Логопедический проект «Веселый ветерок. Проект "Я красиво говорю. Логопедические рифмушки" Определение возможной стратегии реализации проекта

Проект «Учимся говорить правильно»

Название проекта : «Учимся говорить правильно»

Руководитель проекта :Шведуненко Евгения Михайловна

Тип проекта: творческий.

Целевая аудитория : ученики начальных классов, родители.

Актуальность:

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Проблема:

Нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.

коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.

Задачи:

    Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.

    Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.

    Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

    Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, на занятиях группы продленного дня.

    Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.

    Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

Этапы проекта

Подготовительный:

    изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;

    создать развивающую среду в классе (речевой уголок);

    подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;

    провести диагностику детей, анкетирование с родителями.

Основной этап:

    развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках

    осуществлять речевое развитие в школе и дома, используя занимательный материал

    приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (выполнение домашних заданий, уголок «Для Вас, родители», консультации, беседы, открытые занятия)

    оформление индивидуальных папок с заданиями для автоматизации звуков

Заключительный этап:

    диагностика детей.

    родительское собрание.

    анкетирование родителей.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:

    словесные: (чистоговорки, пословицы, загадки, поговорки, стихи, рассказы);

    наглядные (демонстрационный материал);

    практические: (настольные, дидактические игры и упражнения, кроссворды, ребусы).

Использование загадок, рассказов, кроссвордов, ребусов делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.

Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Для Вас, родители», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.

Календарный план реализации проекта.

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Сентябрь

Диагностика

Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на год»

Мастер-классы для родителей по автоматизации звуков. Оформление стенда «Для Вас, родители»

Оформление индивидуальных папок с заданиями, с кроссвордами, с картинками для автоматизации звуков, участие в новогодних мероприятиях.

Консультации для родителей и педагогов

Открытые занятия для родителей

Участие детей в праздничном концерте

Неделя правильной речи, праздник правильной речи

Итоговые занятия

Предполагаемый результат:

    повысится интерес детей к учебной деятельности;

    улучшится качество звукопроизношения;

    повысится уровень развития психических процессов.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только на логопунктах общеобразовательных школ, но и в коррекционных школах, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:

    звукопроизношения;

    психических процессов;

    коммуникативных функций речи.

Дальнейшее развитие проекта:

    публикация проекта;

    проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

Предполагается использование данного проекта:

    в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;

    внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

    обмен опытом с коллегами.

Раздел I: Информационная часть проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

3. Цели и задачи проекта

4. Возможные риски и пути их преодоления

5. Планирование работы по реализации проекта

6. Образ конечного результата, критерии его оценки

7. Ресурсное обеспечение проекта

8. Перспективы развития проекта

Раздел III: Бюджет проекта

Литература

Приложения

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Название проекта:

«Мы красиво говорим»

Тип проекта:

Долгосрочный, практико-ориентированный

Название учреждения

МБДОУ «Детский сад № 317» г. Пермь

Адрес учреждения

Телефон учреждения, факс

Электронный адрес ОУ

ФИО руководителя ОУ

Руководитель проекта

Срок осуществления проекта

Август 2012 года – май 3013 года (промежуточный)

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Современное дошкольное образовательное учреждение – это детский сад, который имеет возможность устойчиво развиваться и составлять программу коррекционно-развивающей работы в соответствии с потребностями дошкольников и запросами родителей.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), заинтересованным в развитии ребенка. Проект рассчитан на детей от 3 до 5 лет, посещающих дошкольное учреждение. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность логопедической помощи в сензитивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ.

Проект «Мы красиво говорим» носит открытый характер: изучив запросы родителей детей посещающих младшие и средние группы детского сада по результатам анкетирования, решено ввести и предложить заинтересованным родителям посещать логопедические занятия вместе с детьми, что окажет педагогическую помощь и повысит компетентность родителей. Таким образом, достигается индивидуализация оказываемой логопедической помощи по определенному запросу родителей и конкретного ребенка с речевым недоразвитием, разрабатывается индивидуальный маршрут, направленный на коррекцию речевой патологии.

Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

1. Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, клуб)

2. Индивидуальная на базе ДОУ в кабинете коррекции, по предварительной записи).

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.05.2013 г.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ.

Для оценки возможностей данной работы МБДОУ «Детский сад № 317» г. Перми были проведены различные исследования, обобщив результаты которых можно сделать следующие выводы:

1. Родители младших дошкольников заинтересованы в улучшении качества речи детей.

2. В ДОУ имеются достаточные ресурсы в виде кадрового потенциала (учитель-логопед (1,5 ставки)).

3. В среднем более 50 % семей, имеющих детей младшего и среднего дошкольного возраста нуждаются в оказании данной помощи.

В связи с чем, появилась необходимость в концептуально новой организации работы логопедического пункта ДОУ, которая была бы направлена на оказание логопедической коррекционно-развивающей помощи младшим дошкольникам и их родителям.

Отсюда вытекают следующие противоречия.

1. В ДОУ с общеразвивающими группами задача коррекционно-развивающей деятельности при реализации программы является дополнительной. В расписании НОД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению образовательной программы и не нарушать СанПин.

2. В логопедический пункт зачисляются дети старшего дошкольного возраста, хотя статистические данные показывают необходимость оказания коррекционной помощи в более ранний период, когда недостатки не закрепились в активной речи ребёнка.

3. Повышается необходимость оказания ранней квалифицированной помощи постоянно возрастающему количеству детей в соответствии с социальным заказом родителей.

4. Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ.

5. Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность. НОД кратковременная (15-20минут), краткосрочная (1-2 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождения некоторых детей в течение 2-3 лет.

6. Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.

7. Востребованность родителями услуг раннего развития детей, и отсутствие альтернативных моделей.

8. Желание семьи получить гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку в ДОУ которое посещает ребёнок.

Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической КНОД в присутствии родителей для детей от 2.5 до 5 лет (с возможностью предоставления потребителю выбора времени услуги)на базе логопедического пункта ДОУ.

Анализ ситуации побудил нас к разработке данного проекта.

Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают младшие и средние группы ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317», обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

Задачи проекта:

1. Разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД логопункта МБДОУ, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.

2. Изучить потребительский спрос на КНОД среди семей, имеющих детей дошкольного возраста3-4х лет посещающих ДОУ.

3. Спроектировать модель логопункта ДОУ, направления и виды деятельности, формы предоставления услуги.

4. Обеспечить функционирование инновационных моделей работы логопункта МБДОУ (в первую, вторую половину дня).

5. Создать программно-методическое обеспечение предоставляемых логопунктом услуг.

6. Оценить возможности пространственной среды логопункта и материально-технического оснащения коррекционно-развивающего процесса и создать условия для организации коррекционной непосредственно организованной деятельности с детьми 3-5 лет, посещающих ДОУ, и оказания помощи при подготовке к обучению грамоте и поступлению в школу.

7. Совершенствовать материально–техническую базу логопункта МБДОУ.

Ценность проекта:

  • Создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях логопедического пункта МБДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса МБДОУ.
  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МБДОУ в районе.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения качества и развития дополнительных форм дошкольного образования.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Перми в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в д/с - 21 %;
  • послужат причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом д/с; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представля-ющие воз-можности (благоприятные факторы) внешней среды:

  • Семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • Имеется потенциальная возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • Интернет-ресурсы дают возможность подобрать методическое сопровождение образовательной услуги.
  • Возможности изучения опыта инновационной деятельности других ДОУ города (района);
  • Конкурсы проектов, проводимые в области образования различными фондами и организациями, могут оказать финансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

  • Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.
  • Неудовлетворительное материально – техническое состояние
  • Маленькая площадь логопедического кабинета – не позволяет проводить подгрупповые занятия с детьми

Сильные стороны ОУ:

  • У учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • Режим работы детского сада позволяет организовать предоставление услуги в утреннее и вечернее время.
  • Потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности.
  • Система стимулирования работников ДОУ позволяет выплатить вознаграждение за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • В практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • Функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям 3-5 лет.
  • На базе сада существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.
  • Высокая степень загруженности педагогов и администрации детского сада текущей работой

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп МБДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00, а также в летний оздоровительный период.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать библиотеку учреждения и Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной работе в городе Перми и крае.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2012 года.

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

III этап – практический: 11.02.2013 – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2013 года.

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план – график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: октябрь 2012 года

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2012 г. – февраль 2013 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы 2007-2012 гг.).

III этап – практический: 11.02.2013 г. – 30.08.2013 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года.

Продолжительность проекта – 7 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: сентябрь - октябрь 2011 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников 3-5 лет с речевой патологией в логопункте ДОУ»

Учитель-логопед

Проведение маркетингового исследования потребительского спроса на образовательные услуги

Получить статистические данные по семьям

Информационный банк детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении

II этап – организационно – проектировочный: ноябрь 2011 года

Нормативно-правовое обеспечение для создания

  • Разработка изменений для внедрения проекта, Положения о логопункте ДОУ;
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно – правовые документы, регла-ментирующие деятельность логопункта ДОУ»

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги работающие с детьми 3-5 лет

Проектирование модели логопункта ДОУ

  • определение направлений, форм деятельности логопункта ДОУ

Модель Логопункта ДОУ

Программно-методическое обеспечение

  • подбор методической литературы
  • согласование и утверждение планов работы

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальтые планы

Перспективные планы

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание комфортных условий для оказания услуг

  • Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно – развивающая среда по всем направлениям (готовность кабинета коррекции к осуществлению деятельности)

III этап – практический: 22.02.2012 г. – 31.08.2012 г.

Организация информационной акции

  • Организация родительского собрания
  • Организация индивидуальных встреч с родителями с целью ознакомления с дополнительными услугами и формирования их заказа
  • Формирование банка заказчиков дополнительных услуг
  • Индивидуальный заказ родителя, выход на индивидуальный маршрут ребенка

Учитель-логопед,

педагог-психолог и педагоги

Проведение логопедической КНОД в присутствии родителей

  • КНОД проводится по предварительной записи в специальной тетради;
  • Формирование банка методических материалов
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью анализа качества предоставления услуги, внесения корректировок
  • Утвержденные списки групп;
  • Утверждение расписания услуг
  • Определение качества оказываемой образовательной услуги
  • Подведение промежуточных результатов

IV этап – аналитический: сентябрь 2012 года

Промежуточный мониторинг деятельности логопедической КНОД в присутствии родителей

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг;
  • Анализ устойчивости контингента получения услуг;
  • Изучение спроса на предоставление услуг;
  • Анализ спроса заявленных услуг
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД в присутствии родителей

Учитель-логопед

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми 3-5 лет в условиях логопедического пункта ДОУ, через успешное функционирование логопедической КНОД в присутствии родителей.

Модель деятельности логопедического пункта МБДОУ «Детский сад № 317»

Условия

Вариативность пребывания

Логопедическая КНОД в присутствии родителей

(в течение учебного года)

Летне-оздоровительный период

Продолжительность работы

Февраль – май 2013 г.

Июнь – август 2013 г.

Режим дня

1-ая половина дня / 2-ая половина дня

20 минутное индивидуальное

20 минутное индивидуальное

Недельная цикличность

1-2 раза в неделю

1-2 раза в неделю

Специальные предложения

консультации педагога-психолога

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к старшему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ);
  • Наличие апробированной модели логопедического пункта (критерий оценки – наличие пакета «Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность логопункта ДОУ по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей»)
  • Создание банка методических материалов .
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива) .
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГТ по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 2,5 до 5 лет (критерий оценки - показатель мониторинга по обследованию речи дошкольников) .
  • Охват разных категорий потребителей образовательных услуг (дети и родители).
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Обучено и проконсультировано не менее 80 родителей (законных представителей)
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Эффективность проекта мы будем оценивать

  • По увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых дополнительных услуг: востребованность услуги: оказание услуг детям в возрасте 3-5 лет.
  • По увеличению спроса на посещение логопедической КНОД в присутствии родителей: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента микрорайона города
  • По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

7. Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровые: в настоящий момент младшие и средние группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, штате ДОУ -1 учитель-логопед (1,5 ставки), 1 педагог – психолог, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физическому воспитанию.

Информационные: кабинет коррекции оснащены большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.

Временные: проект рассчитан на 7 месяцев, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.

Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.

Структура управления проектом

Руководитель проекта:

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • разрабатывает нормативно-правовую базу по оказанию логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • организует работу специалистов и педагогов
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту,
  • создает условия осуществления образовательного процесса,
  • формирует индивидуальный заказ родителя.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).

8. Перспективы развития проекта

В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг семьям ДОУ. Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню дошкольного образования.

Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.

Модель компетентности

Компетентность родителей в речевом развитии детей:

  • ЗНАЮ о проблеме ребёнка
  • УМЕЮ использовать знания
  • ХОЧУ владеть знаниями
  • МОГУ самостоятельно помочь

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи,согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-5 лет через организацию и проведение индивидуальной логопедической КНОД в присутствии родителей.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Мы красиво говорим»: проводить логопедическую КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 7 лет.
  • Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов, на краевом семинаре в ПГГПУ).

Цель создания логопедической КНОД в присутствии родителей на логопункте ДОУ для детей от 2.5 до 5 лет - это повышение компетенции родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и коррекционно-развивающего потенциала, а также привлечение внимания специалистов и педагогов к ценности семьи, как важнейшему институту семейного воспитания.

Литература:

1. Закон Российской Федерации от.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.

ПРОЕКТ «ГОВОРИМ - ПРАВИЛЬНО!»

Образовательные области: Речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вид проекта: исследовательский, познавательно- творческий.

Участники проекта: учитель-логопед, педагогии группы, дети 4-5 лет группы с ОНР, их родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год), групповой.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».- Иван Сергеевич Тургенев

Актуальность проекта . «Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р). Все это подразумевает всестороннее удовлетворение потребности населения в образовательной услуге, улучшения качества дошкольного образования, поиск эффективных форм организации деятельности дошкольных учреждений.

Проект составлена на основе нормативно-правовых документах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
  • Конвенцией о правах ребенка. 1991г.;
  • Концепцией дошкольного воспитания от 16.06.1989 г.;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13;
  • Уставом образовательного учреждения;
  • Образовательной программы ДОУ.
  • Нормативно-правовая база и положение о речевой группе ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечения родителей, что будет способствовать более эффективной и качественной работе логопеда с детьми до 5 лет в условиях речевой группы с ОНР в ДОУ.

    В речевую группу для детей с ОНР зачисляются дети среднего и старшего дошкольного возраста по направлению городской ПМПК и детского врача-психиатра.

    Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), на повышение их компетентности в вопросах речевого развития. Проект рассчитан на детей от 4 - 5 лет, посещающих группу с ОНР в дошкольном учреждении. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность квалифицированной логопедической помощи в сенситивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях речевой группы для детей с ОНР в ДОУ.

    Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают речевую группу ДОУ, в применении новых форм сотрудничества с семьей, в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи ребенка.

    Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:

  • Коллективная на базе ДОУ (родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы)
  • Индивидуальная на базе ДОУ в логопедическом кабинете.
  • В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать им, в чем состоит специфика логопедической работы;
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого результата на занятиях в свободной деятельности.
  • Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

    Цель проекта : Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку с речевой патологией, и определить последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу и максимально удовлетворяющего запросы родителей.

    Задачи проекта :

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  • Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Учимся разговаривать».
  • Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  • Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

    Основными формами организации проекта являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии. НОД составляет по 20минут одно занятие ежедневно, рассчитана на годичный срок обучения.

    Риск проекта : (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).

    Ценность проекта :

  • Оказание помощи родителям детей с ОВЗ в условиях дошкольного логопедического пункта.
  • Изменение материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса в речевой группе для детей с ОНР.
  • Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально – педагогического имиджа МДОАУ в городе.
  • Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

    I этап – подготовительный : август 2014 года.

    Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя и стимулирование интереса к занятиям, анкетирование родителей (см. на сайте). Анкетирование родителей позволяет выяснить понимание ими имеющегося речевого нарушения у ребенка, кто посоветовал обратиться к психиатру за консультацией, особенности протекания беременности мамы, сведения о родителях и данные о ходе раннего развития ребенка

    II этап – организационно – проектировочный : сентябрь 2014 г.

    Для реализации этого этапа начинаем работу с обследования всех компонентов языковой системы (логопедическое обследование) и заполнение речевых карт на каждого ребенка, где заполняю дату поступления в группу, какие жалобы родителей, исследую сенсомоторный уровень, отмечаю состояние импрессивной и экспрессивной речи, изучаю состояние связной речи (см. на сайте). Применяю методику обследования устной речи дошкольников - пособие под редакцией Н.В. Нищевой «Речевая карта ребенка с ОНР от 4-7 лет» в переработке. На основе полученных данных составляю:

  • - План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению (см. на сайте);
  • - Перспективный план тематических занятий в речевой группе с детьми с ОНР на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму рабочей недели учителя-логопеда на год (см. на сайте);
  • - Циклограмму взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы (см. на сайте)
  • - Планирую работу с родителями на учебный год (см. на сайте).
  • Таким образом, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка в целом, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику общения с каждым родителем и найти подход к ребенку. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности и потребности.

    Информационные акции:

  • Организация родительских собраний в течение учебного года по темам.
  • Организация индивидуальных консультаций с родителями.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Вовлечение родителей при проведении праздников, развлечений, театрализованной деятельности.
  • Проведение логопедических КНОД (ежедневно, в дни открытых дверей):

  • Утвержденные списки групп (деление на подгруппы).
  • Утверждение расписания КНОД на неделю.
  • Организация «обратной связи» с родителями через систему анкетирования и сайт ДОУ с целью анализа удовлетворенности качеством образовательных услуг родителями.
  • Ежеквартальные совещания участников проекта с целью отслеживания положительной динамики, внесения корректировок.
  • Подведение промежуточных результатов, составление перспектив на будущее.
  • IV этап – аналитический : май 2014 года.

    Анализ результатов выполнения проекта:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда за учебный год и осведомленность родителей по вопросам речевого развития.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми. Опрос удовлетворенностью качеством образовательных услуг.
  • Изучение спроса на получение коррекционной деятельности.
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.
  • Эффективность данных результатов:

  • Для детей - положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Для родителей - положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.
  • Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и педагогами; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
  • Для ДОУ - благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ.
  • Ожидаемый результат :

  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми. Их участие в воспитательно-образовательном процессе.
  • Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, отмечают достижения своих детей в учебной деятельности и дома.
  • Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда кабинета коррекции и групп ДОУ.
  • Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве образовательных услуг.
  • Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ.
  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту.
  • Структура управления проектом (руководитель проекта):

  • осуществляет общее руководство.
  • отслеживает выполнение плана реализации проекта.
  • создает условия осуществления образовательного процесса
  • анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги.
  • анализирует результаты выполнения проекта.
  • оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту.
  • организует работу по проведению мероприятий с детьми.
  • формирует банк методических материалов.
  • анализирует результаты диагностики детей.
  • координирует взаимосвязь между участниками проекта.
  • разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).
  • Методические источники : 

  • Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб, 2014.; 
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». СПб, 2007.; 
  • Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб, 2008.; 
  • Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет). СПб, 2008.; 
  • Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды). М., 1999.; 
  • Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». М., 1999.; 
  • Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи». М., 2005.; 
  • Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.; 
  • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009.; 
  • Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков». М., 1999. 
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.; 
  • Епифанова О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.; 
  • Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.; 
  • Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.; 
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.; 
  • Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.;

  • Рожкова Ольга Викторовна

    Логопедический проект «Веселый ветерок»

    Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся в логопедическом пункте

    Актуальность
    Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

    Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

    Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

    Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.

    Речевой выдох - необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя - в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» - при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» - при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

    Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

    Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

    Образовательная область – «Речевое развитие».

    Тип проекта – игровой.

    По числу участников – подгрупповой.

    По времени продолжения – долгосрочный, 1 год

    По характеру контактов – в контакте с семьей.

    Участники проекта
    1. Дети средней группы «Сказка», занимающиеся в логопедическом пункте.
    2. Воспитатели группы.
    3. Специалист: учитель-логопед.
    4. Родители.

    Место реализации – МДОБУ детский сад комбинированного вида «Теремок»

    Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.

    Задачи :

    1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
    2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
    3. Развитие сильного плавного выдоха:
    • на материале гласных звуков,
    • на материале согласных звуков
    • на материале слогов, слов
    • на материале предложений и фраз.
    1. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания

    Ожидаемый результат : дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

    Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания.

    Конечным продуктом проекта будет являться:

    • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
    • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
    • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

    Этапы реализации проекта

    № п/п Мероприятия Сроки
    1 этап Организационный
    1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания сентябрь
    2. Составление перспективного плана работы над дыханием. октябрь
    3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания октябрь
    2 этап Практический
    Работа с детьми:
    1. Выработка длительного плавного выдоха,

    Дифференциация ротового и носового выдоха

    октябрь
    2. Выработка глубокого вдоха ноябрь
    3. Формирование физиологического дыхания, развитие его силы декабрь
    4. Развитие силы голоса и речевого дыхания январь
    5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков февраль, март
    6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений апрель, май
    Работа с родителями:
    1. Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» ноябрь
    2. Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» декабрь
    3. Индивидуальные консультации для родителей В течение года
    4. Оформление памятки для родителей

    «Упражнения для развития речевого дыхания»

    февраль
    Работа с педагогами группы
    1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» ноябрь
    2. Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей» декабрь
    3. Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей февраль
    3 этап Итоговый
    1. Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках март, май
    2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания апрель

    План реализации проекта:

    Месяц
    сентябрь «Сдуй жука, бабочку со цветка»

    «Подуй на бабочку»

    октябрь «Подуй на листочки»

    «Ветерок»

    ноябрь «Подуй на вертушку»

    «Подуй на облака»

    «Подуй на листья»

    «Улетай тучка»

    декабрь «Подуем на пушинку»

    «Прокатаем брёвнышки»

    «Новогодняя гирлянда»

    январь «Подуй на снежинку»

    «Погреем ручки»

    февраль «Подуй на вертушку»

    «Заморозим пальчик»

    «Снег идёт!»

    март «Подуй на чай»
    апрель «Насос»

    «Змейка»

    «Подуй на картинки и назови что нарисовано»

    май «Забей мяч в ворота»

    Вывод:

    Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

    В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

    Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

    Литература:

    1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
    2. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.
    3. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
    4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
    5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
    (Средняя группа)

    «Сдуй бабочку».
    Сдуть бабочку с цветка.

    «Подуй на бабочку ».
    Ребенок сидит за столом. Педагог предлагает ребенку подуть на нее, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

    «Сдуй жука».
    Сдуть жука c цветка.

    «Подуем на листочки».
    Сдуть листочки (засушенные, вырезанные из бумаги) со стола, с ладони.

    «Вертушка».
    Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

    «Горячий чай».
    Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашке (тарелке), чтобы он быстрее остыл. (Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой). Ребенок дует в «пар». Если правильно дует, то «пар» отклоняется от чашки.

    «Подуем на облака».
    Подуть на бумажные облака, подвешенные на нитке.

    «Плыви, кораблик!»
    Взрослый предлагает ребёнку подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в ёмкости с водой.

    «Мыльные пузыри».
    Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко.

    «Подуем на снежинку».
    Сдуть с варежки снежинку на веревочке.

    «Шарик».
    Педагог предлагает детям надуть к предстоящему празднику шарики. Дети должны набрать воздух через нос и медленно выдохнуть его через рот в отверстие шарика. Тот, кто правильно выполнит задание, сможет поиграть с надутым шариком.

    «Новогодняя гирлянда».
    Гирлянда выкладывается на стол. Педагог предлагает детям дунуть на неё один раз так, чтобы «сдвинуть» с места. Дети по очереди выполняют упражнение, при этом гирлянда перемещается от одного края стола к другому.

    «Снег идёт! »
    Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. «Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на него!» Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют.

    «Подуй на картину и узнай. что нарисовано».
    Педагог предлагает подуть на дождики и назвать картину, время года.

    «Забей мяч в ворота».
    Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

    «Прокатаем брёвнышки».
    Педагог предлагает детям присесть на корточки около стола (рот на уровне стола, положить перед собой круглый карандаш («брёвнышко») и подуть на него так, чтобы он покатился. Упражнение повторить 3-4 раза. Для усложнения вместо круглого карандаша используется гранёный.

    Упражнения на развитие речевого дыхания

    Заморозим пальчик. Подуть на пальчик холодной струей воздуха.

    Погреем ручки. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У»

    Воздушный поцелуй. Сдуть воображаемый поцелуй с ладошки в адрес кого-либо из окружающих.

    Пой со мной! Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть песенки. Первая песенка: «А-А-А!» Наберите воздуха – выдохните его медленно. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала пропеваются звуки А, У, постепенно количество «песенок» увеличивается.

    Девочки поют. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек с чётко прорисованной артикуляцией гласных звуков и предлагает угадать, какая девочка и какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.

    Насос. Взрослый предлагает детям поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса. «Кто из вас любит кататься на велосипеде? Все любят. Но иногда колёса прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса – вот так! «С-С-С» – работают насосы!» Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть воздух больше обычного. Пока насос работает, постепенно плавно выдыхать воздух, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох.

    Змейка. «Давайте превратимся в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напомнить детям, что следует вдохнуть больше воздуха и шипеть долго, добирать воздух во время произнесения звука нельзя.

    Пароход гудит. Имитация звука низким голосом: Уууу-Ууу…

    Одуванчик. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

    В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

    Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

    1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
    2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
    3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
    4. не поднимать плечи;
    5. не надувать щеки при выдохе;
    6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
    7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
    8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
    9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.


    АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
    Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

    Выполнила учитель-логопед

    МДОУ д\с №5 «Тополёк»

    пгт. Кокуй

    Злобина А. А.

    Раздел I Информационная часть

    1. Паспорт проекта

    1. Аннотация проекта

    2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект .

    3. Цели и задачи проекта

    4. Новизна проекта и практическая значимость

    5. Предполагаемые риски

    6. Ожидаемый результат

    7. Эффективность данных результатов

    8. Участники проекта

    9. Продолжительность проекта

    10. Этапы работы

    11. План-схема проекта

    12. Список литературы

    Паспорт проекта

    Название проекта «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем ». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы »

    Тип проекта Краткосрочный , практико-ориентированный

    Аннотация проекта

    Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

    Проект «Мы, играя , изучаем , говорим и понимаем » носит открытый характер : изучив традиционные и нетрадиционные формы логопедической работы , опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета , на начало 2016 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

    Актуальность

    «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть , но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра ».

    А. С. Макаренко

    С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

    Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра , и становится важным направлением коррекционной работы.

    Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя , а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

    На моей пока ещё недолгой логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.

    Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.

    1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

    2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

    3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

    4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

    5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

    6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

    Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

    «Для ребят дошкольного возраста - игры имеют исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания».

    Крупская Н. К.

    Заниматься на логопедических занятиях , играя , весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм , поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

    Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

    Применение игровых методов на логопедических занятиях , интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

    Все эти факты послужили разработке данного проекта . Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе , увлекая детей, их родителей и педагогов.

    Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда , а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях .

    1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

    2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях .

    3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

    4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям .

    5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.

    6. Распространить опыт работы через активные формы работы : интернет-ресурсы, СМИ.

    Новизна проекта заключается в том , что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

    Практическая значимость

    Практическая значимость проекта состоит в том , что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

    Предполагаемые риски

    1. Администрация не поддержит идею реализации проекта , так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.

    2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта .

    3. Родители не заинтересуются темой проекта , недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.

    Ожидаемый результат

    1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

    2. Повышение психолого -педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

    3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

    4. Презентация проекта в форме развлечения .

    Эффективность данных результатов

    Положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи );

    Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;

    Положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;

    Приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;

    Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

    Участники проекта

    Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы , родители, учитель-логопед , воспитатель, музыкальный руководитель.

    Продолжительность

    Продолжительность : 4 недели

    Этапы работы

    1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .

    2. Составление плана-схемы проекта

    3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями

    4. Обсуждение проекта с воспитателем , музыкальным руководителем

    5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала

    6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи .

    План-схема

    работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта

    1. Подготовительный –

    18 января 2016 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом » (родительское собрание) – учитель-логопед

    18 января 2016 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед

    19 января - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед , воспитатель

    20 января Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед

    2. Практический -

    21 января Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед

    18 января-22 января – Корректировка и проведение индивидуальных и подгруповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель- логопед

    25 января – 29 января – Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек : лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед , воспитатель, родители.

    1 февраля – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед , музыкальный руководитель

    3 февраля – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед

    4 февраля - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед

    5 февраля - Создание памятки для родителей «Поучай, играя » - учитель-логопед

    8 февраля - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед

    3. Заключительный

    9 февраля - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем , развиваемся» - учитель-логопед

    10 февраля - Презентация-развлечение «Мы играя , не скучаем, ещё лучше понимаем » - Учитель-логопед , муз. рук.

    11 февраля - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед

    12 февраля - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед

    18 января – 12 февраля - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель- логопед

    Список литературы

    1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

    2. Цвынтарный В. В. «Играем , слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

    3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

    4. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи : Пособие для воспитателей детских садов. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980.

    5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

    6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед . – 2010. №1.

    7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

    8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф , 2005.

    error: