Философия и мифология в садовом искусстве японии. Садово-парковое искусство японии кратко. Садовые тропинки и дорожки

30.Феодальные за 5.

5. В конце XII в. борьба феодальных кланов привела к возникновению новой столицы Камакура. Император сохранил только титул и функции верховного жреца синто. Развивается феодально-рыцарское мировоззрение. Самураи предпочитают в архитектуре строгость и благородную простоту, близкую национальному духу Японии. Кроме того популярным становится дзен-буддизм. Строятся дзенские монастыри, где храмы напоминают сельские хижины с земляными полами, обнажёнными стропилами (монастырь Энгакудзи, Сяридэн – хранилище реликвий). Пагоды отсутствуют. Крыши становятся очень высокими. Обожествляются деятели церкви и военачальники, развивается портретный жанр в искусстве. Появляется техника лепки по левкасу – мелованному грунту, нанесенному на дерево), глаза инкрустируются камешками. Статуи буддийских проповедников и военачальников ставятся в храмах. Художник Фудзивара Таканобу создаёт портрет первого сёгуна Японии Минамото Ёритомо в парадном чёрном однянии. Для стиля этого периода характерна строгость и лаконизм форм, выразительность силуэта, классическая чёрно-красно-белая цветовая палитра. Всё это призвано выразить стойкость и волевой характер сёгуна. В отличие от китайского портрета, где фигура изображается фронтально, здесь фигура расположена в пол-оборота.В 1333 г. феодалы Асикага завоевали власть и перенесли столицу вновь в Киото в район Муромати. Сёгуны покровительствовали искусствам, поэзии. Их привлекает старина, «патина времени» на вещах. В жилище преобладает стиль «Сёин-дзукури», для которого характерна большая связь с природой, простота, утилитарность. Внешние и внутренние перегородки (сёдзи и фусума) раздвигаются, создавая вариабельность решения пространства. Жилой дом состоит из разноуровневых пространств. На самом высоком уровне находится кабинет хозяина - «сёин», в который могут входить только равные ему по социальному статусу люди. Объёмы соединены в единую пластическую композицию, сблокированы, врезаны друг в друга. В интерьерах появляется монументальная живопись на ткани, натянутой на перегородки. Вместо алтаря Будды появляется ниша «токонома» с живописным свитком и букетом «икэбана». Создаются видовые точки из дома в сад и из сада на дом – «картины живой природы», павильоны в саду для занятий музыкой и поэзией. Примерами такоготипа павильонов могут служить Золотой павильон в монастыре Рокуондзи в Киото и Серебряный павильоны дворца сёгунов Асикага. Золотой павильон (Кинкакудзи), позже превращённый в храм, покрыт тонким слоем листового золота. Трёхъярксный павильон отражается в воде и является органической частью большого тенистого сада и озёрно-островного ландшафта. Серебряный павильон сочетал в себе святилище и кабинет. Он положил начало «чайным домикам». Культовое зодчество сблизилось со светским. Ярусный стиль распространился в жилищном и замковом строительстве.

31.Садово-парковая культура японии.

История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта. Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.Древесно-кустарниковая растительность для оформления сада подбиралась очень тщательно. Почти отсутствовал цветочный декор. Вечнозеленая флора в саду являлась источником блаженства и покоя. Доминирующим элементом считалась сосна обыкновенная, ценившаяся за высокий стройный ствол, стойкость и ажурность кроны. В одиночной посадке, как солитер, она воспринимается на фоне газона акцентом и дает эффектное отражение в воде. Палитра хвойных многокрасочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, и кипарис и др. то же можно сказать, и о лиственных, и о красиво цветущих породах: наряду с плодовыми весьма часто применяются рододендроны, магнолии, форзации. Реликтовое дерево гингко и камфорное дерево – не редкость.Японцы всегда любили вишню сакуру и персиковое дерево за красоту цветения в весенний период, клен за великолепную пурпурную осеннюю листву. Часто недалеко от дома высаживались банановые деревья специально, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховыми.А лотосы на прудах - в особом почете. Однако предпочтение отдается ирисам, хризантемам и пионам. Вдоль аллей сплошь покрывающие склон холма стриженые кустарники создают зеленый фон, демонстрируя свои «прически» в виде шаров и кубов. Трудно представить японский сад без бамбука - «подлинного классика», а среди травянистых прочное место завоевали хосты с их сердцевидными элегантными листьями.Старинный японский сад не знал газона. Открытые пространства покрываются речным песком, украшенным бороздками, иногда со сложными узорами. Японцы не стремятся к яркому красочному антуражу своего сада. Он скорее одноцветен. Один из одобряющих штрихов природы - мох разных оттенков и одноцветный. Весь пейзаж строится на массе нюансов крон деревьев или побегов кустарников или их листвы.

Характеристика японского сада

Тяготение к символике - характерная особенность японского сада. Там можно созерцать и дерево с причудливой кроной, напоминающее превратности судьбы человека, и изображение черепахи в виде определенной композиции из скал, и группировку камней и деревьев по семь, пять или три, кстати, тоже не случайно - расчет на воображение человека, который домысливает тот или иной пейзаж самостоятельно. К примеру, водную гладь заменяет гладкий песок, а горы - композиция из камней и обломков скал.Назначение большого парка менялось: то там была лодочная прогулка, но время которой можно любоваться чудесными пейзажами, то длительные путешествия вдоль тропинок парка и, наконец, любование одним из восхитительных пейзажей с определенной видовой точки вблизи дома или из него. Все эти правила впоследствии стали основой ландшафтных парков Европы.Японский сад (или парк) существует трех видов:

1) сад с холмами и водоемами;

2) плоский сад с водоемами и островами;

3) плоский сад без водоемов.

В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля:

1) под здания - 40 % от общей территории;

2) под открытые пространства сада или парка -30%;

3) под закрытые пространства - 30%.

Создатели садов и парков стремятся к копированию природы, к естественному равновесию, гармонии свободного и заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. А солистами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит. Популярна в ландшафтном искусстве Японии теория контрастов, берущая свое начало с XIII в. В жизни существует контраст двух сил - активной и пассивной. Высокий камень - господствующее, активное начало, камень лежащий - пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева. Мастером и теоретиком японского садово-паркового искусства монахом - художником Соами (1459-1526 гг.) - в руководстве «Предание о садах» еще более конкретизируется учение о контрастах. Он разработал 12 стилей простых и морских пейзажей.Стиль трав, например, требовал круглых холмов и плоских камней, узловатых сливовых деревьев на берегу водоема; а скалисто-морской стиль - высокого водопада, деревьев, разбитых грозой, и морских камней на берегу. В современном паркостроении является общепринятым учение о типах ландшафтов, играющее большую роль при разработке композиции парка, основой которого были камни. Теория выделяла 138 главных типов камней: камни-тропинки, лежачие, озерные, речные, делящие поток и т. п.

В Японии существовали в основном четыре типа садов:

1} императорские;

2) сады при монастырях;

3) миниатюрные садики при жилых домах;

4) сады чайных церемоний.

Наиболее впечатляющими из них стали «Сад камней» и Парк Катсура в Киото.

«Сад камней»

Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырехугольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы.Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций. Веранда настоятеля монастыря есть видовая точка, с которой только и можно смотреть на этот сад. С любого места се всегда видны лишь четырнадцать камней, один какой-нибудь постоянно скрыт. Таким образом, автор иллюзорно выразил идею о том, что «истинная реальность скрыта от беспокойного ума».В саду нет ничего растущего и увядающего. Однако он не кажется застывшим и мертвым. В зависимости от времени года и дня изменяются освещенность камней, величина их тени, оттенок и фактура каждого камня и т. п. Вот почему сад вызывает все новые и новые ощущения.

Парк Катсура

Характерен своей планировкой дворцовый парк Катсура, расположенный на берегу реки на окраине Киото.Построен он в 1602 году на плоской местности. В парке созданы сеть каналов и прудов, небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Площадь его – 10 га. Он совершенно изолировал от окружающего парк пространства, так что все внимание сосредоточено на внутренних пейзажах. В нем совершают прогулки пешком и на лодках. Постоянная смена картин гармонично переходит одна в другую. Главенствующая роль отведена самым различным хвойным деревьям и кустарникам. Прогулочный маршрут необычайно длинный, и это благодаря весьма извилистым контурам берегов и островков.

Все в Японии гармонично и безупречно. Садово-парковое искусство Японии также строго подчиняется этим принципам. Начало формирования этого искусства было положено во времена первого развития японской культуры. Именно синтоизм, как религия гармонии с природой, стал традиционной религией древних японцев, которые были преданы красоте, как верный слуга своему господину. Именно верования «синто», что в переводе значит «путь богов», значительно повлияли на развитие и принципы садово-паркового искусства.

В синтоизме, божества отождествлялись с явлениями природы, которые считались вместилищами их сил и существа. Древние японцы полагали, что божество нельзя увидеть, однако его проявления отражаются во всем вокруг. Созерцание красоты и ритма окружающей природы поможет осознать и приблизится к гармонии божественного мира, пронизывающего материальный мир. «Моно-но-кэ» - это то единение, та гармония божественного и видимого мира, которая являлась предметом поклонения древней Японии. Первым воплощением моно-но-кэ был камень, который, согласно верованиям синтоизма, был вместилищем божественного духа, так сказать оболочкой божества. Почитание камня стало одним из самых важных этапов осознания настоящей действительности. Места поклонения созидались таким образом: собственно оболочка божества – камень помещался в засыпанное галькой пространство и огораживался веревками. Благодаря такой конструкции, предмет поклонения оказывался не отделим от окружающей природы, и оставался с ней единым целым. И по сей день в композиции японского сада сохраняется различие камней, символизирующих мужское и женское начало.

Каким бы наивным не казался первоначальный синтоизм, именно благодаря нему сформировались две основополагающие эстетические идеи: заключение символов в природных и в пространственных формах. Несмотря на то, что на протяжении всей своей истории, Япония часто заимствовала идеи у других народов, эти идеи принимали совершенно иные формы, и становились, в конце концов, истинно японскими, наполняясь, каждый раз новым смыслом при смене династии.

Буддизм Японии, заимствованный в VI веке, также обрел совершенно иное выражения и совершенно иные философские принципы, чем в Индии, где собственно и родилась эта вера, или в Китае, откуда и была заимствована. Японский синтоизм и буддизм слились в одно целое – рёбусинто. Духовность природы в синтоизме и личности в буддизме произвели на свет новую духовность, определяющуюся слиянием синтоистского и буддистского божества. Именно здесь родилось неразрывное восприятие окружающего мира и человеческой природы.

Японская культура включила в себя и представления о природе инь и ян – мужском и женском начале бытия, активном и пассивном началах, а также убеждение о устойчивости изменений. Единение инь и ян образует гармонию. Со временем все эти принципы воплотились в структуре расположения предметов японского сада.

Впервые, упоминание о японском саде датируется VIII веком. В древней столице Японии, Нара, которая по своему устроению была идентична мандале – буддистской схеме мироздания, японские сады были устроены по подобию китайских. В древних летописях существуют упоминания об устроении садов в период правления императрицы Суйко. Период с VIII по IX века характеризуется множественными заимствованиями культуры Китая, который на то время был центром восточного искусства. Именно китайские эталоны воспринимались настоящим культурным образцом.

Китайские сады воплощали собой представления людей о рае, где они могли бы, наслаждаясь красотой окружающего, постигнуть истину. Блаженство от созерцания великолепия природы должно было принести полное единение с божеством. В то время не было строгих принципов обустройства сада. Однако один принцип был обязателен: воплощение скелета (символ которого - камни) и крови (вода), что символизировало единение в плоти светлого мужского начала (ян) и темного женского (инь). Композиция сада должна была воплощать свойства самой природы – изменчивость, текучесть, естественность и единство в разнообразии и противоположности. Каждый мастер создавал японский сад в соответствии с этими законами, и в то же время выражал свое понимание природы.

Во времена Нара еще не существовало понятия о единении искусственного и натурального сада. Природный сад оставался нетронутым, а пространство организовывалось путем планирования движения процессий. В следующем периоде развития японской культуры Хэйан человеческое привнесение в структуру сада будет соответствовать природной, а не контрастировать с ней. Изощренная культура Хэйан требовала напряженного восприятия красоты, что составляло новое восприятие мира. Это восприятие - созерцание. Именно остротой переживания человек проникал в сущность бытия. Классическая японская поэзия сформировалась в утонченную эпоху Хэйан.

С приходом воинственной эпохи Камакура изменилось и отношение к искусству создания сада. Теперь уже не столько чувственность и тонкость восприятия природы играло решающую роль, но мощь и непокорность природных сил.

После прихода к власти сегунов Асикага, противоположные культуры Хэйан и Камакура несколько сблизились и преобразовались в единую. На этот период приходится расцвет дзэн - буддизма в Японии, что не замедлило отразиться и на искусстве создания сада. Дзэн предполагает не противостояние природы и человека, а их гармоничное единение, отождествление объекта и субъекта созерцания. Главное в дзэн – это простота и умеренность, постижение единения на основе интуитивного восприятия, мышление дзэн нерационально, он почти полностью отвергает проникновение в суть вещей разумом. И соответственно, именно эти принципы отразились на культуре создания японского сада этого периода. Канон создания сада предполагает основание не на эстетической ценности предмета (камней, песка, воды, растений), а на символе, который он несет в структуре мироздания.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
« ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РЕФЕРАТ
на тему:
« Садово-парковое искусство Японии»

ВЫПОЛНИЛА
УЧАЩАЯСЯ ГРУППЫ АГБ-8
ИЗОБОВА Е.А.

ПРОВЕРИЛА БОРОДИНОВСКАЯ О.В.

ГРОДНО 2009

Садово-парковое искусство всегда отличалось творческим многообразием в решении своих специфических задач. Характер этого вида творчества зависел от исторических условий, ландшафта, уровня культуры, самобытных особенностей народа. Садово-парковое искусство развивалось по двум основным направлениям: геометрическому и живописному.
Композиции, основанные на принципе симметрии, называются геометрическими.
Композиции, имеющие в основе принцип подражания естественной природе, часто предварительно создаваемые художником на полотне (пейзажи), принято называть живописными.
Зарождению и расцвету того или иного направления парковой композиции в данной стране способствовали различные условия: особенности климата и рельефа, общественного устройства, степень могущества государства. Поэтому в литературе регулярные, расположенные на крутом рельефе сады часто называют итальянскими, регулярные сады на ровной местности - французскими, цветочные партерные сады - голландскими, пейзажные парки - английскими.

Японский сад – явление во всех смыслах уникальное и обладает внушительной историей развития. Сейчас сады в Японии находятся на высочайшей ступени своего развития и это «заслуга», в первую очередь, самой природы страны.
Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но, тем не менее, даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада - созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора - террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды .

VI-VIII вв.- период Нара , характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна - долголетие, бамбук - стойкость и др.).
Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

IX-XII вв.- Хейанский период . Столица - Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.

XIII - начало XIV в.- период Камакура . Характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

XIV-XVI вв.- период Муромати . Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появляется новый вид сада - сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

В японской культуре были выработаны три основные категории: син, гё, со. Их применяли в каллиграфии, в икебана и в садово-парковом искусстве. Относительно японского сада категория син предписывала полный набор элементов сада, правду, точность; категория гё - полусимволическую трактовку сада, сжатость, лаконизм; категория со - чистую символику, предельно сжатую, но выразительную форму. Примером может быть "сухой сад", в котором вместо воды главную роль играют песок, камень. Для создания такой сложной садовой системы большое значение имели теоретические разработки по садово-парковому искусству.
Самая давняя книга о садах "Сэндзай Хисе" относится к Хэйанскому периоду. В XIII в. появились теоретические сочинения по садовому искусству Иошитзуке Гокийоки, основанные на теории контрастов . В жизнь проводилась идея контрастов двух сил - активной и пассивной. Высокий камень - активное, господствующее начало, лежащий камень - пассивное. Они должны быть противопоставлены. Так, по теории контрастов, около развесистого дерева непременно надо ставить высокий фонарь.
Выдающимся мастером и теоретиком садово-паркового искусства был монах Кокуси Мусо (1276-1351), известный также как Сосеки, прославившийся устройством садов с меняющимися пейзажами. Этому выдающемуся представителю школы Тэкр-надзи приписывают создание знаменитых садов: Сайходзи ("Сад мхов"), Тодзи-ин ("Сад воды"), Миесидзи ("Сухая водная гладь"). Позже Соами (1459-1525) в руководстве "Цукияма сансуй дэн" ("Предание о садах") еще более конкретизировал учение о контрастах, разработав 12 стилей простых и морских пейзажей. Например, скалисто-морской стиль требовал высокого водопада, деревьев, разбитых грозой, и морских камней на берегу; стиль трав - круглых холмов и плоских камней, узловатых сливовых деревьев на берегу водоема. Практически эти стили способствовали созданию садов двух типов: холмистого (Цукияма) и плоского (Хи-ракива). К этому времени восходит начало учения о типах ландшафтов, которое в современном паркостроении является общепринятым и играет большую роль при разработке композиции парков.

Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.

Современные японские сады бывают трех типов :
-холмистые,
-равнинные
-пересечённые.

Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода"). Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы.
Сначала появился холмистый сад . Он имел достаточно большую площадь и состоял из пяти холмов, один из которых был центральный и символизировал гору Фудзияма. Обязательным условием этого сада является наличие десяти главных камней и водоема с несколькими островами. Холмистый сад был пейзажным и воспроизводил ландшафт той или иной местности.
Следующим этапом развития японских садов является плоский или каменистый(равнинный) сад . Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию.
Японский пересеченный ландшафтный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами.

В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля:
1) под здания - 40 % от общей территории;
2) под открытые пространства сада или парка -30%;
3) под закрытые пространства - 30%.

Наиболее ярко сущность японского сада выразил японский архитектор Макото-Накамура: «Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков.»

Желание японцев воссоздать картину мира с помощью ландшафта на небольшом участке земли привела к тому, что в садах использовались преимущественно низкорослые формы растений, а из сильнорослых растений формировался так называемый «садовый бонсай». Каждое дерево, камень, движение воды воспринимались японцами как нечто большее, обладали своей историей, душой и влиянием на людей, и начинали служить символами. Поэтому расположение отдельных элементов в ландшафте не могло быть произвольным, а подчинялось строгим правилам. В японской ландшафтной архитектуре широко используются символы, взятые из древней языческой религии и связанные с более поздним дзен-буддизмом. Однако воспринимать эти символы мог лишь подготовленный человек, знакомый с историей, поэзией и искусством своего времени.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основном к следующим положениям:
-типологичность;
-традиционность;
-символизм;
-образная трактовка природы;
-связь с живописью;
-канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

По основному компоненту , на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его <скелет> и <кровь>.

Основой каждой композиции были камни . Теория выделяла 138 главных типов камней: озерные и речные, камни, делящие поток, камни-тропинки, лежачие и т. п. В небольших композициях можно было ограничиться пятью камнями. Лучший пример типа сада, возникшего под влиянием идей секты дзэн,- "Сад камней" при монастыре Рёандзи в Киото, создателем которого считается знаменитый монах-художник Соами. Единственное украшение этого небольшого сада (218,8 м2), замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной,- асимметрично расположенные 15 камней различной формы. В саду нет ничего изменяющегося - растущего и увядающего,- но он не кажется застывшим и мертвым. Сад вызывает все новые и новые впечатления. В зависимости от времени дня и года изменяются освещенность камней, густота отбрасываемых ими теней, величина, оттенок и фактура каждого камня и т. п

Каждый компонент сада несёт в себе особенную смысловую нагрузку, для воплощения образа используются самые различные материалы – разномастные камни, песок, скульптуры, гравий. Особенно важное значение и наиболее важную смысловую нагрузку имеют камни – именно с их помощью формируется эстетическая основа всего сада. Выбор именно таких материалов пришёл из седой древности, когда японцы считали, что места, окружённые камнями, избираются камни для постоянного пребывания, следовательно, эти места чисты и надёжны.
Большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает покой и защищенность. Камнями оформляются пруды и другие водоемы, что дает эффект зеркального отражения и усиливает впечатление.
Маленький камень обозначает небольшой холм. Маленькие камни, которые как бы скатываются с возвышенности, символизируют водопад. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток.
Плоскими камнями обычно вымащивали дорожки и переходы. Они символизируют открытый, свободный путь и доброе расположение владельца сада.
Своё определённое значение имеет выбор и подбор цвета, формы и фактуры камней. Если в композиции используются камни одного типа, это означает, что мастер воплощает единую идею, имеющую глубокое значение. Если сочетаются камни различных цветов, фактуры и размера, то это свидетельствует о том, что художник пытался воплотить несколько различных, но дополняющих друг друга идей.
Камни серо-голубых тонов символизируют водную и небесную стихии, черные и коричневые - земную. Камни, в которых присутствуют зеленый и желтый оттенки, олицетворяют растительный мир. Некоторые необработанные камни, имеющие рельефную форму, обозначают животный мир.
Особое значение камни имеют в японском «саду камней». Образ «чистого пространства», покрытого белым песком, с разнообразными узорами и камнями, объединяет в себе природу и мысль человека и в высшей степени символичен.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рёандзи в Киото , созданный в конце XV - начале XVI в. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23Х9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность <расчесана> специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Чисто визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.

Вода - основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.
Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится <острову черепахи> и <острову журавля>, символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также <райскому острову>, который не соединяется с берегом.
В <сухих> садах вода символически изображается галькой или песком.

Древесно-кустарниковая растительность для оформления сада подбиралась очень тщательно. Почти отсутствовал цветочный декор. Вечнозеленая флора в саду являлась источником блаженства и покоя. Доминирующим элементом считалась сосна обыкновенная, ценившаяся за высокий стройный ствол, стойкость и ажурность кроны. В одиночной посадке, как солитер, она воспринимается на фоне газона акцентом и дает эффектное отражение в воде. Палитра хвойных многокрасочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, и кипарис и др. то же можно сказать, и о лиственных, и о красиво цветущих породах: наряду с плодовыми весьма часто применяются рододендроны, магнолии, форзации. Реликтовое дерево гингко и камфорное дерево – не редкость.
Японцы всегда любили вишню сакуру и персиковое дерево за красоту цветения в весенний период, клен за великолепную пурпурную осеннюю листву. Часто недалеко от дома высаживались банановые деревья специально, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховыми.
А лотосы на прудах - в особом почете. Однако предпочтение отдается ирисам, хризантемам и пионам. Вдоль аллей сплошь покрывающие склон холма стриженые кустарники создают зеленый фон, демонстрируя свои «прически» в виде шаров и кубов. Трудно представить японский сад без бамбука - «подлинного классика», а среди травянистых прочное место завоевали хосты с их сердцевидными элегантными листьями.

У представителей большинства народов особую символическую нагрузку несут цветы. Помимо этого, у каждого человека цветы вызывают собственные ассоциации, однако в Японии существует общепризнанная система значений различных видов цветов, здесь учитываются не только их форма и размер, но и цвет.
Часто в искусственно созданных прудах, заводях и небольших озерах разводят белые лилии, которые символизируют душевную чистоту и невинность, преданность и бескорыстную любовь. Если в центре пруда располагается каменная башня, окруженная белыми лилиями, то данное место самое чистое и священное в саду. Если в пруду темно-желтые и ярко-оранжевые лилии, то хозяин сада веселый и жизнерадостный человек.
Цветок камелия прекрасен, он завораживает своей красотой и изысканностью. Как ни странно, именно он является символом грусти, печали, а порой даже смерти, но в то же время он олицетворяет душевную чистоту и достоинство. В саду камелию используют как напоминание о тех, кого уже нет в этом мире.
Азалию обычно используют в японском саду благополучные семьи, в которых отношения строятся на любви, доверии и взаимопонимании. И это не случайно, ведь азалия - символ любви, дружбы, верности, душевной привязанности, открытости, обожания. Этот цветок защищает семейное счастье, действует умиротворяюще и успокаивающе. Пышные соцветия расположены близко к стеблю - единство и нерушимость в отношениях между членами одной семьи.
Прекрасный, пышный георгин означает величие и благородство, доброжелательность и отзывчивость. Человек, который хочет продемонстрировать свой изысканный вкус, душевность и силу характера, обязательно использует в композиции своего сада цветы георгина.
Если Вы хотите, чтобы гости, побывав в Вашем саду, сделали вывод, что Вы человек с богатым духовным миром, хорошими манерами, щедрый, решительный и отзывчивый, не стоит использовать в композиции сада гортензию, поскольку в Японии и многих других странах этот цветок издавна считается символом скудности духовного мира, скупости и откровенного хвастовства, зацикленности на собственной персоне, неумения принимать решения.
Цветы жасмина и их великолепный аромат создают в саду атмосферу уюта, защищенности и теплоты. Они способствуют дружеской беседе, чаепитию в кругу семьи. Жасмин олицетворяет собой откровенность, навевает приятные воспоминания, которые вносят в сердце покой и умиротворение.
Нарцисс в японской символике обозначает человека самовлюбленного и во всем сомневающегося, но в то же время сильного, веселого, постоянно надеющегося на лучшее. В Японии его также называют «ребенком двух сезонов».
Роза считается одним из самых благородных цветов, который в первую очередь выступает символом большой любви. А вот о том, какой именно, рассказывает цвет розы. Тёмно-красная роза символизирует страстную любовь, обожание, любовные переживания. Белая роза - первую, чистую, платоническую любовь. Розовая - тихую, застенчивую любовь.

Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения : мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из естественного материала - дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени - лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.
Каменная башня в художественной композиции, как правило, символизирует храм. Значение несколько меняется в зависимости от места, занимаемого башней в пейзаже. Если башня располагается в середине пруда или озера, окруженного камнями, она являет собой чистый, священный храм, жилище богов, покой и умиротворение. Как правило, все компоненты пейзажа способствуют акцентированию внимания именно на этой башне.
Башня может располагаться сбоку от водоема или в тени зелени, что означает таинственность и загадочность храма. Композиция как бы скрывает храм, заставляя зрителя взглядом искать недостающий элемент. В одном саду может быть несколько башен, которые символизируют храмы различных духов: воды, земли, воздуха, природы и т. д.
Каменные фонари, которые являются одним из лучших украшений пейзажа, - неотъемлемый атрибут японского сада. Они имеют различную форму и высоту, символизируют источник света, тепла и озарения. Располагаются они в любом месте сада, акцентируя внимание на том или ином элементе.

Часто встречающиеся в японских садах лужайки и тропинки из мха - это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства. Плющ, обвивающий ограды и статуи, - свидетельство дружбы, искренности и верности идеалам. Если композицию дополняют сухие листья - это говорит о том, что создатель сада чем-то опечален, он размышляет и грустит.

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой природы . Художественная задача сада - показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с живописью . Он рассчитан на статическое зрительное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Цветовое оформление сада подчиняется основным правилам живописи и графики. Общая приглушенность и мягкость цветовой гаммы и своеобразного колорита сада, даже некоторая его монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с живописью тушью.
В композиции японского сада растительность представлена в зеленоватых оттенках, и это отнюдь не является проявлением консерватизма японцев. Они просто не могут придать природным элементам несуществующие цвета, так как, прежде всего, ценится естественность. Перекрашивать или подкрашивать их не принято. Именно в этом природном цвете вся энергетическая и эстетическая ценность.
В понимании японцев у каждого цвета есть своя душа, а значит, цвет - это живое существо, которое требует внимания и ухода со стороны людей. Цвет может быть злым и добрым, ласковым и грубым, веселым и грустным. Он может влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Одной из форм влияния является красота цвета, которой можно любоваться бесконечно. Не бывает некрасивого цвета, просто в нем нужно увидеть красоту.
Каждый цвет, используемый для создания композиции, несет в себе глубокий смысл. Например, зеленый цвет - это жизнь, сила, мощь всей природы. Красный цвет вносит некоторую яркость, но он никогда не будет ведущим, так как, по мнению японцев, несет большое количество отрицательной энергии. Созерцание этого цвета не позволит расслабиться и обрести душевный покой. Желтый цвет может быть применен в фактуре сада, но только в том случае, если будет немного притушена его солнечная яркость, которая символизирует божественные силы. Белый цвет в саду практически не используется, так как является символом траура, грусти и, соответственно, не может расположить смотрящего к положительным эмоциям.

В японском саду преобладающим цветом является зеленый, так как именно он наиболее характерен для природных элементов. Но, тем не менее, сад не становится от этого скучным, поскольку все оттенки зеленого присутствуют в нем. Настоящие ценители красоты могут увидеть все нюансы, да и цвет имеет способность изменяться при различном освещении или даже от расположения рядом с ним других предметов.
Например, серый цвет становится более темным, если рядом с ним расположен зеленый, а коричневый цвет более насыщен, если он находится в полумраке. Японцы знают об этих особенностях и успешно применяют их при оформлении своего сада. Часто мох в саду берется именно коричневого цвета, причем располагается он в затемненных местах.
Знатоки японской культуры предпочитают вносить в композицию мягкие тона. Например, гармония матово-зеленого или серебристого общего фона неповторима и способна настроить на умиротворенный лад всех созерцающих такой сад.
Коричневый и серый цвета также считаются самыми популярными в японском саду, и они ни в коем случае не воспринимаются как символы уходящей жизни или увядающей природы, как в русской культурной традиции. Эти цвета считаются самыми глубокими, так как понять их очень сложно. Они наполнены той загадочной энергией, которая притягивает к ним взгляд.
В японском саду можно увидеть и яркие пятна, которых, правда, не так уж много, поскольку излишняя пестрота в данном случае не оправдана. Яркость саду придают пестрые пятна цветов и плодов. Красные цветы находятся или в соцветиях, или украшают кустарники. Однако яркие цвета не используются при создании тропинок, мостиков, скамеек. Спокойствие и умиротворенность, которые окружают их, не требуют контраста цветов.
и т.д.................

Садовое искусство вместе с буд­дизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На про­тяжении всей своей истории, насчи­тывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направ­ления. Этому способствовала приро­да Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, ре­ки, ручьи, водопады, песчаные отме­ли, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выра­жение в стремлении сконцентриро­вать все это разнообразие на незна­чительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ при­роды положен в его основу. Главная функция японского сада - созерца­ние и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора - террас, окон дома, видовых точек прогулоч­ного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчи­няясь религиозным концепциям буд­дизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды:

VI-VIII вв.- период Нара, ха­рактеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются пер­вые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой - горы и во­да. Появляется смысловая символи­ка (сосна - долголетие, бамбук - стойкость и др.).

Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и ки­тайских садовых композиций.

IX-XII вв.- Хейанский период. Столица - Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, раз­витием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его компози­ция строится фронтально и воспри­нимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую плани­ровочную схему, его основу составля­ют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канона­ми.



XIII - начало XIV в.- период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и рас­пространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

XIV-XVI вв.- период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Са­ды развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появ­ляется новый вид сада - сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляется множе­ство вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов яв­ляется положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения исти­ны. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были рас­полагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Ос­новным композиционным принципом, так называемым принципом неопре­деленности, было создание гармони­ческого равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и по­рядок, и движение, и покой. Его мож­но сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространствен­ные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размеще­нии недопустима симметрия.

Длительный период развития са­дов в одном направлении и их кано­низация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначе­нию исторически сложились дворцо­вые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера XVIII в. выде­ляли следующие типы садов.

По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности компози­ционного построения: пол­ная форма - «син», полусокращен­ная - «со», сокращенная - «гё». Наиболее развернутая форма «син» обычно содержит весь набор компо­зиционных элементов. Форма «гё» более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компо­ненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цве­ту, фактуре. Из них образуют груп­пы: основную - определяет всю композицию - высоту холмов, раз­меры и очертания водоема, разме­щение растений в саду; вспомо­гательную - подчиняется глав­ной и подчеркивает ее основную идею: «гостевую группу» - композиционно не подчиняется глав­ной, но уравновешивает ее; свя­зующую группу, которая ком­позиционно объединяет сад с домом и др.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разносто­роннему треугольнику, длинная сто­рона которого должна быть обраще­на к фасаду дома, выходящему в сад, короткая - слева, а средняя - справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возмож­ности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространст­во сада.

Вода - основа жизни любого са­да. Она присутствует в форме водо­ема с заливом, островами, песчаны­ми и каменными берегами и изобра­жает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюблен­ным элементом сада является водо­пад.

Почти во всех композициях с во­доемом и островами главное место отводится «острову черепахи» и «ост­рову журавля», символизирующих стремление человеческого духа к глу­бинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», кото­рый не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символи­чески изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна - цветени­ем плодовых, осень - окраской ли­стьев (особенно клена), зима-ри­сунком обнаженных ветвей. Пред­почтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи,- сосна японская плотноцветная. Из цветущих - сли­ва (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. Хризантема, слива, ор­хидея и бамбук, по японским поня­тиям, образуют «четверку благород­ных» растительного мира. Компонов­ка растений канонизирована и ведет­ся по их символике и декоративным признакам.

Неотъемлемой частью сада явля­ются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, огра­ды, ворота. Они выполнены из есте­ственного материала - дерева, бам­бука, камня, иногда металла (чугун­ные или бронзовые скамьи), без ла­ка и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естествен­ный цвет и, что особенно ценится, налет времени - лишайники на кам­не, блеклость тонов дерева и бамбу­ка, патина на металле.

В композиционном и цветовом ре­шении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на статическое зри­тельное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохром­ной живописью тушью.

Характерной чертой японского са­да является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточен­ной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут ком­поненты сада,- по форме и располо­жению камней, островов и т. д.

«...эстетическая ценность растений, камней, песка, воды (как таковых) является второстепенной по сравне­нию с тем, что они символизируют» . Отсюда и метафоричность сада, и недоговоренность в переда­че образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти чер­ты проявляются в плоских (фило­софских) садах.

Одним из самых популярных явля­ется сад камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в конце XV - на­чале XVI в. Сад представляет со­бой небольшую прямоугольную пло­щадку (около 23X9 м), расположен­ную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противополож­ной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой под­нимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, располо­жено группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специаль­ными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состо­ящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. «Чисто визуально сад на­поминает морские волны, омываю­щие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвы­шаются вершины горных пиков. Зри­тель сам в зависимости от внутрен­него состояния, направленности во­ображения может создать любой об­раз, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии» .

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой - образной трактовкой при­роды. Художественная задача са­да - показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих гра­ницы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

Помимо придворных и храмовых садов с XVI в. в Японии формируется новый тип са­да - сад чайной церемонии. Он связан с обря­дами чаепития, которые, появившись в стране в XII в., стали популярными во всех слоях на­селения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие раз­меры, его неотъемлемые части - дорожка, ве­дущая к Чайному домику, сосуд для омове­ния рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни застав­ляли посетителя смотреть себе под ноги, а спе­циально выровненные ее участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.

Идея сада чайной церемонии оказалась жизнеспособной и сохранилась до наших дней как современное художественное творчество японского народа.

В XVII-XVIII вв. (период позд­него средневековья) создаются об­ширные сады-парки, представляю­щие собой комплекс садов, перехо­дящих один в другой. Это сады им­ператорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными явля­ются парковые ансамбли Кацура (1625-1659) и Шигакуин (1656- 1695 и позже). При всех различиях эти ансамбли характеризуются уже значительной площадью (Кацура - 6,6 га, Шигакуин - 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Бла­годаря этому сады получили назва­ние чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по общему замыслу его владельца - принца Тосихито. Его центром явля­ется обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой ли­нией и островами. Дворец размещен на берегу, имеет сложную форму и состоит из трех частей, обращенных к различным частям сада. В тради­ционный тип сада - сад «озера и острова» - органически вошли при­емы других типов садов. Но самое главное - это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только

в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин са­да, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскры­вается целое.

Сад Шигакуин - бывшая рези­денция императора Гомицуно. В от­личие от остальных садов он распо­ложен на трех уровнях, террасами поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревь­ев. Все искусственные элементы сада становились передним планом компо­зиции и получали подчиненную роль.

В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традици­онного жилого дома и сада как его неотъемлемой части.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основ­ном к следующим положениям: 1) типологичность; 2) традицион­ность; 3) символизм; 4) образная трактовка природы; 5) связь с жи­вописью; 6) канонизация композици­онных приемов в использовании парковых компонентов - камней, воды, растительности, сооружений.

Японский сад как образ живой природы представляет большой инте­рес для современной урбанизиро­ванной среды. В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан не­большой (200 м 2) Сад мира. Его автор - скульптор И. Ногуки. Прин­ципы национального сада широко используются современными япон­скими специалистами как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий. Некоторые прие­мы получают распространение и в Европе.

В 1987 г. в Главном Ботаническом саду АН СССР был открыт японский сад, созданный на площади 2,7 га по проекту (и под руководством) Кен Накадзимы. Сад решен в тради­циях японского паркостроения. В ас­сортимент включены растения япон­ской флоры (сакура, вяз Давида, клен моно, рододендроны), а также других флористических зон, передаю­щие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник ка­зацкий, рододендроны понтийский, желтый и др.).




16 марта 1934 года в Японии были открыты три первых национальных парка: Сето- Найкай,Унзен-Амакуса и Кирисима-Яку. История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта Существенный отпечаток на садово- парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.








Парк Кэнрокуэн или Парк Кэнроку-эн Один из Трех самых знаменитых парков Японии, Кэнрокуэн провозглашен сокровищем национального масштаба. Название Кэнрокуэн («парк шести элементов») отражает шесть взаимодополняющих элементов: простора и уединенности, человеческого труда и налета старины, текущей воды и панорамных видов на обширной территории парка. Сад открыт круглый год, за исключением шести дней с 29 декабря по 3 января. Весной и летом в сад можно попасть с 7 утра до 6 вечера, осенью и зимой – с 8 утра и до половины пятого.




Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году. На территории в 25 акров расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка древний фонтан и чайный домик. Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году.









В японском парке цветы посажены очень тесно и создают очень красивые и причудливые композиции. В парке есть 100 летняя глициния, также около 160 глициний, которым около 60 лет и 1500 азалий, которым более 60 лет. Для столетней глицинии парком создан огромный каркас для поддержки огромного зонтика фиолетово-синих цветов (глициния относится к лиановым, очень хорошо формируется).






Япония: особенности национального чаепития Азиатское гостеприимство очень похоже на русское – вас всегда пригласят за стол и угостят чаем. Но, в отличие от нашего родного самовара, корзинки с бубликами и ягодного варенья, восточный гость предложит путешественнику только миниатюрную чашечку зеленого чая. Это совсем не от скупости: так местные жители демонстрируют свое дружелюбие, предлагая самое, по их мнению, ценное угощение.




Главные атрибуты церемонии: деревянный ящичек с сухими травами, простая керамическая посуда, медный чайник (идеально чистый, но не начищенный до блеска, потому что японцы любят «эффект старины»), бамбуковая ложка и шелковые салфетки. Японская эстетика предполагает чаепитие в чайном домике («тясицу»), расположенном в живописном саду («тянива») для медитаций. Чтобы попасть в него, нужно пройти по каменистой дорожке вдоль сосен и кипарисов («родзи» – в переводе «земля, покрытая росой»).



Если вас пригласили на домашнюю чайную церемонию, похвалите интерьер комнаты и поинтересуйтесь, что написано на свитке, который висит в стенной нише («токомона») – там обычно стоят цветы, аромалампа и листок с мудрым изречением. Хозяин заранее готовит свиток с афоризмом конкретно для церемонии чаепития и придает выбранным словам большое значение.

error: