все мы нуждаемся в любви и утешении, особенно, когда на душе у нас очень уж скверно. И многие из нас пытаются найти утешение в Боге, идя в храм. Но, к сожалению, не всех нас в свое время научили, как ходить в церковь, что делать там, как говорить, что надевать и так далее. Поэтому нам так страшно. Но что же делать?

Незнание правил поведения в церкви не должно останавливать тех, кто стремится к Богу. Чтобы ваше посещение церкви прошло удачно, нужно к нему подготовиться, изучив правила поведения в ней. Итак, приступим?

Как подготовиться

Надеюсь, что вы знаете, в какую церковь ходить, и если ваша церковь православная, то попробуем разобраться, в правилах ее посещения.

Прежде, чем идти в церковь нужно подготовиться и решить, что надеть.

Женщины должны посещать церковь в скромной одежде, желательно без яркого макияжа. Глубокое декольте, открытые руки и колени также не допускаются. На голове должен быть платок.

Нужно ли ходить в церковь…

Божий храм открыт для всех. Господь возражать не станет. Мы первый раз все некрещёными заходим, не правда ли? Есть молитвы за некрещённых. Автор может помолится за своих детей и мужа. Священники в большинстве своем положительно относятся к тому, что некрещенный человек пришел в Храм. По их мнению, он пришел к Богу. А это хорошо.Если вы впервые решили зайти в храм, и у вас возникли вопросы. То может быть вы сейчас и встали на дорогу, которая ведет к храму.

—Можно ли молиться и ставить свечи за здравие или за упокой некрещеных людей?

Протоиерей АНДРЕЙ ЕФАНОВ
Доброго дня! Конечно же, никто не может запретить такую молитву. Да и зачем ее запрещать? Если Ваше сердце болит о человеке, то почему бы и не молиться?
Свеча — символ жертвы, и не стоит этому придавать большее значение, чем есть на самом деле. Поставить сечу и не молиться — то же самое, что ввернуть в двигатель свечи зажигания, завести мотор и никуда не поехать. Нет смысла.

В храме не подают…

Тема: “Некрещеному в церковь можно?

Просмотрена 622 раз(а)

Некрещеному в церковь можно? (30)

У меня дети 5,5 и 4 года некрещеные, муж против. Подскажите, знающие, можно ли мне их брать с собой в церковь? Багабум + 07.04.11 13:42 ну а в чем проблема?)) можно конечно)) только в обрядах не участвуют пусть. А что мужа смущает? Sigаrerа V.I.P. 07.04.11 14:28 Что Вы подразумеваете под обрядами? Честно признаюсь, я сама не очень часто бываю в церкви. Можно ли стоять во время службы, можно ли креститься или нет, ставить свечки? Муж некрещеный и не дает своего согласия на крестины детей. Но, думаю, будет не против наших походов с детьми в церковь. Багабум + 07.04.11 14:58 Нельзя будет детей причащать. Подавать записки о их здравии. Anonymous 07.04.11 15:05 Спасибо Багабум + 07.04.11 15:10 я таинства имела в виду конечно же)) причащаться нельзя, исповедаться и так далее.
Честно говоря я не понимаю, зачем некрещеному идти в церковь, чтобы ставить свечки, креститься….

Просмотреть полную версию: Как вести себя в церкви некрещеному человеку

Собственно, вопрос.

Креститсья не собираюсь. К православной религии отношусь с уважением, как к религии моих предков и моего народа, но сама от нее далека.

А тут недавно зашла в церковь (в юбке, платке, не крестилась). Постояла, подумала о вечном и вышла. Не исключаю, что и в дальнейшем придется зайти.

Вопрос в следующем:
Как вести себя в храме некрещеному? Надо ли креститсья при входе?
Может ли некрещеный ставить свечки, покупать святую воду?
Можно ли ставить свчки для некрещеного?
И что еще по этому поводу нужно знать?

28-10-2008, 18:47

Формально, некрещеному в церкви ничего делать не разрешается. То есть конечно вам никто ничего не запретит, но для Бога вы как бы не существуете.

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к тому, что некрещенный человек присутствует на службе и осеняет себя крестным знамением? Как мне поступать, если я знаю, что рядом со мной стоит такой человек?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Надо радоваться и благодарить Бога, что Он привел его в храм. Таких людей в древней Церкви называли оглашенными. Оглашаемые разделялись на три степени. Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных. Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения – о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед святой Пасхой, желавшие принять крещение, вносили свои имена в список крещаемых,…

Моя мама мусульманка, отец православный, крещеный. С некоторых пор меня стало тянуть в церковь, я купила икону Матроны, она помогает мне, когда прошу. Я решила креститься, но моя мать не одобрила моего решения и сказала, что в детстве меня водили к мулле, по мусульманской вере, т.е. я мусульманка.
Я мусульманкой себя не ощущаю, языка не знаю, в мечеть не хожу, меня туда не тянет. Я ведь не сама осознанно выбрала мусульманство. Да, я с уважением отношусь к этой вере, т.к. это религия моей матери, но не более. Что мне делать? Можно мне, некрещеной ходить в церковь, креститься, носить крестик? Или креститься против воли матери?

Конечно, вы имеете полное право и возможность принять православное Крещение.
Слушайте призыв Божий в вашем сердце и поступайте по своей воле, т.к. свободную волю человека даже Бог не смеет нарушить.
Вы можете ходить в храм, молиться, совершать крестное знамение (крестить себя рукой) и прикладываться к иконам. А нательный крест…

Для поиска введите слово:

Облако тэгов

Вопрос священнику

Количество записей: 81

Добрый день. У меня 2 вопроса (похожих). 1) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве самоубийц? 2) Можно ли упоминать в утренней домашней молитве тех, кто, возможно, не был крещен (никто не знает, был ли он крещен, но он, говорят, всегда любил рисовать кресты и любил Бога, я его не знал, он умер более 20 лет назад, молодым. Его жена взяла на себя смелость отпеть его)?

Станислав

Здравствуйте, Станислав. Дома можно поминать кого угодно и как угодно, но не надо забывать предупреждение Апостола – все позволительно, но не все на пользу. Молитесь за тех, кого Вы лично знаете или знали. Преимущественно же за тех, кто сам Вас об этом попросил, или Вы предложили, а он согласился. Уважайте свободу личности.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Мама говорит, что я крещеная татарка….

Главная » Общие » Отвечаем на ваши вопросы о Крещенской воде

Отвечаем на ваши вопросы о Крещенской воде

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три остается свежею и неповрежденною и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников».

К крещенской воде верующие относятся благоговейно и трепетно, но очень часто возникают вопросы, связанные с ее хранением и использованием. Мы ответим на те, которые чаще всего задают прихожане наших храмов.

18 и 19 января освящение воды совершается по одному чину (то есть одинаково). Поэтому нет разницы, когда вы возьмете ее, потому что та и другая вода является крещенской.

Я не смогу взять…

СУЕВЕРИЯ И ВОПРОСЫ О БОГОЯВЛЕНСКОЙ (КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ)

— Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду - 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

Благодатные свойства Крещенской, или Богоявленской, воды описываются в чине Великого освящения. Из этого чина следует, что для верующих людей святая вода становится «благодатию избавления, источником нетления, даром освящения, разрешением грехов, исцелением недугов, всегубительством демонов, сопротивным силам неприступной и ангельской крепости исполненной…»

Вместе с тем издавна с Богоявленской водой связаны определенные суеверия. Помимо древних суеверий, в последнее время прямо на глазах рождаются новые. Еще 15-20 лет назад никто из верующих не слыхал, что воду на Крещение обязательно надо брать в семи храмах. Бессмысленность этого очевидна. Выходит,…

Почему храм называют церковью?

Слово «Церковь» (в переводе с греческого «собрание избранных» - означает собрание людей вследствие призыва, приглашения. Апостолы были избраны Иисусом Христом к объединению в собрание, то есть в Церковь. Поэтому в самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех истинно верующих в Него на небе и земле, исполняющих Его волю, пребывающий в Нем, причащающихся Его Божественной Жизни.

Церковь – это Богочеловеческий организм, единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию. Поэтому Церковью называется сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.

Храм так же называют церковью потому, что в нем собираются члены Церкви (церковная община) для соборной молитвы и богообщения. В этом случае слово «церковь» пишется с маленькой буквы. Храм называют домом Божиим, домом Господним. Соответствующее греческое слово…

С уважением

Свящ.Алексий Колосов

Здравствуйте, Николай!

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду – 18 или 19 января, и та и…

Цитата(Natascha @ Oct 28 2005, 22:09)

Можно ли некрещёным ходить в церковь?
И можно ли ходить на утреннюю службу (на литургию верных наверное нельзя)?
Можно ли им подходить к святыням, и можно ли участвовать в миропомазании?
Вообще, что им можно делать, а что нет в церкви.
Недавно встречалась со своими друзьями и ездили по святым местам. Муж моей подруги некрещенный. Один раз зашли в храм непосредственно перед Причастием. Поэтому и возник вопрос.

Я думаю, что им ходить в церковь, конечно, можно и нужно. Ведь нигде так не открывается полнота благодати, как в храме, особенно во время Божественной Литургии. Помните наших послов князя Владимира, ездивших в Царьград для того, чтобы узнать о Православной вере? Они сказали о греческом Богослужении: «Не знаем, где были, на небе или на земле». А ведь были некрещеные. И даже языка не знали! А как благодать коснулась их сердца.
А вот в миропомазании, наверное, нельзя участвовать, т. к. это одно из…

Есть ли разница между Крещенской и Богоявленской водой? Обязательно ли на Крещение купаться? Освящается ли на Крещение вся вода? Можно ли принимать ванну из святой воды?
Екатерина Сысина | 25 января 2012 г.

Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает. Алла

Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

С уважением

Свящ.Алексий Колосов

Подскажите пожалуйста, в который день…

error: