Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков —. "Дифференциация звуков С-Ц" план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему Дифференциация с ц в предложениях

(01.03.2016 г.)

Учитель-логопед: Некрасова Н.В.

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте.

Цель: Дифференцировать звуки С-Ц.

Задачи:

Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Посмотрите на картинку. Какие буквы зашифрованы? Назовите звук.

Пропишите букву в тетради.

3. Прочитайте слоги (на карточках):

СА – СА – ЦА, ЦА – СА – СА, СУ – ЦУ – ЦУ, ЦЫ – ЦЫ – СЫ, СО – СО – ЦО.

Запишите их в тетрадь.

4. Развитие фонематического слуха:
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

5. Игра «Магазин». Определить звук в слове, положить картинку в определенную сумку.

Картинки:

6. Упражнение «Четвертый - лишний». Помоги Медведице. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. (Правильные ответы: яйцо, курица, цветок, огурец.) Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ц.

7. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
дво рец ста нок за яц тик кус ме сяц ве сы сан ки ули ца
Придумайте предложение с любым словом. Запишите в тетрадь.

8. Игра: «Внимание» (на карточках)
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.

Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса

Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед,
поставила, сахарницу, Соня;
Сима, на, ходит, танцы;
Проверяем.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Гиацинт.

А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

11. Итог урока.

1. СА – СА – ЦА, ЦА – СА – СА, СУ – ЦУ – ЦУ,

ЦЫ – ЦЫ – СЫ, СО – СО – ЦО.

2. Найди лишнюю картинку в каждой строчке. Назови.

3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите и исправьте ошибки.

Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса

4. Составьте и напишите предложения, используя данные слова:

за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед,
поставила, сахарницу, Соня;
Сима, на, ходит, танцы;

5. Прочитайте текст. Подчеркните букву С - одной чертой. Букву Ц – двумя:

Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Дво рец

Ста нок

За яц

тик Кус

Ме сяц

Ве сы

Сан ки















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Дата проведения:

Возрастная группа: старшая, 5-6 лет.

Форма проведения, количество обучающихся : подгрупповое занятие, 8 чел.

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III ур.

Оборудование:

  • для детей: предметные картинки, в названии которых звуки [С], [Ц] (серия “Говорим правильно” Каше); подносы с частями звуковых домиков; кольца цепочки, листы бумаги, карандаши.
  • для учителя-логопеда: мультмедийная доска, презентация, ноутбук, кубики Н.Зайцева с буквами С, Ц.

Приоритетная область: познавательно-речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное, физическое, художественно-эстетическое.

Цель: Дифференциация звуков [С], [Ц] в слогах, словах и фразе. Развитие грамматически правильной речи.

Коррекционно-образовательные:

  1. Добиться усвоения слухо - произносительной дифференциации звуков [С] - [Ц];
  2. Обеспечить применение на практике умения давать характеристику звуков;
  3. Вызвать желание осуществлять самоконтроль за поставленными звуками.

Коррекционно-развивающие:

  1. Обеспечить развитие фонематического восприятия.
  2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализа, синтеза), внимания, памяти.

Воспитательные:

  1. Подвести к выводу, что дружба помогает преодолеть трудности.
  2. Порадоваться вместе с детьми результатами выполненной работы.
  3. Способствовать взаимодействию детей друг с другом.

Планируемые результаты: позитивно-эммоциональный настрой на предстоящую работу, активизация речевой деятельности, поисковая активность, активизация аналитико-синтетической деятельности: выполнение задания “портрет цыпленка”.

Методы: перцептивный (словесной передачи слухового и зрительного восприятия материала, наглядно-практический); логический (дедуктивный).

Приемы: создание игровой ситуации, объяснение, вопросы, показ способов действий.

1) Приветствие друг друга.

Собрались все дети в круг. (Говорит учитель-логопед)
Вы - друзья и я ваш друг! (Показывает на детей и себя)
Дружно за руки возьмёмся (Берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся. (Улыбаются друг другу)
С добрым утром, глазки! (Выполняют гимнастику для глаз: глаза вверх, вниз, вправо, влево)
С добрым утром, ушки! (Массаж мочек ушей)
С добрым утром, ручки! (Хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! (Топаем)

2). Создание проблемной ситуации.

Отгадайте загадку: “Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки”. Кто это? (Цыпленок). Почему вы так решили? (обращаю внимание, чтобы дети отвечали полным предложением)

Психогимнастика

Изобразите цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки. Сначала высунул головку. Потом - правое крылышко, затем – левое и громко запищал (дыхательная гимнастика: на выдохе произносят пи-пи-пи с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной).

2. Актуализация знаний

1). “Мыслительная гимнастика” Слайд 2.

Кто появился из яйца? (на слайде цыпленок). Как назовем цыпленка? (Ц ып) Какой первый звук в этом слове? Как называются части домика цыпленка? (С корлупки) Какой первый звук в этом слове?

2). Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия

Что мы с вами будем делать на занятии? (ответы детей)

Мы будем сравнивать звуки [С], [Ц], значит о чем мы будем говорить? (Чем они похожи и чем отличаются).

3. Открытие детьми нового знания. Слайд 3.

Цыпленок “Цып” жил в скорлупке. Давайте мы построим домики для звука [С], [Ц] (У детей подносы с частями звуковых домиков). Если дети затрудняются, то оказываю помощь вопросами: какой фундамент построим для домика звука [С]? Почему? Звук [С] согласный. Почему? Потому что воздушная струя выходит толкаясь. Какого цвета стены у домика звука [С]? Почему? (он твердый). Какая крыша: с колокольчиком или без? Аналогично строим домики для звука [Ц].

Чем похожи звуки? Чем отличаются? (произношением)

Проверьте, правильно ли вы построили домики?

(Дети проверяют по слайду)

1). Автоматизация и дифференциация звуков [С, Ц] в слогах. Слайды 4,5,6,7.

Цып только родился, ему все было незнакомо, интересно и он всему удивляется. Увидел (слайд 4) курицу и говорит: са-са-ца! Яйцо: оц-оц-цо?; (слайд 5) собаку со-цо-со?; цветок – цы-цы-сы!; (слайд 6) овцу – ца-цо-су; гусеницу: са-су- ца? (слайд 7) осу: су-цу-су?; солнце: ос-ос-це!

2). Дидактическая игра: “Закончи слово нужным слогом. Слайд 8.

Помогите Цыпу запомнить новые слова, добавляя слог СА или ЦА.

Ли...(са), кури...(ца), колба...(са), рукави...(ца), о...(са), гусени...(ца), ко...(са), мельни...(ца).

3). Физминутка “Цыпленок”

Озорной цыпленок жил, (имитируем озорного цыпленка)
Головой весь день крутил.
Влево, вправо повернул,
Ножку левую согнул,
потом правую поднял
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать
Поднимать и опускать.
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Наклонился влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
А потом пошел гулять,
Червячка себе искать. (Имитируем поиск)

4. Самостоятельное применение знаний на практике.

1). Упражнение “Составь предложение” Слайды 9,10,11,12.

(Слайд 9) курица – яйцо, яйцо – цыпленок, (слайд 10) цыпленок – гусеница, гусеница – цветок, (слайд 11) бабочка – цветок, бабочка – цыпленок, (слайд 12) цыпленок – курица, курица – зернышки.

2). “Составим рассказ” Слайд 13.

Рассмотрите внимательно картину. Какое время года нарисовано на картине? Почему вы так считаете? Кто нарисован? Что делают дети? Сколько цыплят у курицы? (считаем цепочкой, четко проговаривая окончания). Как вы думаете, цыплята только вылупились или уже подросли? Почему вы так думаете? Как можно назвать наш рассказ?

У вас есть кольца от нашей цепочки. Что надо сделать, чтобы цепочка стала целой и длинной? (составить рассказ, собрать цепочку). А для того чтобы рассказ был красивым надо слушать своих товарищей и не забывать про предложения, которые мы уже составляли.

(Дети составляют рассказ цепочкой - друг за другом, присоединяя кольца).

3). “Фотографы” Слайд 14.

Цыпленок Цыпа хочет, чтобы у вас на память о нем осталась фотография и предлагает устроить фотосессию: возьмите карандаши, бумагу, внимательно смотрите на слайд и приступайте к фотосессии.

5. Рефлексия.

Что для вас на занятии было нового? Какое задание вам было интересно выполнять? Какую игру хотелось бы повторить?

Литература:

  1. Т.А.Ткаченко Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. ГНОМиД, М., 2004

Дифференциация звуков С-Ц.

1. Дифференцировать звуки С-Ц на слух и в произношении в слогах, словах, речевых играх.

2. Учить детей выделять логическое ударение голосом в предложениях.

3. Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов на С-Ц.

4. Закреплять правильный выбор согласной буквы в слабой позиции.

5. Повторить обобщающее понятие “посуда”

6. Развивать речевые и мимические движения, работать над их силой, точностью, переключаемостью, эмоциональностью.

7. Развивать слуховое внимание и память.

Ход деятельности:

Этот мальчик- коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

А вот и сам явился, да ещё и не с пустыми руками, а принес волшебную шкатулку.

Может заглянем в нее? А Незнайка грустный не может не как понять:

  • День недели
  • Время года
  • Месяц
  • Часть суток

Незнайка, ты запомнил?

А теперь ребята научат тебя выполнять необычную гимнастику

  1. Артикуляционная гимнастика

Очень любитротик наш улыбаться («Улыбка»)

А подвижный язычок работой заниматься

Наш язык лопатку сделал, раз, два, три («Лопатка»)

А потом забор построил. Посмотри. («Заборчик»)

Незнайка, что ты нам еще принес?

  1. Игра «Немое кино»

Я показываю, вы озвучиваете. Отвечаем все вместе.

Как называются одним словом этим звуки?

Дайте характеристику гласным звукам.

Незнайка, ты все запомнил?

  1. Игра с Незнайкой.

Игра «Доскажи словечко» я начну, а вы продолжите

пылесо (с), автобу (с), абрико (с), компа (с), пару (с), страу (с), анана (с), глобу (с).

Незнайка, какой звук договаривали ребята. Ой, да ты, ошибся. Ребята, помогите.

Нам нужно и Незнайку познакомить со звуком С. Характеристика звука С.

  • “С” – согл.,глух.,тв. В какой букве живет звук С?

Следующая игра

Колоде (ц), дворе (ц), ледене (ц), огуре (ц), певе (ц), мизине (ц), зая(ц), кузне (ц)

Ой, Незнайка да ты, молодец. Ребята, а вы, догадались?

Характеристика звука Ц.

  • “Ц” - согл.,глух.,тв..В какой букве живет звук Ц?
  1. Игра «Скажи наоборот»

Са-са-са –ца-ца-ца

Со-со-со-цо-цо-цо

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Су-су-су - цу-цу-цу

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Незнайка, все картинки перепутал, но это не беда, вы готовы ему помочь?

  1. Пальчиковая гимнастика.

Вот большой с теклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдц а,

Только с тукни - разобьютс я.

Вот серебряные ложки,

Вот плас тмасс овый поднос -

Он пос уду нам принес .

Фритюр - фритюрница

Суп - супница

Хлеб – хлебница

Соус – соусница

Сахар – сахарница

Конфеты - конфетница

Салат – салатница

Сухарь – сухарница

  1. «Веселый счет»

Одна пластмассовая хлебница,

Две пластмассовые хлебницы

Три пластмассовые хлебницы

Четыре пластмассовые хлебницы

Пять пластмассовых хлебниц.

Назовите слово супница по звукам?

Сколько всего звуков?

Назовите согласные.

Назовите твердые согласные, мягкие.

Назвать гласные звуки.

Сколько слогов, как мы определяем.

Сколько слияний?

Какой звук в не слиянии?

Работаем самостоятельно с кассами.

13 Итог:

А как вы думаете, что для Незнайки было самым трудным, интересным?

Незнайка, мы с тобой прощаемся, ждем тебя в следующий раз в гости.

Ребята спасибо за занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков С-Ц.

Цель:

1. Дифференцировать звуки С-Ц на слух и в произношении в слогах, словах, речевых играх.

2. Учить детей выделять логическое ударение голосом в предложениях.

3. Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов на С-Ц.

4. Закреплять правильный выбор согласной буквы в слабой позиции.

5. Повторить обобщающее понятие “посуда”

6. Развивать речевые и мимические движения, работать над их силой, точностью, переключаемостью, эмоциональностью.

7. Развивать слуховое внимание и память.

Ход деятельности:

Этот мальчик- коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

А вот и сам явился, да ещё и не с пустыми руками, а принес волшебную шкатулку.

Может заглянем в нее? А Незнайка грустный не может не как понять:

Сегодня:

  • День недели
  • Время года
  • Месяц
  • Часть суток

Незнайка, ты запомнил?

А теперь ребята научат тебя выполнять необычную гимнастику

  1. Артикуляционная гимнастика

Очень любитротик наш улыбаться («Улыбка»)

А подвижный язычок работой заниматься

Наш язык лопатку сделал, раз, два, три («Лопатка»)

А потом забор построил. Посмотри. («Заборчик»)

Незнайка, что ты нам еще принес?

  1. Игра «Немое кино»

Я показываю, вы озвучиваете. Отвечаем все вместе.

Как называются одним словом этим звуки?

Дайте характеристику гласным звукам.

Незнайка, ты все запомнил?

  1. Игра с Незнайкой.

Игра «Доскажи словечко» я начну, а вы продолжите

пылесо (с), автобу (с), абрико (с), компа (с), пару (с), страу (с), анана (с), глобу (с).

Незнайка, какой звук договаривали ребята. Ой, да ты, ошибся. Ребята, помогите.

Нам нужно и Незнайку познакомить со звуком С. Характеристика звука С.

  • “С” – согл.,глух.,тв. В какой букве живет звук С?

Следующая игра

Колоде (ц), дворе (ц), ледене (ц), огуре (ц), певе (ц), мизине (ц), зая(ц), кузне (ц)

Ой, Незнайка да ты, молодец. Ребята, а вы, догадались?

Характеристика звука Ц.

  • “Ц” - согл.,глух.,тв..В какой букве живет звук Ц?
  1. Игра «Скажи наоборот»

Са-са-са –ца-ца-ца

Со-со-со-цо-цо-цо

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Су-су-су - цу-цу-цу

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Незнайка, все картинки перепутал, но это не беда, вы готовы ему помочь?

  1. Картинки со звуком С дарим букве С,а картинки со звуком Ц дарим букве Ц.
  1. Пальчиковая гимнастика.

Вот большой с теклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюд ц а,

Только с тукни - разобьют с я.

Вот серебряные ложки,

Вот пла с тма сс овый подно с -

Он по с уду нам прине с .

  1. Мы будем превращать название продуктов в название посуды

Фритюр - фритюрница

Суп - супница

Хлеб – хлебница

Соус – соусница

Сахар – сахарница

Конфеты - конфетница

Салат – салатница

Сухарь – сухарница

  1. Помогите Незнайке придумать предложения о посуде.
  1. «Веселый счет»

Одна пластмассовая хлебница,

Две пластмассовые хлебницы

Три пластмассовые хлебницы

Четыре пластмассовые хлебницы

Пять пластмассовых хлебниц.

  1. А теперь самая последняя картинка осталась ее название нужно зашифровать. Супница

Назовите слово супница по звукам?

Сколько всего звуков?

Назовите согласные.

Назовите твердые согласные, мягкие.

Назвать гласные звуки.

Сколько слогов, как мы определяем.

Сколько слияний?

Какой звук в не слиянии?

Работаем самостоятельно с кассами.

13 Итог:

А как вы думаете, что для Незнайки было самым трудным, интересным?

Незнайка, мы с тобой прощаемся, ждем тебя в следующий раз в гости.

Ребята спасибо за занятие.


Разделы: Начальная школа , Школьная психологическая служба

Цели:

  1. Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.
  2. Совершенствование фонематических процессов, навыков звукобуквенного анализа и синтеза; развитие внимания, памяти.
  3. Уточнение и активизация словаря.

Оборудование: Зеркала, картинки, в названии которых есть звуки С-Ц, карточки с буквами С-Ц, фишки.

ХОД ЗАНЯТИ

1. Организационный момент.

Ученики стоят у двери. Логопед на ухо перечисляет звуковые цепочки каждому ученику и просит их запомнить. Ребенок проходит на свое место.

Каждый ученик называет с места свою цепочку.

К-Г-Д-Ф. и т. д.

Логопед: что вы сейчас произносили?

Ученики: звуки.

2. Повторение темы: “Гласные, согласные звуки. Их дифференциация”.

Логопед напоминает о различии при образовании гласных и согласных звуков (о наличии или отсутствии преграды).

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперёд. Задержать дыхание. Сконцентрировать дыхание на середине ладошки (ощущение “горячей монетки). Медленный выдох на звук У. Выдыхая, одновременно рисуем перед собой обеими руками геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

а) Звуком Э поём мелодию песни “В траве сидел кузнечик”.

б) Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка (покусывание) , “Маляр”, “Лошадки”.

4. Повторение новой темы Различение звуков и букв С-Ц.

Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: пис-пис- писсссс.

Хозяйка цыплят не нашла и искать пошла цып-цып-цып-ццц.

Ребята, как птичка пропищала? Писс.

Как хозяйка цыплят звала? Цып.

Сообщение темы урока.

Логопед: Сегодня мы будем продолжать учиться различатьсогласные С-Ц. Возьмите зеркала и произнесите эти звуки С, Ц. Чем они похожи? Чем звуки отличаются?

Как образуется звук С?

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в “улыбке”. Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке “И”. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

Когда произносим звук “С” струя воздуха плавная и холодная.

Как образуется звук Ц?

При этом звуке зубы обнажены в “улыбке”, сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подаетсяна передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

Дифференциация С, Ц в слогах, словах.

а) Воспроизведение слоговых рядов:

б) Преобразование слогов, слов.

в) Логопед: Устный диктант слов. Ребята, поднимите карточку с буквой, если в слове содержится соответствующий звук. (Цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион, умница, скромник.)

г) Логопед: Поднимите карточку с буквой С , обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите её в тетради. Поднимите карточку с буквой Ц, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите в тетради.

Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Дифференциация С Ц в слогах, словах на письме.

д) Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Ребята, вставьте пропущенные буквы с или ц в слова.

Насо…, зая…, пылесо…, скворе…, кузне…, матро…, ква…, ледене…, колоде…, боре…, пару….

Хлеб-хлебни…а, суп-супни…а, конфета-конфетни…а, сахар-сахарни…а, сухарь-сухарни…а.

Логопед: Как можно объединить некоторые слова? Назовите их обобщающим словом. (Посуда.)

Проверяем.

Логопед: Напишите названия картинок: цыпленок, сосна, цапля, сова.

Проверка в парах.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Сосна.)

5. Физминутка.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, дети потягиваются- руки вверх, потом то же, на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед-назад.)

Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседание.)

Мы размялись от души иза парты поспешим.

(дети садяться за парты.)

6. Закрепление изученного. Работа у доски

Логопед: Назовите картинки (картинки с изображением птиц) и разложите их под буквами С и ц. (Дети выполняют задания на местах и у доски.) Как можно разложить на две группы эти картинки? Каким, одним словом можно назвать картинки? (Птицы.) Запишите под диктовку слова с буквами С Ц в первый столбик, с букваой С во второй столбик. Определите на слух место изучаемых звуков в словах: Цапля, синица, сойка, скворец, сова, снегирь, сверистель.

Развитие чувства ритма.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и добавьте в рифму недостающее слово (подчеркнуто для учителя) с учетом стихотворного размера.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло .
Где летом пели зяблики
Сегодня посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири .

7. Физминутка: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук С, дети разводят руки в стороны, если Ц - хлопают в ладоши.

Овца, часы, кольцо, компас, сосна, пыльца, сыр, полотенце, колесо, кусты. (Дети садятся).

8. Итог

Логопед:ребята, вы сегодня проговаривали слоги и слова, производили замену звуков и букв в слогах и словах, раскладывали картинки.

Зачем мы это всё делали?

Мы учились различать звуки и буквы С и Ц.

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте

Цель: - Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

Ход занятия

1. Организационный момент
Дети поздоровались, сели

2. Развитие фонематического слуха:
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

3. Логопед проговаривает слоги, а дети по - очереди повторяют:
СА - СА - ЦА
ЦА - СА - СА
СУ - ЦУ - ЦУ
ЦЫ - ЦЫ - СЫ
СО - СО - ЦО

4. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
рец дво
нок ста
куз нец
тик кус
ся ме цы
ни стра ца
ни лест ца
а ци ка я
гу ни се ца
са ни хар ца
кон ту сти ци я
Проверяем: дворец, станок, кузнец, кустик, месяцы, страница, лестница, акация, гусеница, сахарница, конституция
Словарная работа
Ребята, а кто знает, что обозначает слово Акация? (дети не знают)
Логопед показывает картинку и объясняет, что акация это кустарник
А, как Вы понимаете слово конституция?
Дети: Это наши права
Логопед: Молодцы! Это книга, где записаны права граждан
(Логопед объясняет значение слова конституция и показывает книгу Конституция РФ)

5. Игра: «Наведи порядок в словах»
Соедините разбросанные слоги и назовите получившиеся слова
(слоги могут повторяться)
Цве нок
Двой цо
Сет ца
Сы ток
Коль цы
Пыль ка
Сал хар
Гу се
СА ни
Кон фет
Коль шеб
Проверяем: Цветок, двойка, сетка, сынок, кольцо, пыльца, салфетка, гусеница, сани, сахар, конфетка, кольцо.



6. Игра: «Внимание»
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.
Ясный месяц
Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса
Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

7. Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу слова.
У цветов сирени красивый…
Лунный… освещал окрестность (свет, цвет)

Девочке подарили…- семицветик
Спой, …. не стыдись (цветик, светик)

Саша …. за стол и съел суп
Не хвались, заяц, беги пока …. (сел, цел)

8. Спишите предложения, вставляя по смыслу слова с буквами С-Ц
Слова надо подобрать из предложенных карточек, которые лежат на столе (Дети по - очереди подходят и прикрепляют на доску подходящее слово) и объясняют написание слов:
Зиме конец, летит… скворец
Курица созывает своих …. цыплят
Сахар хранится в …. сахарнице
Лист в книге называется…. страница
Москва - …. нашего государства….. столица
В году двенадцать …. месяцев
Поезд подходит к ….. станции
Детёныш птицы называется …. птенец
Сегодня целый день светит….. солнце

Физ. минутка (Движение с речью)
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед, старый, Семён;
поставила, на, сахарницу, Соня, стол;
Сима, на, ходит, среду, пятницу, и, танцы, в;
соль, в, насыпают, солонку
Проверяем: Солнце садится за лес. Старый дед Семён сидел на крыльце. Соня поставила сахарницу на стол. Сима в среду и пятницу ходит на танцы. Соль насыпают в солонку.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц - двумя)
Ответьте на вопросы
Гиацинт.
Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Вопросы:
Что принёс папа?
Куда мама посадила луковицу?
Когда появился маленький росток?
Когда мама поставила цветок на солнце?
Когда расцвёл цветок?
Как назывался цветок?
Логопед показывает картинку с гиацинтом
Итог занятия
Вы Молодцы! Перед вами листы. Напишите друг другу слово молодец и обменяйтесь записками.
Логопед на доске прикрепляет слово Молодцы! Дети проверяют написание слова Молодец.

error: