Химия знаки химических элементов. Символы химических элементов и принципы их обозначения. Относительная атомная масса

Ртути соответствовала планета Меркурий, которая быстрее всех передвигается по небосводу. Да на “защите экологии” кормится большое количество народу! Ртуть - химический элемент, переходный метал. Вы, разумеется, догадались, что речь идет о ртути. Сколько ртути в люминесцентных лампах? Что делать? Опасность ртути чрезвычайно преувеличена!

«Химический элемент алюминий» - Какими физическими свойствами обладает алюминий. Незнакомец. Алюминий. На каких свойствах алюминия основано его применение. Цепочки превращений. Применение. Алюминиевая посуда. Состав. Химические свойства. Темные пятна. Физические свойства. Посуда из алюминия.

«Знаки элементов» - Мифы древних греков. Астрономические начала. Знаки химических элементов. Понятие о знаках химических элементов. Период. Имена великих ученых. Металлы. Свойства элементов. Географические начала. Координаты. Фтор. Литий. Малые периоды. Водород. Йёнс Якоб Берцелиус. Химический элемент. Подгруппы. Cера.

«Никель» - Блестящий серебристо-белый металл. Элемент земных глубин. Сплавы никеля. Шведский минералог А. Кронштедт. Немецкий химик Иеремия Рихтер. Применяется во многих отраслях народного хозяйства. Горит никель только в виде порошка. Является основным компонентом метеоритов. Похожий на серебро метал. Нержавеющие стали.

«Медь, серебро, золото» - Комплексные соединения. Особенности химии меди. Простые вещества. Получение меди. Серебро. Получение и разрушение. Почернение серебряных предметов. Кислородные соединения. Простые вещества. Элементы IБ-группы. Выплавка меди. Окислительно-восстановительные свойства. Минералы. Степени окисления. Химия элементов.

«Химический элемент водород» - Слово хранителям знаний. Дилетанты. Лучший спортсмен. Обыватели. Фронтальная беседа. Свойства водорода. Ведущий. Скоростная дорожка. Водород. Номера практически возможных реакций. Материалы проекта или урока. Главное применение водорода. Проведем проверку знаний. Уравнения реакций. Действующие лица.

Всего в теме 46 презентаций

Как и в любой науке, в химии существует своя система условных обозначений, свой язык. Урок посвящен знакомству с языком химической науки, изучению символов химических элементов. Вы узнаете, когда и кем были придуманы современные символы химических элементов.

Тема: Первоначальные химические представления

Урок: Символы химических элементов

Еще в Средневековье, во времена алхимии использовались различные знаки для обозначения веществ, в основном металлов. Ведь основной целью алхимиков было получение из различных металлов золота. Поэтому каждый из них использовал свою систему обозначений.

В 19 в. появилась необходимость использования понятной для всех ученых символики. И одним из первых такую символику предложил Джон Дальтон. Но его обозначениями было неудобно пользоваться.

Рис. 1. Джон Дальтон и его система обозначения химических элементов

Современную систему химических знаков предложил в начале XIX в. шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус. Ученый предложил обозначать химические элементы первой буквой их латинского названия. В те времена все научные статьи печатала на латинском языке, он был общепринятым и понятным для всех ученых.

Например, химический элемент кислород (по-латински Oxygenium) получил обозначение О.

А химический элемент водород (Hydrogenium) - Н. Если названия нескольких элементов начинались на одну и ту же букву, то в символе элемента указывали вторую или одну из последующих букв названия. Например, ртуть (Hydrargyrum) обозначается Hg.

Обратите внимание, что первая буква знака химического элемента всегда заглавная, если есть вторая буква - то она строчная. Необходимо запоминать не только названия элементов и их символы, но и произношение, т.е. как эти символы читаются.

Определенных правил произношения знаков химических элементов нет. Их надо учить наизусть. Знаки некоторых химических элементов произносятся так же, как и соответствующая буква: кислород - «о», сера - «эс», фосфор - «пэ», азот - «эн», углерод - «цэ».

Знаки других элементов произносятся так же, как и называются сами элементы: «натрий», «калий», «хлор», «фтор».

Произношение некоторых знаков соответствует их латинскому названию: кремний - «силициум», ртуть - «гидраргирум», медь - «купрум», железо - «феррум».

Рис. 2. Символы и названия некоторых химических элементов

Знак химического элемента имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают все атомы данного элемента. Во-вторых, знаком химического элемента можно обозначить один или несколько атомов данного элемента. Например, запись O может означать: «химический элемент кислород» или «один атом кислорода».

Чтобы обозначить несколько атомов данного химического элемента, нужно перед его знаком поставить число, соответствующее количеству атомов. Например, запись 3N означает «три атома азота».

Цифра, стоящая перед знаком химического элемента, называется коэффициентом.

1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.19-21)

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§8)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§6)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

Домашнее задание

с.19-21 №№ 1-5 из Рабочей тетради по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского - М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Попово-Лежачанская средняя общеобразовательная школа»

Районный семинар учителей химии

Глушковского района Курской области

Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Знаки химических элементов»

Подготовила:

Кондратенко Ольга Васильевна,

учитель химии и биологии

МКОУ "Попово-Лежачанская» СОШ

Глушковского района Курской области

с.Попово-Лежачи

Химия, 8 класс

Дата: 29.09.2015

Урок №12

Тема: Знаки химических элементов

Цель: закрепить знания и умения у обучающихся по темам «Методы познания в химии», «Чистые вещества и смеси», «Химические элементы», «Относительная атомная масса химических элементов».

Задачи урока:

Образовательн ые :

  1. проверить знания и умения у обучающихся по темам «Методы познания в химии», «Чистые вещества и смеси», «Химические элементы», «Относительная атомная масса химических элементов» пользуясь интерактивными средствами обучения;
  2. обобщить знания учащихся по изученным темам;
  3. выявить пробелы в усвоении учебного материала.

Развивающие:

  1. развивать химический язык, логическое мышление, внимание, память, интерес к современной химической науке, любознательность учащихся, умение делать выводы и обобщения;
  2. формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала.

Воспитательные:

  1. формировать положительную мотивацию учебной деятельности, научное мировозрение;
  2. развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в группах;
  3. воспитывать умение работать в коллективе, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие;
  4. развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.

Планируемые результаты:

личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, самоопределению; ответственное отношение к учению; способность ставить цели и строить жизненные планы; формирование коммуникативной культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни;

метапредметные: уметь ставить цель и планировать пути её достижения, выбирая более рациональные способы решения данной проблемы; учиться корректировать свои действия в связи с изменением создавшейся ситуации; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и потребностей; уметь организовывать совместную работу со сверстниками в группе; уметь находить информацию в различных источниках; владеть навыками самоконтроля, самооценки;

предметные:

знать : основные химические понятия «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», знаки основных химических элементов; состав простых и сложных веществ; роль химии в жизни человека и в решении экологических проблем;

уметь: по формуле отличать простое вещество от сложного; химический элемент отличать от простого вещества; анализировать и объективно оценивать навыки безопасного обращения с веществами; устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире; использовать различные методы изучения веществ.

Тип урока: контроль знаний.

Формы работы : групповая, работа в парах, игровая.

Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый.

Приемы обучения : постановка проблемных вопросов.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация Power Point

Оборудование для учителя и учащихся: компьютер, проектор, таблица «Периодическая таблица химических элементов», лабораторный штатив, кольцо, фарфоровая чашка, спиртовка, фильтровальная бумага, ножницы, химические стаканы, стеклянная палочка, загрязненная смесь соли, вода.

Литература:

Для учителя:

  1. Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс к учебникам О. С. Габриеляна, Л. С. Гузея, Г. Е. Рудзитиса. - М: «ВАКО», 2004;
  2. Радецкий А. М., Горшкова В. П. Дидактический материал: химия 8-9 классы — М: Просвещение, 1997.

Для ученика:

Химия: неорганическая химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. - М: «Просвещение», 2014 г.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

Учитель: Добрый день! Прошу всех садиться. Я поздравляю вас еще с одним чудесным днем. И мы с вами продолжаем творить волшебство на уроках химии.

II. Мотивация учебной деятельности (1 мин)

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Он будет проходить в форме игры. Оценка вашей работы в конце урока будет тем выше, чем больше баллов вы наберете. Количество заданий и их тип подобраны таким образом, что за выполнение работы вы сможете заработать более 40 баллов. Оценку вы получите согласно схемам пересчета, находящимся у вас на партах.

БЛАНК ОТВЕТОВ

ЗАДАНИЯ

Количество набранных баллов

1. «Внимание, вопрос!» (7 баллов)

2. «Цветик-семицветик». (7 баллов)

3. «Крестики-нолики». (3 балла)

4. «Юные химики и химички». (15 баллов)

5. «Раздели меня». (4 балла)

6. «Ассоциации». (9 баллов)

7. «Я на выдумки мастак». (7 баллов)

8. «Парад химических элементов». (3 балла)

9. «Логические круги». (6 баллов)

10. «Пирамида». (3 балла)

11. Конкурс «Термины». (12 мин)

12. Конкурс «Последний шанс» (10 мин)

III. Контроль и коррекция знаний

1. Внимание, вопрос! (10 мин)

Учитель: Расскажите об этимологии названий химических элементов.

Ученик: Названия элементов имеют различную этимологию. Они происходят из:

названий стран и континентов - например, название рутений произошло от латинского названия России, а названия европий и америций - от названий континентов: Европа и Америка;

фамилий выдающихся химиков - например: менделевий, нобелий, резерфордий;

названий планет - например: уран, нептуний, плутоний;

названий рек - например, рений.

Все известные элементы имеют символы. Символьное обозначение элементов было предложено в 1814 году Й. Я. Берцелиусом. Раньше тоже использовались различные сокращенные обозначения элементов и соединений. Одним из таких видов обозначений были графические символы.

Учитель: Что мы знаем из истории развития языка химии?

Ученик: Еще в Средневековье, во времена алхимии использовались различные знаки для обозначения веществ, в основном металлов. Ведь основной целью алхимиков было получение из различных металлов золота. Поэтому каждый из них использовал свою систему обозначений. В 19 в. появилась необходимость использования понятной для всех ученых символики. И одним из первых такую символику предложил Джон Дальтон. Но его обозначениями было неудобно пользоваться.

Учитель: Расскажите об системе обозначения химических элементов Й.Я. Берцелиуса

Ученик: Современную систему химических знаков предложил в начале XIX в. шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус. Ученый предложил обозначать химические элементы первой буквой их латинского названия. В те времена все научные статьи печатала на латинском языке, он был общепринятым и понятным для всех ученых. Например, химический элемент кислород (по-латински Oxygenium) получил обозначение О. А химический элемент водород (Hydrogenium) - Н. Если названия нескольких элементов начинались на одну и ту же букву, то в символе элемента указывали вторую или одну из последующих букв названия. Например, ртуть (Hydrargyrum) обозначается Hg. Обратите внимание, что первая буква знака химического элемента всегда заглавная, если есть вторая буква - то она строчная. Необходимо запоминать не только названия элементов и их символы, но и произношение, т.е. как эти символы читаются. Определенных правил произношения знаков химических элементов нет. Их надо учить наизусть. Знаки некоторых химических элементов произносятся так же, как и соответствующая буква: кислород - «о», сера - «эс», фосфор - «пэ», азот - «эн», углерод - «цэ». Знаки других элементов произносятся так же, как и называются сами элементы: «натрий», «калий», «хлор», «фтор». Произношение некоторых знаков соответствует их латинскому названию: кремний - «силициум», ртуть - «гидраргирум», медь - «купрум», железо - «феррум».

Учитель: Какое значение знаков химических элементов?

Ученик: Знак химического элемента имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают все атомы данного элемента. Во-вторых, знаком химического элемента можно обозначить один или несколько атомов данного элемента. Например, запись O может означать: «химический элемент кислород» или «один атом кислорода».

Чтобы обозначить несколько атомов данного химического элемента, нужно перед его знаком поставить число, соответствующее количеству атомов. Например, запись 3N означает «три атома азота». Цифра, стоящая перед знаком химического элемента, называется коэффициентом.

Ученик: Попытки упорядочить старинные химические знаки продолжались до конца XVIII века. В начале XIX века английский химик Дж. Дальтон предложил обозначать атомы химических элементов кружками, внутри которых помещались точки, чёрточки, начальные буквы английских названий металлов и др. Химические знаки Дальтона получили некоторое распространение в Великобритании и в Западной Европе, но вскоре были вытеснены чисто буквенными знаками, которые шведский химик Й. Я. Берцелиус предложил в 1814. Высказанные им принципы составления химических знаков сохранили свою силу до настоящего времени. В России первое печатное сообщение о химических знаках Берцелиуса сделал в 1824 московский врач И. Я. Зацепин.

Учитель: Каковы принципы обозначения?

Ученик: Современные символы химических элементов состоят из первой буквы или из первой и одной из следующих букв латинского названия элементов. При этом только первая буква — заглавная. Например, H — водород (лат. Hydrogenium), N — азот (лат. Nitrogenium), Ca — кальций (лат. Calcium), Pt — платина (лат. Platinum) и т. п. Для новооткрытых трансурановых элементов, которые пока не получили утверждённого ИЮПАК названия, используют трехбуквенные обозначения, означающие числительное — порядковый номер. Например, Uut — унунтрий (лат. Ununtrium, 113), Uuh — унунгексий (лат. Ununhexium, 116). Изотопы водорода имеют особые символы и названия: H — протий 1H, D — дейтерий 2H, T — тритий 3H. Для обозначения изобаров и изотопов перед символом химического элемента вверху ставится массовое число (напр., 14N), а слева внизу — порядковый номер элемента (атомный номер) (напр., 64Gd). В том случае, когда в химических формулах и химических уравнениях не указаны массовое число и порядковый номер, каждый химический знак выражает среднюю относительную атомную массу его изотопов в земной коре. Для обозначения заряженного атома вверху справа указывается заряд иона (напр., Ca2+). Внизу справа указывают число атомов данного элемента в реальной или условной молекуле (напр., N2 или Fe2O3). Свободные радикалы обозначаются точкой справа (напр., Cl·).

Ученик: Химики древнего мира и средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других. Семь металлов древности изображали астрономическими знаками семи небесных светил: Солнца (, золото), Луны (☽ , серебро), Юпитера (♃ , олово),Венеры (♀, медь), Сатурна (♄ , свинец), Меркурия (☿ , ртуть),Марса (♁ , железо). Металлы, открытые в XV—XVIII веках, — висмут, цинк, кобальт — обозначали первыми буквами их названий. Знак винного спирта (лат. spiritus vini) составлен из букв S и V. Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis, азотная кислота) и золотой водки (лат. aqua regis, царская водка, смесь соляной и азотной кислот) составлены из знака воды Ñ и прописных букв F и R соответственно. Знак стекла (лат. vitrum) образован из двух букв V —прямой и перевёрнутой.

Учитель: Расскажите про международные и национальные символы.

Ученик: Приведённые в Периодической таблице элементов символы являются международными, но наряду с ними в некоторых странах употребительны обозначения, произведённые от национальных названий элементов. Например, во Франции вместо символов азота N, бериллия Be и вольфрама W могут использоваться Az (Azote), Gl (Glucinium) и Tu (Tungstène). В США вместо знака ниобия Nb нередко применяют Cb (Columbium). В Китае используется свой вариант химических знаков, основанный на китайских символах. Большинство символов были изобретены в XIX — XX веках. Символы для металлов (кроме ртути) используют радикал или («золото», металл вообще), для твёрдых при нормальных условиях неметаллов — радикал («камень»), для жидкостей — («вода»), для газов — («пар»). Например, символ молибдена состоит из радикала и фонетика, задающего произношение mu4.

Физкультминутка (1 мин)

2. Игра «Цветик-семицветик» (7 баллов) (2 мин.)

Вписать в каждый лепесток цветика-семицветика физические тела или вещества (по вариантам), которые нужно выбрать из определенного перечня.

Гвоздь, цинк, ваза, молоток, железо, поваренная соль, ложка, магний, золото, вода, льдина, яблоко, карандаш, стекло.

Физические тела Вещества

Ответы:

Тела: гвоздь, ваза, молоток, ложка, льдина, яблоко, карандаш.

Вещества: цинк, железо, поваренная соль, магний, золото, вода, стекло.

3. Игра «Крестики-нолики» (3 балла) (1 мин)

Найдите выигрышный путь в таблицах:

I вариант — однородные смеси;

II вариант — неоднородные смеси.

Ответ:

Верхняя строчка — однородные смеси;

Нижняя строчка — неоднородные смеси.

4. Конкурс «Юные химики» (15 баллов, по 1 баллу за каждое правильный ответ) (2мин)

Какая из команд больше назовет правил техники безопасности в кабинете химии.

5. Конкурс «Раздели меня» (4 балла), по 1 баллу за правильный ответ) (3 мин)

Установите соответствие между смесью и методом, которым ее можно разделить на чистые вещества.

Ответ:

I вариант

II вариант

6. Конкурс «Ассоциации». (9 баллов) (2 мин)

Участникам необходимо назвать лабораторное оборудование, которое по функции, внешнему виду или названию ассоциируется с изображенным на рисунке объектом;

7. Конкурс «Я на выдумки мастак» (7 баллов, по 1 баллу за элемент). (1 мин)

Назовите как можно больше химических элементов, используя буквы термина «Вольфрам».

Ответ: ванадий, осмий, литий, франций, родий, алюминий, магний.

8. Конкурс «Парад химических элементов» (3 балла). (1 мин)

Заполни таблицу.

Ответ:

10 . Конкурс «Пирамида» (3 балла) (2 мин)

Составьте пирамиду химических элементов по их атомным массам.

Ответ:

11. Конкурс «Термины». (12 баллов, по 1 баллу за правильный ответ) (2 мин)

Учитель диктует названия химических элементов, учащиеся записывают их символами на доске.

Ответ:

N, Na, Ba, Ca, H, O, C, Al, Mg, K, Cl, F.

12. Конкурс «Последний шанс» (10 баллов, по 1 баллу правильный ответ) (2 мин)

Команды по очереди, не повторяясь, отвечают на вопросы. Выигрывает та из них, которая последней даст ответ. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит).

Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел).

Феррумный характер. (Железный характер).

Слово — аргентум, а молчание — аурум. (Слово — серебро, а молчание — золото) .

Много аш два о утекло. (Много воды утекло) .

Какой элемент всегда рад. (Радон).

Какой газ утверждает, что он не он? (Неон).

Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран).

Какой элемент является настоящим «гигантом» (Титан).

Какой элемент назван в честь России? (Рутений).

IV. П одведение итогов. (1 мин.)

Учитель: Мы с вами все это время на протяжении двенадцати уроков старались открыть символическую дверь и войти в интересную страну, которая называется химией. Мы смогли ее немножечко приоткрыть и поглядеть, что за ней. Там интересно, там много неизвестного, которое влечет нас. Сейчас мы решим, готовы ли вы к серьезным испытаниям, которые ждут нас. Выясним, достаточно ли у вас для этого знаний, хорошо ли вы усвоили данные темы. Да не просто усвоили, а кто из вас сделал лучше.

(Объявление оценок по баллам)

V. Домашнее задание (1 мин)

§12, №1-4 с.44. Творческое задание: составить химический кроссворд.

VI. Рефлексия (1 мин)

Сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

Язык химии. Знаки химических элементов.


Химический язык и его части


Человечество использует много разных языков. Кроме естественных языков (японского, английского, русского – всего более 2,5 тысяч), существуют еще и искусственные языки, например, эсперанто. Среди искусственных языков выделяются языки различных наук. Так, в химии используется свой, химический язык. Химический язык – система условных обозначений и понятий, предназначенная для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации. Сообщение, написанное на большинстве естественных языков, делится на предложения, предложения – на слова, а слова – на буквы. Если предложения, слова и буквы мы назовем частями языка, то тогда мы сможем выделить аналогичные части и в химическом языке (таблица 1).

Таблица 1.Части химического языка

Информация об атомах и химических элементах

(" буквы" химического языка)

Информация о химических веществах

("слова" химического языка)

Информация о химических реакциях ("предложения" химического языка)

СИМВОЛЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

ХИМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ

СХЕМЫ И УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ



Любым языком овладеть сразу невозможно, это относится и к химическому языку. Поэтому пока вы познакомитесь только с основами этого языка: выучите некоторые " буквы" , научитесь понимать смысл " слов" и" предложений" . Вы познакомитесь с названиями химических веществ – неотъемлемой частью химического языка. По мере изучения химии ваше знание химического языка будет расширяться и углубляться.

Химические знаки (символы химические) - буквенные обозначения химических элементов. Состоят из первой или из первой и одной из следующих букв латинского названия элемента,напр., углерод - С (Carboeum), кальций - Ca (Calcium), кадмий - Cd…

Символ химического элемента – условное обозначение химического элемента.

Историческая справка: Химики древнего мира и средних веков применяли для обозначения веществ, химических операций и приборов символические изображения, буквенные сокращения, а также сочетания тех и других. Семь металлов древности изображали астрономическими знаками семи небесных светил: Солнца (☉ , золото), Луны (☽ , серебро), Юпитера (♃ , олово),Венеры (♀, медь), Сатурна (♄ , свинец), Меркурия (☿ , ртуть),Марса (♁ , железо). Металлы, открытые в XV-XVIII веках, - висмут, цинк,кобальт - обозначали первыми буквами их названий. Знак винного спирта (лат. spiritus vini) составлен из букв S и V. Знаки крепкой водки (лат. aqua fortis, азотная кислота) и золотой водки (лат. aqua regis, царская водка, смесь соляной и азотной кислот) составлены из знака водыÑ и прописных букв F и R соответственно. Знак стекла (лат. vitrum) образован из двух букв V -прямой и перевёрнутой.



Попытки упорядочить старинные химические знаки продолжались до конца XVIIIвека. В начале XIX века английский химик Дж. Дальтон предложил обозначать атомы химических элементов кружками, внутри которых помещались точки, чёрточки, начальные буквы английских названий металлов и др. Химические знаки Дальтона получили некоторое распространение в Великобритании и в Западной Европе, но вскоре были вытеснены чисто буквенными знаками, которые шведский химик Й. Я. Берцелиус предложил в 1814. Высказанные им принципы составления химических знаков сохранили свою силу до настоящего времени. В России первое печатное сообщение о химических знаках Берцелиуса сделал в 1824московский врач И. Я. Зацепин.

Ниже приведена таблица химических знаков некоторых элементов, их названия, относительные массы и произношение.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АТОМНАЯ МАССА

Историческая справка: Английский ученый Джон Дальтон (1766–1844) на своих лекциях демонстрировал студентам выточенные из дерева модели атомов, показывая, как они могут соединяться, образуя различные вещества. Когда одного из студентов спросили, что такое атомы, он ответил: «Атомы – это раскрашенные в разные цвета деревянные кубики, которые изобрел мистер Дальтон».

Конечно, Дальтон прославился не своими «кубиками» и даже не тем, что в двенадцатилетнем возрасте стал школьным учителем. С именем Дальтона связано возникновение современной атомистической теории. Впервые в истории науки он задумался о возможности измерения масс атомов и предложил для этого конкретные способы. Понятно, что непосредственно взвесить атомы невозможно. Дальтон рассуждал только о «соотношении весов мельчайших частиц газообразных и других тел», то есть об относительных их массах. И поныне, хотя масса любого атома в точности известна, ее никогда не выражают в граммах, так как это исключительно неудобно. Например, масса атома урана – самого тяжелого из существующих на Земле элементов – составляет всего 3,952·10–22 г. Поэтому массу атомов выражают в относительных единицах, показывающих, во сколько раз масса атомов данного элемента больше массы атомов другого элемента, принятого в качестве стандарта. Фактически это и есть «соотношение весов» по Дальтону, т.е. относительная атомная масса.

· Массы атомов очень малы.

Абсолютные массы некоторых атомов:

M(C) =1,99268 ∙ 10-23 г

M(H) =1,67375 ∙ 10-24 г

M(O) =2,656812 ∙ 10-23 г

· В настоящее время в физике и химии принята единая система измерения.

Введена атомная единица массы (а.е.м.)

m(а.е.м.) = 1/12 m(12C) = 1,66057 ∙ 10-24 г.

· Ar(H) = m(атома) / m (а.е.м.) =

1,67375 ∙ 10-24 г/1,66057 ∙ 10-24 г = 1,0079 а.е.м.

· Ar – показывает, во сколько раз данный атом тяжелее 1/12 части атома 12С, это безразмерная величина.

Относительная атомная масса - это 1/12 массы атома углерода, масса которого равна 12 а.е.м.

Относительная атомная масса безразмерная величина

Например, относительная атомная масса атома кислорода равна 15,994 (используем значение из периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева).
Записать это следует так, Ar(O) = 16. Всегда используем округлённое значение, исключение представляет относительная атомная масса атома хлора:

·Связь между абсолютной и относительной массами атома представлена формулой:

m(атома) = Ar ∙ 1,66 ∙ 10 -27 кг

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕМЫ

Используя ПСХЭ составьте пары из знаков химических элементов и соответствующих русских названий:
N, Ar, P, Al, S, Mg, Cr
Алюминий, сера, азот, хром, фосфор, аргон, магний
№2.

Используя ПСХЭ определите относительные атомные массы химических элементов с порядковыми номерами: 80, 23, 9, 2

Дайте характеристикухимическому элементу – О по его положению в ПСХЭ согласно плану:
Название русское
Порядковый номер
Произношение
Значение относительной атомной массы
№4.

Например, Cr , убираем из названия "хром" одну начальную букву и получаем "ром"

Разгадайте новое слово,которое можно получить, если от начала или конца названия химического элемента убрать число букв, соответствующее числу точек.

А) : . Pd:
Б) . Sn.

№6.
"Химический диктант"

Ваша задача при ответе на данный вопрос записать химические знаки (символы) элементов, русские названия которых будут приведены ниже (при написании ответа, записывайте символы через запятую и пробел, например, Ti, Co, Al):

Сера
Азот
Водород

Медь
Углерод
Калий
Кальций
Фосфор

Поработайте с тренажёром "Относительные атомные массы "


Часть I

1. По горизонтали таблица Д. И. Менделеева делится на периоды, которые подразделяются на:
а) малые, это периоды – 1, 2, 3;
б) большие, это периоды – 4, 5, 6, 7.

2. По вертикали таблица Д. И. Менделеева делится на группы, каждая из которых подразделяется на:
а) главную, или А группу;
б) побочную, или В группу.
IА группа – это группа щелочных металлов.
IIА группа – это группа щелочноземельных металлов.
VIIА группа – это группа галогенов.
VIIIА группа – это группа благородных, или инертных газов.

4. Аналогии языка химии с русским языком.

5. Дополните таблицу «Названия и знаки химических элементов».

6. Примеры названий химических элементов (в скобках укажите химический знак) в соответствии с этимологическими источниками.

1) Свойства простых веществ
Водород (Н), кислород (О), фтор (F)
2) Астрономия
Селен (Se), теллур (Te), уран (U)
3) География
Германий (Ge), галлий (Ga), полоний (Po)
4) Древнегреческие мифы
Тантал (Та), прометий (Pm), лютеций (Lu)
5) Великие учёные
Менделевий (Md), резерфордий (Rt), эйнштейний (Es)

Часть II

1. Установите соответствие между положением химического элемента в Периодической системе Д. И. Менделеева и химическим знаком.


А - 5; Б - 1; В – 2; Г – 4

2. Выберите символы или названия химических элементов одного большого периода. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название металла, который используется для изготовления бенгальских огней: магний.

1) калий М
2) Br А
5) марганец Г
6) Cu Н
8) Ca И
9)Zn Й

3. Впишите в соответствующие столбцы названия следующих химических элементов:
Cl, He, Br, Ne, Li, I, K, Ba, Ca, Na, Xe, Sr.

4. Заполните пропуски в логической схеме.
Химический элемент (Н, О) → химическая реакция (Н₂О) → химическое получение (2 Н₂О = 2 Н₂ + О₂).

5. Сделайте обобщение:
химические элементы – углерод, кремний, олово, свинец – относятся к IVА группе.

6. В левую колонку таблицы запишите, по какому признаку химические элементы разделены на две группы.

7. Установите соответствие между произношением и химическим знаком (символом).

А – 3; Б – 6; В – 2; Г – 7; Д – 5; Е – 1.

8. Вычеркните «лишнее»:

Кюрий, менделевий, бром , эйнштейний.

9. Общий этимологический источник названий химических элементов:

U, Te, Se – это планетарий.

10. В честь различных государств или частей света названы элементы:

Германий, галлий, франций, дубний.

error: