Функции исторической науки в современном мире. Предмет, функции истории

Методология исторической науки, равно как и политической истории, есть своего рода конкретизация всеобщего метода исторического материализма. Но специфика этой конкретизации зависит от содержания науки, и как каждое специфическое, не является лишь простым проявлением общего. При этом, не только историческая наука имеет свои особенности по сравнению с другими общественными науками, но и ее составные части, в том числе и политическая история также имеет свои отличия, свои закономерности.

Методологическую базу политической истории составляют следующие приемы и методы:

Использование сравнительных характеристик процессов и явлений;- установление причинно-следственных связей между различными историко-политическими событиями;

Анализ исторических сведений и документов.

Политическая история является во многом основой для политических наук, что связано с восприятием ее как первоисточника информации, касающейся политики. Политическая история России раскрывает первоосновы политического становления государства, причины возникновения тех или иных политических ситуаций, описывает сопутствующие исторические события и проводит анализ взаимосвязи. В рамках данной научной дисциплины анализируются политические факторы, которые порождали такие явления, как революции, войны, социально- экономические кризисы. С опорой на политическую историюпроводится анализ современной политической ситуации в России с целью предотвратить повторение ошибок, совершенных на предыдущих исторических этапах.

Наиболее отчетливо проявляются три основные функции: познавательная, интеллектуально развивающая, практически-политическая, мировоззренческая. Познавательная, интеллектуально развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения историко-политических фактов, выявления главных тенденций политического развития истории. Не случайно на научном языке весьма часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени.

Практико-политическая функция состоит в том, что политическая история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегая тем самым субъективные решения политического характера.

Вместе с тем, знание политической истории способствует определению оптимального варианта политики по руководству массами и взаимодействия с ними различных политических партий и движений.

Мировоззренческая функция при изучении политической истории в значительной степени определяет формирование научно-политического мировоззрения. Это и понятно, так как политическая история дает документально точные данные о выдающихся политических событиях прошлого, опираясь на различные источники. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. В этой связи знание политической истории вооружает людей пониманием исторической политической перспективы. Политическая история не есть политика, “опрокинутая в прошлое”, хотя между ними существует определенная связь. Политическую историю нельзя модернизировать, подгонять под сложившиеся концепции и схемы. Неправильно, тенденциозно описанная и изученная политическая история никого, никогда и ничему не научит. Более того, она вредна, ибо самое худшее для общественно - политической практики - это ориентировка на искаженный исторический опыт.

Политической истории присуща и воспитательная функция. Изучение политической истории воспитывает у народа высокие политические качества, помогает прививать навыки к гуманной политике, направленной на осуществление интересов большинства людей. Знание политической истории активно формирует такие гражданские качества, как патриотизм и интернационализм; позволяет познать моральные нравственные качества и ценности человечества в их развитии; понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро. Вместе с тем, знание политической истории позволяет глубже разобраться в пороках общества, людей, политических руководителей, в их влиянии на человеческие судьбы.

Наконец, изучение политической истории позволяет выяснить, какие интересы отражает политика тех или иных политических партий, общественных групп, их лидеров, и соотнести классовые, социальные интересы с общечеловеческими, показать приоритет общечеловеческих интересов на конкретных примерах общественно-политических явлений. Это весьма важно, прежде всего, потому, что в современных условиях политической и идеологической борьбы сохраняется большой разрыв между растущей политизацией всех сторон общественной жизни и реальным уровнем политических знаний и политической культуры. По мере включения в процессы преобразований громадных масс населения этот разрыв приобретает или, по крайней мере, может приобрести трагические черты, которые несомненно приведут к кровавой развязке. Об этом свидетельствуют трагические события августа 1991г., октября 1993г. в Москве.


История – это наука о развитии человеческого общества. Предметом изучения истории явл. действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.

По широте изучения объекта история подразделяется: история мира, история континентов (например Африки), история отдельных стран и народов. Отрасли исторических знаний выделяют: гражданскую, политическую, историю государства и права, государственного управления, историю хозяйства, религии, культуры, музыки, языка, литературы, военную, социальную. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам. Вспомогательные исторические дисциплины способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом: хронология, палеография, нумизматика, сфрагистика - печати; эпиграфия - надписи на камнях, глине, металле; генеалогия - происхождение городов и фамилий; топонимика - происхождение географических названий; краеведение, источниковедение, историография,

История взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, социология, философия, юридические науки, литература и др. В отличие от них история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.).

Главная задача истории состоит в изучении конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

История выполняет несколько социально значимых функции: первая - познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении исторического пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю России.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. История, является фундаментом, на котором основана наука об обществе.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм и интернационализм; показывает роль личности в развитии общества; видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.



Вопросы к экзамену по истории России для студентов-заочников

1. История как наука. Предмет, метод, функции истории.

2. Самобытность России как научная проблема.

3. Восточные славяне в VI - IX вв. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.

4. Принятие Русью христианства и его значение.

5. Раздробленность Руси XII - XIII вв. Русь в борьбе против шведской и немецкой агрессии.

6. Монгольское нашествие. Проблема зависимости Руси от Золотой Орды. Влияние монголо-татарского ига на политическое, экономическое и культурное развитие Руси.

7. Формирование Московского государства в начале XIV - XV вв.
Усиление Московского княжества. Иван III.

8. Московское государство в XVI в. Экономическое и социально-политическое развитие. Иван IV Грозный. Опричнина.

9. Русская Смута начала XVII в. Воцарение династии Романовых.

10. Социальные движения в России XVII века. Церковная реформа
Никона. Воссоединение Украины с Россией.

11. Правление Петра Великого. Утверждение абсолютизма. Внешняя политика России. Реформы в экономике и административно-государственной сфере.

12. Российская империя в середине и второй половине XVIII века.

13. Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812
года и заграничный поход. Образование Священного союза.

14. Движение декабристов.

15. Правление Николая I. Политическая реакция и и гонение на свободомыслие. Западники и славянофилы. Кавказская и Крымская войны.

16. Эпоха великих реформ Александра II. Причины и последствия отмены крепостного права. Революционно-демократическое движение.

17. Причины усиления самодержавного строя в начале 80-х годов.
Контрреформы Александра III. Развитие капитализма

18. Россия в начале XX в. Война с Японией. Первая русская революция 1905-1907 гг., её итоги.

19. Реформы П.А. Столыпина.

20. Первая мировая война и участие в ней России.

21. Общенациональный кризис. Февральская революция и ее итоги.
Россия от февраля к октябрю 1917 г.

22. Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия большевиков. Гражданская война и её итоги.

23. СССР в 20 - 30-с годы. Итоги НЭПа, индустриализации и коллективизации.

24. Великая Отечественная война и ее основные этапы. Причины
и цена победы. Влияние СССР на мировую политику. Мир после Потсдамской конференции. Начало «холодной войны».

25. Восстановление разрушенного хозяйства. Реформы Н. С. Хрущев «Оттепель». Внешнеполитический курс. Годы «застоя».

26. Перестройка в СССР. Новое политическое мышление.

27. Образование и распад СССР. Последствия распада.

28. Изменение экономического и политического строя в стране. Либеральные реформы в России. «Шоковая терапия». Конституционный кризис октября 1993 года.

29. Социальные последствия реформ. Чеченкая война. Внешняя политика России на рубеже веков.

30. Россия в XXI веке. Россия и СНГ. Место новой России в международных отношениях. Перспективы дальнейшего социально-экономического
развития страны.

История как наука. Предмет, метод, функции истории.

Прежде всего, что такое история? История – это одна из наиболее древних наук. История в античной традиции воспринималась как занимательное повествование о жизни великих людей: правителей, полководцев, философов. В таких жизнеописаниях реальность нередко переплеталась с вымыслом, события излагались без учета хронологии и вне связи друг с другом.

В средневековье было чрезвычайно распространено летописание. Сформировался определенный стереотип восприятия прошлого. История того или иного народа трактовалась как история его правителей, при этом сам народ выступал в качестве безликой массы. Как наука история сформировалась в эпоху Возрождения и Нового времени. История – это наука о развитии человеческого общества во всем его многообразии. Предметом изучения истории являются действия людей и вся совокупность отношений в обществе как в прошлом, так и в настоящем.

История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История - наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

Читайте также:

ВВЕДЕНИЕ.

1.Предмет истории.

Науки подразделяются на естественный и общественные или гуманитерные, история является одной из гуманитарных или общественных дисциплин. Корни истории уходят в глубокую древность. Уже тогда возникла необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых профессиональных историков Геродота (481 – 425 гг. до н.э.). В основе всякой науки лежат факты, точно также исторический факт является фундаментальной категорией исторического знания. Факт это событие или явление исторической действительности.

Определения:

История это наука о прошлом.

История этодеятельность человека преследующего свое цели.

Как науку историю интересуют вопросы: Что произошло, когда, как и почему? Она изучает события и явления в прошлом.

История как наука многогранна. Она включает:

    изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история );

    исследование отдельных регионов, стран, континентов (история Европы, история Азии, история городов и т.д.);

    изучение различных направлений исторического процесса , жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);

Ее предметом является изучение деятельности людей , а также отношений человеческого общества.

2.Функции истории.

а) Функция социальной памяти.

Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…» (Геродот. История. – Л.: 1972, стр.12).

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. История – посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашего отечества, истории развития человечества. Неслучайно, выдающийся историк ХХ века Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?» (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. В 3-х томах. Т.3. Время мира. – М.: Прогресс, 1992, стр.11).

Обращение к истории помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда вышли, куда идем, во имя чего?

Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно, при этом, соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.

б) Научно-познавательная функция.

Научно-познавательная функция – неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков прошлого. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. «Без знания истории, — писал В.О.Ключевский, — мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М.: 1968, стр. 332).

Осмысление прошлого поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры в будущее.

в) Прогностическая функция.

Исторические исследования являются основой для социального прогнозирования. Игнорирование исторического прошлого может привести к негативным последствиям. Однако зачастую прогнозы не сбываются. Например, прогноз о построении коммунизма в СССР. Прогнозироч вание - дело сложное, поскольку в общественной жиз-ни действует слишком большое число факторов, свя-занных с деятельностью отдельных субъектов. Поэтому любой социальный прогноз носит вероятностный харак-тер. Отдельные социальные и экономические процессы легче поддаются учету и анализу, и прогнозирование их развития имеет широкое применение. Этим занимаются в основоном социологи, психологи, экономисты.

В марксистской методологии истории прогнозирующая функция истории выделялась как важнейшая. При этом делалась существенная оговорка, что речь идет о предвидении на уровне событий всемирно-исторического масштаба либо о «вероятностном знании устойчивых типов».

Что же касается конкретных примеров точного прогнозирования средствами исторической науки, привести их фактически ни один автор не может. Со страниц одной работы в другую переходит один и тот же пример о предвидении Ф.Энгельсом первой мировой войны, между его появлением и войной прошло 27 лет.

Случаи удачного предвидения тех или иных черт будущего носят не более чем вероятностный характер Поэтому историк, исходя из необходимости серьезных исследо-ваний в области социального прогнозирования, не может не признать, что его прогноз отличен от предвиде-ния ученого-естествоиспытателя. Историографии противопоказано оперировать с предположительными величинами. Как указывает А.Стерн, «исследовать можно только то, что стало реальным, а именно-так и обстоит дело с прошлым. История будущего невозможна; она была бы всего лишь продуктом воображения: басней, романом».

Прогнозирование будущего нельзя рассматривать как обязательную функцию исторической науки. Пред-видения не входят в компетенцию истории, даже если ее исследования в отдельных случаях способствуют ус-пеху социального прогнозирования.

г) Воспитательная функция.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов сообщества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов. (см. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т.3. – М.: Наука, 1964, стр. 194) В эпоху Просвещения в своей «энциклопедии» Дидро и Д.Аламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминания о них мешает их повторению». (История в энциклопедии. Дидро и Д.Аламбер. – Л.: Наука, 1978, стр.13). Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа. (см. Болинброк Г.С. – Д. Письма об изучении и пользе истории. – М.: Наука, 1978, стр.13-15)

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, — писал Н.Г.Чернышевский, — можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек совершенно неразвитый умственно». (Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-ти томах. Т.2, стр.546).

3. Основные принципы и методы в историческом познании.

    Историзма – подход к действительности которая изменяется и развивается во времени.

    Объективности – обеспечивает получение истинного знания (беспристрастность).

    Ценностный – изучаемое прошлое соотносится с общепризнанными ценностями.

Основные методы в исторической нуке.

а) Историко-генетический метод - метод, посред-ством которого изучаются исторические явления в про-цессе их развития, от зарождения до гибели или совре-менного состояния. Он дает «биографию» исторического объекта (го-сударства, нации и т.д.).

б) Историко-генетический метод направлен на ана-лиз динамики исторических процессов. Он позволяет выявлять их причинно-следственные связи и законо-мерности исторического развития.

в) Описательный (идеографический ) метод . Сущность идеографического метода Г.Риккерт сводил к описанию индивидуальных особенностей, уникальных и исключительных черт исторических фактов.

г) Историко-сравнительныи метод состоит в сопос-тавлении исторических объектов в пространстве и во времени и в выявлении сходства и различия между ни-ми. Историко-сравнительныи метод предполагает использование различных приемов для сравнения сущ-ности разнородных исторических явлений. Применение же сравне-ния в сочетании с историко-генетическим методом по-зволяет объяснять сходство объектов их родством по происхождению и фиксировать взаимовлияние различ-ных исторических явлений.

д) Социально-психологический метод. Целое направление в науке под названием психоистория. В основе этого подхода лежат исследования австрийского ученого З. Фрейда. Жанр психобиографий. В 1958 г. психолог Э. Эриксон издал книгу «Молодой Лютер: психоанализ и история».

Благодаря К. Юнгу появилось понятие коллективное бессознательное , которое проявляется в массовых волнениях, восстаниях, революциях и т.д.

е) Колическтвенный или статистический метод.

Используется практически во всех науках. В истории появился в сер. ХХ века. Связано с использованием достижений математики и информатики и в первую очередь компьютера (демографическая история).

Тэма 1. ПЕРШАБЫТНАЕ ГРАМАДСТВА НА ТЭРЫТОРЫІ БЕЛАРУСІ

    Каменны і бронзавы век.

Першае пранікненне чалавека на тэрыторыю Беларусі адбылося ў прамежку часу 100 – 40 тыс. гадоў назад. Такая недакладнасць у вызначэнні тэрміну тлумачыцца тым, што ў старажытнасці беларускія землі былі заняты ледавіком. Ледавіковая эпоха пачалася каля 500 тыс. гадоў таму назад і скончылася толькі ў 9 тыс. да н. э. Ледавік не знаходзіўся на адным месцы. Ён рухаўся ў залежнасці ад змены клімату з поўначы на поўдзень і наадварот. Вучоныя вылучаюць найбольш моцныя зледзяненні: бярэзінскае (480 – 390 тыс. гадоў назад), дняпроўскае (320 – 250 тыс. гадоў назад) і паазерскае (105 – 85 тыс. гадоў назад). Археолагамі былі знойдзены прылады працы (востраканечнікі, скрэблы, рубілы) найстаражытнейшых людзей на поўдні Беларусі каля вёсак Клеявічы і Абідавічы. Каля 40 – 10 тыс. гадоў назад на тэрыторыі Беларусі з’явіліся людзі сучаснага фізічнага тыпу. Ім належаць стаянкі ля вёсак Юравічы (больш за 26 тыс. гадоў назад) і Бердыж (больш за 23 тыс. гадоў назад). Найбольш характэрным паказчыкам узроўню развіцця чалавечай дзейнасці лічацца матэрыялы, з якіх вырабляліся прылады працы. На гэтай падставе вучоныя вылучаюць каменны век (да канца 3 тыс. да н. э.), век медзі і бронзы (канец 2 тыс. – пач. 1 тыс. да н. э.) і жалезны век (пач. 1 тыс. да н. э. – да VII-VIII стст. н. э.). У сваю чаргу каменны век падзяляюць на палеаліт (старажытнакаменны – да адступлення ледавіка), мезаліт (сярэднякаменны – 9 – 5 тыс. да н. э.) і неаліт (4 – 3 тыс. да н.э.). Асноўным заняткам у эпоху палеаліту былі збіральніцтва, лоўля рыбы і паляванне. Толькі ў мезаліце тэрыторыя Беларусі была заселена поўнасцю. Першыя паселішчы будаваліся ў асноўным на берагах рэк і азёр. Жытлы былі наземныя і паўзямлянкавыя. У кожным жытле мясцілася адна сям’я. Жыхары аднаго паселішча складалі сваяцкую абшчыну, якая была часткай буйнейшага аб’яднання – племені. Людзі таго часу карысталіся лукам, стрэламі, сякерамі і нажамі з крамянёвых пласцін. Тады ж з’явілася першая свойская жывёла – сабака. У неаліце пачалі актыўна выкарыстоўваць шліхтаваныя каменныя прылады працы, керамічны посуд, зарадзіліся земляробства і жывёлагадоўля. Найбольш старажытныя назвы азёр, рэк і паселішчаў Беларусі сведчаць пра тое, што першымі людзьмі сучаснага тыпу былі фінамоўныя плямёны. Але ў канцы 3 тыс. да н. э. яны выціснуты балтамі, з прыходам якіх пачаўся век медзі і бронзы. Медзь і волава, з якіх вырабляецца бронза, не здабываліся на Беларусі. Іх завозілі з-за мяжы, таму металічныя прылады пакуль што заставаліся рэдкімі.

Страницы: следующая →

12345678910…16Смотреть все

  1. Методы исследования возрастной психологии

    Курсовая работа >> Психология

    … частнонаучные, а также специальные методы познания . Общими явились методы анализа и синтеза, … от исследователя знания основных принципов и методов их изучения. … исторические , этнопсихологические различия; б) при исследовании эффективности новых методов

  2. Основные принципы строения и функционирования экосистем и обитаемой биосферы в целом

    Реферат >> Экология

    Основные принципы строения и функционирования … же касается некоторых специфических методов (например, картографический, аэрофотометоды … недостаточно. Для познания биоценозов обязательно … его взаимосвязанных компонентов. Историческое развитие захватывает не …

  3. Метод литературной герменевтики. Теория понимания Ф. Шлейермахера

    Курсовая работа >> Иностранный язык

    … и, соответственно, его логика и методология исторического познания опираются на конкретно-научный фундамент … были выявлены основные принципы и методы герменевтического анализа: принцип диалогичности гуманитарного мышления; принцип единства грамматической …

  4. Основные принципы немецкой классической философии

    Реферат >> Философия

    Основные принципы немецкой классической философии. 2. Философия И. Канта: активность субъекта познания … отношению к метафизике методу мышления и познания - методу диалектическому, разработала … истории понимались как принципы исторической "разумности". Вместе …

  5. Основные принципы философии прагматизма и его представители Ч.Пирс, Д.Дьюи

    Контрольная работа >> Философия

    … …………………………………………………………………………3 1. Концепция прагматизма………………………………………………….…..4 2. Основные принципы ………………………………………………………….5 3. Чарльз Пирс — основоположник … Хаак. Прагматизм в исторической науке — термин, … метод , как бихевиористская ориентация в познании

Хочу больше похожих работ…

Историю считали учительницей жизни. Еще М.В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, мудрым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное»

Однако имело и по сей день имеет место и другое мнение, суть которого в том, что история не может преподать нам полезных уроков и поэтому не имеет реального значения.

На развитие исторической науки накладывает отпечаток социальный заказ, в связи с которым историческая наука призвана выполнять целый ряд функций: познавательную, воспитательную, аналитико-прогностическую, социальной памяти, практически-рекомендательную и др.

Среди функций исторического знания следует выделить функции, имеющие теоретическое значение:

Научно-познавательная – изучение процесса общественного развития, накопление, углубление знаний об историческом процессе, выявление закономерностей исторического развития.

Гносеологическая — создание концепций и теорий познания исторического процесса на основе научного исследования.

Эвристическая — открытие частных закономерностей в общественном развитии в процессе поиска истины.

К функциям исторического знания, имеющим прикладное значение, относятся:

Функция социальной памяти – сохранение в памяти опыта предшествующих поколений, традиций, обеспечивающих преемственность поколений и национальную самоидентификацию.

Формирование национальной идентичности происходит на основе изучения исторической жизни народа и является одной из актуальных функций исторического познания.

Мировоззренческая – формирование интеллектуальной основы человека, определяющей его жизненную позицию.

Воспитательная – формирование нравственных и гражданских качеств.

Политико-идеологическая – выработка общего взгляда на историю на основе «проекта будущего».

Аналитико-прогностическая – предоставление материала для прогнозирования будущего.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 4268 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение — это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения :
— жизненно-практический (обыденный);
— теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.

Здесь преобладают чувства, эмоции, переживания, соответствующие условия быта, национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. ФУНДАМЕНТОМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ЗНАНИЯ, ОЦЕНКИ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

Знания в мировоззрении — вся совокупность знаний о мире и человеке.

Оценки — выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации — формируют идеалы.

Идеал — всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни (т.е. идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом, из которых проявляется соответствующая его функция.

Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия — это эпоха, схваченная в мыслях.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

История как наука и учебная дисциплина.

История –это наука изучающая тенденции и закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности. История как учебная дисциплина составляет стержень обществоведческих курсов в системе гуманитарных и социальных наук, изучаемых студентами негуманитарных факультетов высших учебных заведений. Значение преподавания истории в вузе заключается в углублении научных знаний, раскрывающих основные закономерности развития общества, в дальнейшем формировании умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом, его систематизации и анализа.

В процессе обучения истории в вузе наряду с другими гуманитарными и техническими дисциплинами происходит социальная адаптация и становление личности студента. Функции исторической науки в обществе: 1.Научно-познавательная(состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути развития человеческого общества, в теоретическом обобщении фактов и событий, а также в выявлении главных тенденций истории развития мировых цивилизаций и их особенностей. 2.Прогнозирующая (материалы науки используются политиками для прогнозов) (история помогает выработать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. История призвана облегчить обществу и человеку самоосознание и показать пути к самоусовершенствованию. 3.Функции социальной памяти (накопление и сохранение в памяти человечества опыта предшествующих поколений) 4.Воспитательная функция (воспитывает людей в военном деле, в науке и технике, в промышленности, способствует формированию гражданских качеств, помогает осознать такие категории, как честь, долг перед обществом, добро и зло и в целом морально-нравственные ценности человечества в их развитии.) 5. Мировоззренческая (состоит в том, что мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным только тогда, когда опирается на объективную реальность, то есть исторические факты. История мировых цивилизаций, ее фактологическая сторона, является фундаментом для науки. Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения курса является формирование историзма мышления, ибо он приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития.)

Предмет –методы и функции исторической науки.

Принципы и методы исторической науки. Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е.

всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

К основным принципам научного исторического исследования относятся:

принцип объективности , который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

принцип историзма , требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса );

принцип социального подхода , подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

принцип альтернативности , допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

конкретно-исторический или идеографический метод ;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно историческое исследование;

сравнительно-исторический метод ; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

историко-генетический метод ;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

ретроспективный метод ;заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

историко-типологическийметод ; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

хронологический метод ; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

Функции истории . История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

описательная (нарративная) фунция , сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

познавательная (когнитивная, объяснительная) функция , суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;

прогностическая функция(предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция . Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти . Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

Существование и дальнейшее развитие любого народа неразрывно связано с его историческим прошлым. Народ без исторической памяти обречен на неминуемую деградацию и исчезновение. Помимо забвения истории существует и иная угроза – искажение исторического прошлого. Причиной тому может быть как отсутствие научных исследований по истории народа, так и полное неприятие или отсутствие интереса к этим исследованиям у большинства населения. В результате все исторические события воспринимаются на уровне обыденного сознания, факты искажаются или забываются, и создается отрывочная полумифическая картина, ведущая к утере подлинной исторической памяти народа. Другой причиной может быть целенаправленное искажение исторического прошлого. Как правило, это делается с определенными политическими целями в интересах отдельных политических партий и групп населения. Во избежание подобных трансформаций, в историческом знании должно поддерживаться равновесие познавательного, практического и социального начал.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Не секрет что, не обладая знаниями о прошлом, которые дают необходимый опыт, человеческое общество остановилось бы в своем развитии. С течением времени сформировалась такая сфера познания, как историческая наука. Функции, методы и этапы развития ее рассмотрим в этой статье.

Понятие исторической науки

История или историческая наука - сфера общественного познания, объектом изучения которой является прошлое человечества. Как любят говорить ученые: "История - социальная память человека". Это целый комплекс наук, рассматривающий историю как в широком смысле, например, всеобщая, так и в более узком - древнего мира, новейшая России, военная, и так далее.

Несмотря на то, что историческая наука, предмет и функции которой - изучение минувшего, вовсе не является статичной, ведь постоянно меняется база источников - появляются новые, подвергаются критике старые. Меняется экономическая и политическая обстановка в государстве, что тоже оказывает огромное влияние на историческую науку (как пример - оценка исторических событий в царской России и сменившей ее советской власти кардинально разнятся).

Как все начиналось

Официально считается, что историческая наука зародилась в V веке до нашей эры. Все помнят из курса школьной программы философа Геродота, которого по сей день считают Фукидида и его труд "История Пелопонесской войны", Ксенофонта и Полибия. Древние греки предпочитали описывать события, современниками которых они являлись - в приоритете были войны, биографии политиков и сама политика, а также другие народы и религия.

Большим вкладом в развитие исторической науки стали труды "Анналы" и "История" римского историка Публия Руководствуясь девизом - "Без гнева и пристрастия" (то есть объективно и с целью установления истины), - он занимался биографией римских императоров.

Со временем принципы и функции исторической науки античного времени нашли своё продолжение в трудах византийских ученых В Европе в средние века появляются летописи - описание событий по годам, все происходящее объясняется "божественным провидением", а история церкви становится приоритетным направлением для изучения. Самый известный мыслитель этого времени - святой Августин Блаженный.

Эпохи Возрождения и Просвещения

Эпоха Возрождения (Ренессанса) принесла такие нововведения в методы и функции исторической науки, как критика источника. Ученые в своих работах должны были обязательно ссылаться на источники, причём, чем больше было ссылок и цитирование, тем лучше. Известные мыслители этого времени - Бенедикт Спиноза, Френсис Бэкон (работа "Новый Органон", при написании которой использовался разработанный им метод индукции - от частного к общему).

Эпоха Просвещения послужила большим скачком для развития всех наук, в том числе и истории. Открываются новые источники, они систематизируются, расшифровываются. Впервые выдвигается мысль о том, что на развитие функций исторической науки оказывает влияние такой фактор, как форма правления. помимо вышеназванного, выделил ещё такие факторы:

  • физические (географическое положение, климат);
  • социальные (религия, население) факторы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер считал, что люди должны изучать "достижения ума человеческого и морали", тем самым заложив основы изучения культуры.

Дальнейшее развитие

В XIX веке в рамках философии позитивизма функции исторической науки заключались в значительном повышении роли исторических источников, источниковедение стало развиваться как самостоятельная дисциплина, а письменный источник - как единственно достоверный.

Особого внимания заслуживают работы:

  • Шпенглера "Закат Европы" (история - циклические культуры, которые зарождаются, переживают период расцвета и затем умирают);
  • Арнольда Тойнби "Цивилизация", учёный выделил пять ныне существующих цивилизаций и двадцать с момента зарождения, которые также рождаются, растут, приходят в упадок и умирают.

Двадцатый век - это время, когда исторические масштабы исследований расширяются географически, охватывая больше стран и народов, а также хронологически - от первобытного человека до современности. Это время господства формационного подхода в истории, основоположниками которого были Карл Маркс и Они считали, что определяющим фактором в жизни общества были материальные условия, от них зависели и социальные аспекты, и мировоззрение людей. Таким образом, история - процесс смены общественно-экономических формаций.

Двадцатый и двадцать первый века - времена, когда основные функции исторической науки размываются, стираются грани между историей и другими социальными науками - социологией, психологией. Учеными проводятся новые исследования и эксперименты, развиваются новые направления, например, контрфактическая история (изучает альтернативы исторических событий и процессов).

Познавательная и социальная функции

Другое название познавательной функции - информационная. Сущность ее состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать прошлое человечества, понять суть происходивших явлений и то, какое влияние они оказали на дальнейший ход истории, то есть закономерности исторического развития.

Социальная функция исторической науки или функция социальной памяти - это изучение опыта предыдущих поколений, сохранение их в памяти народа. Она имеет целью обеспечить способствовать национальной самоидентификации народов. Формирование исторической памяти чрезвычайно важно, от нее зависит стабильность общества, способность выживать в критических ситуациях. Как говорят ученые: "Народ умирает, когда становится населением, когда забывает свою историю".

Классический пример, почему социальная память чрезвычайно важна для народа - неприятие исхода и результатов Первой мировой войны в Германии привело к развязыванию ею Второй мировой войны уже буквально через два десятилетия.

Методы исторической науки

Предмет, принципы и функции исторической науки включают в себя как общие методы познания - анализ, индукция, синтез, дедукция (так как ими пользуется практически любая наука, не стоит останавливаться на них подробно), так и специальные, присущие только ей. К таким методам относятся:

  1. Ретроспективный - для того, чтобы выявить истинную причину события, учёный при помощи последовательных действий проникает в прошлое.
  2. Историко-сравнительный - сравнение исторических объектов путём сопоставления их во времени и пространстве, выявление сходства и различия.
  3. Историко-типологический - заключается в составлении классификаций событий и явлений, выявлении общих черт и различий в рассматриваемых объектах.
  4. Историко-генетический - рассмотрение изучаемого явления в динамике, от зарождения до гибели, то есть, в развитии.

Следует отдельно сказать, что функции исторической науки исключают метод эксперимента - нельзя с точностью воссоздать происходившие когда-то явления и процессы.

Принципы науки

Принципы в целом - это идеи, основополагающие правила. Основными принципами исторической науки являются:

  1. Историзм. Любой факт, явление или событие рассматривается в разрезе исторической обстановки, в динамике, во времени и пространстве.
  2. Объективность. Предполагает, во-первых, опору на подлинные факты, учёт как положительных, так и отрицательных моментов рассматриваемого явления. Во-вторых, историк должен быть независим от своих желаний и предпочтений, которые могут исказить историческое исследование.
  3. Альтернативность. Предполагает существование иного пути развития, кроме того, который произошел. Использование этого принципа позволяет увидеть неучтенные ресурсы и неосуществлённые возможности, позволяет извлечь уроки на будущее.
  4. Социальный подход. Означает, что в развитии определённых процессов значительную роль играют социальные интересы. Важно руководствоваться им при оценке программ политических партий, во внутренней и внешней политике государства.

Вспомогательные исторические дисциплины

Говоря о функциях исторической науки в современном мире необходимо затронуть те дисциплины, которые идут с ней нога в ногу в своих исследованиях и подразделяются на специальные и вспомогательные. Основными из них являются следующие науки:

  1. Историография. В широком смысле - это вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, которая изучает историю исторической науки. В более узком - это проведённые учёными-историками исследования в определённой области исторической науки или совокупность научных работ.
  2. Источниковедение. Это вспомогательная историческая дисциплина, которая комплексно изучает исторические источники, использует анализ явлений и событий. Источниковедение бывает теоретическим, занимается определением происхождения источников и их достоверности, а также прикладным (конкретным) - изучает отдельные отрасли и периоды истории.

Специальные исторические науки

Существует несколько специальных исторических дисциплин, которые помогают исторической науке наиболее полно раскрыть, изучить рассматриваемое событие или явление. Это нумизматика (изучает монеты), геральдика (гербы), палеография (письменность). Но наиболее значимыми из них являются археология и этнография:

  1. Термин "археология" образован от древнегреческих слов "архео" - древний и "логос" - наука. Это дисциплина, изучающая историю человечества по вещественным памятникам (зданиям, сооружениям, оружию, орудиям труда, предметам быта). Особенно возрастает роль этой дисциплины при изучении тех периодов истории, когда отсутствовала письменность, или тех народов, у которых письменности не было вообще.
  2. Термин "этнография" также является древнегреческим, "этнос" - народ, "графо" - пишу. Отсюда можно понять суть этой исторической дисциплины - она изучает происхождение народов (этносов), их состав, расселение и переселение, а также культуру и быт.

Исторические источники

Исторический источник - любая вещь, документ, который содержит информацию о прошлом и может быть использован для изучения исторических процессов. Существует несколько классификаций этих документов, делений их на группы (по цели создания, по степени близости к историческому факту).

Наиболее распространённым является деление источников на:

  • Вещественные - здания, сооружения, одежда, оружие, орудия труда и предметы быта - одним словом все, что создано руками человека.
  • Этнографические - обычаи, традиции, всевозможные обряды, верования.
  • Лингвистические - речь, говор, присущий человеку, народу.
  • Устные (фольклор) - песни, сказки, легенды.
  • Письменные - всевозможные рукописи, архивные документы, письма, нормативные акты, мемуары. Могут быть подлинниками или копиями.

Наука, история

Функции исторического знания, которые предопределяют человеческое понятие об исторических событиях, таковы:

  • интеллектуально-развивающая, познавательная - познание исторических процессов как социальной отрасли научных знаний и теоретическое обобщение фактов истории;
  • практически-политическая - помогает в разработке научно обоснованного политического курса путем выявления закономерностей в развитии общества и вариантов управления массами;
  • мировоззренческая - влияет на формирование научных мировоззрений путем предоставления точных, документально обоснованных, данных о событиях минувшего;
  • воспитательная - знание исторических фактов оказывает влияние на формирование гражданской позиции.

Предметом и функциями исторической науки является изучение развития человеческого общества во времени и пространстве, то есть исторический процесс. Без этих знаний общество не смогло бы развиваться и двигаться вперед.

Все гуманитарные науки призваны воспитывать людей, делать их человечнее. Так, главное в этическом учении И. Канта - категорический императив, то есть безусловное повеление исполнять свой нравственный долг («...от первого мгновенья до последнего», - скажет позже Р. Рождественский); пушкинская Татьяна Дмитриевна Гремина помнила свой долг («...я другому отдана и буду век ему верна»), а забывшей долг жены и матери Анне Аркадьевне Карениной Л. Н. Толстой «воздал», бросив ее под колеса поезда.

Воспитательная задача «очеловечения человечества» всегда наличествовала и у Истории, хотя нюансы менялись. В древности это был прямой призыв следовать конкретным положительным образцам, например подвигу стоявших насмерть воинов Леонида при Фермопилах:

Странник, во Спарту пришел, возвести ты народу, Что, исполняя свой долг, здесь мы костьми полегли.

Нравственный смысл своей «Истории Карла XII» Вольтер видел в излечении государей от «безумия завоеваний». Позже задачу Истории в широком смысле стали трактовать как воспитание исторического оптимизма.

В работе «О нашем призвании» Г. Я. Бакланов доказывает, что «призвание писателя - пропагандировать человечность», а В. А. Каверин в «Освещенных окнах» обоснованно убеждает нас, что надо учить не литературу, а литературой и равным образом не столько историю, сколько историей. Нельзя не согласиться с учителем истории 39-й московской школы А. Э. Тимофеевым: «Генеральная цель школьного обучения и воспитания... не столько в передаче знаний, сколько в обучении гуманизму, в привитии гуманистического императива, гуманистического идеала как жизненной концепции» 1 .

Человечеству грозит расчеловечивание в результате падения нравственности, вследствие углубляющегося разрыва-пропасти между научно-техническим прогрессом и состоянием морали.

И. Эренбург в журнальном варианте своих мемуаров «Люди, годы, жизнь» приводит мысль В. Маяковского: надо надеть на технику гуманистический намордник, а то она искусает человека (вспомним: гитлеровцы были близки к созданию атомной бомбы, и ею же стремятся овладеть современные террористы).

Присущий истории мощный воспитательный заряд очевиден, но важно определить, что и как воспитывать. Что надлежит воспитывать? Патриотизм - любовь и уважение к своей родине, к великим людям и рядовым труженикам, вносившим вклад в ее процветание, создававшим материальные и культурные ценности и защищавшим ее от вражеских нашествий; общечеловеческие ценности - гуманизм (человечность), терпимость (толерантность) к народам и отдельным людям, придерживающимся иных взглядов. Надо воспитывать на любви к прогрессивным явлениям и ненависти к темным проявлениям прошлого. Нельзя из мнимого патриотизма замалчивать негативные моменты своей истории, уподобляясь пятилетнему мальчику, выковыривающему из булки изюминки (пример К. М. Симонова).

Но чтобы рассказывающий о прошлом историк действительно сеял разумное, доброе, вечное, он сам должен быть честен. Необходимость «морального допуска» к занятиям историей должна быть аксиомой (едва ли не самые убедительные соображения об этом мы находим у просветителя XVIII века Мабли).

error: